Я несу Олимпийский огонь!

Светлана Красавцева
               
   Олимпиада 1980-го года в Москве. Как давно это было! Какой удачный и счастливый для меня это был год! Даже сны мне снились необычные: я поднималась на красивый зелёный холм, внизу под лучами восходящего солнца сверкала серебром подкова реки. Ветер трепал мои волосы, а я раскидывала руки, как крылья, разбегалась и взлетала! И парила над Землёй, как птица! И сердце пело от счастья! И просыпалась с этим состоянием СЧАСТЬЯ!
   А ведь ещё три года назад жизнь казалась безысходной… Муж, - непьющий, некурящий, негулящий, которого так любила вначале - оказался моральным садистом, от которого, казалось, спасения нет… Он любил угрожать и шантажировать самым больным:
   - Если мы разведёмся, детей у тебя заберут! Ты недостойна их воспитывать! – говорил он, а второй ребеночек при этом ещё и не родился, сидел у меня в животе и переживал вместе со мной… - Пусть лучше в детдоме растут!
   - Если ты уйдёшь, я тебя под землёй найду и убью! – угрожал он частенько.
    А я, глупая, боялась и верила… Я тогда не понимала, что запугивать женщин могут лишь слабые мужчины, нажившие себе кучу комплексов, а отыгрывающиеся на своих близких. У них обычно не хватает своей энергии, и они стараются «раздраконить» тех, кто не может им дать сдачи, так, чтобы те зафонтанировали энергией. Тебя трясёт от страха или обиды, а ему хорошо! Он подпитался! Самый настоящий энергетический вампир!
   Дошло до того, что я, такая оптимистичная и весёлая девчонка (в техникуме даже преподаватели про меня говорили: «Самая жизнерадостная девушка в группе»), вдруг всерьёз задумалась о суициде… Ну не видела я выхода!
   А потом вдруг, когда муж, отведя Сашеньку, которому было год и восемь месяцев, в садик, ушёл на работу, я как проснулась! Быстро собрала в сумку детские колготки, кофточки, штанишки. Почему-то прихватила и горшок! Своего, кроме нижнего белья, не взяла ничего. Взяла раскладную летнюю коляску и пошла на стоянку такси, которая была недалеко от дома. На такси заехала в садик. Воспитательнице сказала:
   - Всё, я больше так жить не могу! Уезжаю!
   И она, которой мой муж столько на меня жаловался, обливал грязью, горячо меня поддержала:
   - Вот и правильно! Давно надо было это сделать! Счастливо!
   Какое тогда было прекрасное время! Самолёты летали из Харькова на все направления! И билеты стоили шестнадцать рублей до Кишинёва и четырнадцать до Одессы – а хоть из одного города, хоть из другого рукой подать до Бендер, где жили мои родители! И как раз через полтора часа был рейс до Кишинёва! Я без проблем купила билет и позвонила маме, чтобы она меня встретила. Та договорилась с соседом, и вскоре я с Сашенькой была дома. Ура!
   Муж на расстоянии вдруг стал белым и пушистым! Звонил мне, объяснялся в любви, клялся, что если я вернусь, то мы заживём по-новому. Но я уже знала эти «песни»! Я ведь уже делала попытку от него уйти, но поддалась на уговоры и вернулась. А что получила? Да ещё одного ребенка!
   Да, родился ещё мальчик, хотя я так надеялась, что будет девочка! Тогда ведь УЗИ не делали, и пол ребёнка до родов оставался сюрпризом. Но главное, что здоровенький!
   Мы с мамой полностью отдались уходу за малышами. Сашенька рос беспокойным, пугливым, плохо спал. Сказалось то, что я нервничала, когда была беременной, кормила грудью (как ещё у меня молоко не перегорело?!!), да и все скандалы проходили при нём… Алёшенька, к счастью, последние два месяца беременности провёл в спокойной доброжелательной обстановке. И давал ночью спать, хорошо кушал и набирал вес.
   А вот моё здоровье стало серьезно давать сбои. У меня было нервное и физическое истощение, я весила всего сорок шесть килограмм, и никак не могла поправиться. Но самое страшное, что болело сердце…
   - Блокада пучка Гисса! – «обрадовала» врач. – Плохое заболевание, может привести к инвалидности.
   Дома я порвала все рецепты. Если медицина это не лечит, значит, надо браться за своё здоровье самой! До встречи с мужем я активно занималась спортом: у меня были первые разряды по плаванию, лыжным гонкам, морскому многоборью. И я свято верила, что если правильно заниматься оздоровительным бегом, то при болезнях сердца это ТОЧНО поможет!
   Собрала подружек в импровизированную группу здоровья: одни хотели вес сбросить, другие для здоровья, третьи – за компанию! По утрам входили на школьную спортплощадку и около часа занимались. К нам даже стали присоединяться желающие из соседних домов! Через пару месяцев я заметила, что сердце меня почти не беспокоит! И даже вес немного набрала!
   И этот шаг, когда я взяла ответственность за своё здоровье на себя, изменил всю мою дальнейшую жизнь! События стали развиваться с молниеносной скоростью! Причём так, как будто мне там, на пути, кто-то соломки подстелил! А может, просто это я вышла на СВОЮ дорогу?!!
   Я самым чудесным образом поступаю в Кишиневский пединститут на факультет физвоспитания, решив навсегда расстаться с химией (ведь позади был красный диплом химико-механического техникума и почти три курса химфака Харьковского университета). Хотя меня все пугали:
   - В Кишинёв без блата или денег нечего и пытаться поступить!
  Меня принимают на работу тренером по лёгкой атлетике в детскую спортивную школу, и я с головой окунаюсь в новую для меня работу.
   Я давно забыла об упаднических настроениях: КАК жить дальше, если осталась одна с двумя детьми? Моя мамочка – Царствие ей Небесное! – поддерживала тогда меня во всём! Пятьдесят процентов всех моих успехов и достижений – это благодаря её помощи и поддержке!
   По утрам я продолжаю бегать. Но уже не возле школы, а километров три – пять, в парк напротив стадиона, куда приходят на зарядку наши мастера спорта.
   Однажды Иосиф Казимирович, тренер по спортивной ходьбе, тренирующий сборную города, мне предложил:
   - Что ты бегаешь без толку? Для женщин ввели спортивную ходьбу. Начинай тренироваться! Глядишь, мастера спорта выполнишь! Всё же тренер и мастер спорта – намного престижнее, чем второразрядник!
   И я загорелась! Не знаю, или это действительно оказался мой вид спорта, или ещё что, но мои результаты поражали даже тренера с таким огромным стажем! Через месяц я стабильно шла по второму разряду, через три - по первому, выиграв Чемпионат Молдавии. А через восемь – стала мастером спорта! Это был как раз 80-й год.
   В это время Ира, моя соперница по ходьбе, молодая девочка восемнадцати лет (мне-то было уже двадцать семь!) начала хвастаться:
   - А я буду нести Олимпийский огонь!
   Ох, сколько тогда об эстафете Олимпийского огня было разговоров, телепередач, статей в прессе! Писали, что нести Огонь будут самые достойные! Что пройдёт он через многие страны, в том числе и по молдавской земле! И КАК мне хотелось приобщиться к этой эстафете! Пусть хотя бы просто сопровождать факелоносца!
   Желающие должны были пройти жесткий отбор: это и анкетные данные, и характеристики с работы, и два этапа городских, а затем республиканские соревнования по бегу, на которых обращали внимание не только на скорость прохождения дистанции (требования были бежать километр не медленнее пяти минут), но и на технику бега, его красоту!
   И – о чудо! – я в числе восьми факелоносцев от Бендер! А Ира почему-то отбор не прошла… Бывает и так…
   Специально нас не тренировали. Я продолжала заниматься спортивной ходьбой, работала тренером. Утром перед садиком выходила со своими подрастающими мальчишками на зарядку, вечерами играла с ними, читала им на ночь сказки. Конечно, вся основная нагрузка по дому лежала на моих родителях, особенно на маме.
  Недели за две до эстафеты нас вывезли на сборы в Бельцы, откуда шли наши этапы. Каждый должен был бежать один километр, передавая Олимпийский огонь друг другу.
   Нас поселили в гостинице. Там выдали форму: белые шорты, майки, гетры, кроссовки, повязка на голову - всё  с олимпийской символикой. Показали факел, рассказали о его устройстве и как включить, чтобы огонь загорелся. А вечером было собрание, на которое приехали, как мы поняли, люди из КГБ. И если до этого момента участие в эстафете казалось просто интересным и престижным мероприятием, то тут на нас нагнали страху! То, что говорили об ответственности каждого – это понятно! Ты ОДИН бежишь свой километр, и за тобой следит весь мир! И нужно не споткнуться, не упасть, не забыть включить газ у факела, когда тебе передают эстафету. Но это оказалось ещё не всё!
   - В Греции была попытка погасить огонь, - сказал один из «гостей». – На факел попытались набросить покрывало. Поэтому предупреждаем: будьте предельно внимательны! Могут быть всякие провокации! В машине есть, конечно, запасной огонь, но лучше, чтобы эксцессов не было!
   Мы вышли с собрания не в самом радужном настроении…
   Утром нас развезли по своим «километрам». Как же облагородили всю трассу по ходу Олимпийского огня! Дорога была идеальной! Все заборы в черте города или покрасили, добавив олимпийскую символику, или заменили новыми. А колодцы по ходу трассы – это вообще было нечто фантастическое! Тут и традиционный аист, к клюву которого привязано ведро. И огромный арбуз с отрезанной скибкой, а сам колодец находится внутри арбуза. И сказочные домики, внутри которых в тени можно достать воду. И олимпийские мишки!
   Мы должны будем бежать за городом, в пустынной местности. Мой участок оказался непростым: вначале метров четыреста затяжной подъем, а затем довольно крутой спуск. И больше меня волновал, как ни странно, именно спуск! Дело в том, что в последнее время у меня начались какие-то странные падения во время бега! Буквально на ровном месте! И, пробегая теперь во время тренировки этот отрезок, я с ужасом понимала, что «загреметь» тут во время эстафеты очень даже легко! Ноги сами несут тебя вниз, успевай только ими перебирать! И одно неосторожное движение, или камешек, попавший под ногу, и ты катишься кубарем на виду у всего мира! Лучше бы весь километр бежать в гору!
   Мы потренировались пробегать свои участки, отработали технику передачи Олимпийского огня. И нас развезли по домам до последнего сбора перед эстафетой.
   Все это время у меня был мандраж перед моей горкой! Я не боялась ни террористов, ни снайперов, я боялась упасть! Хорошо, что дома во время тренировок у меня падений больше не было!
   И вот мы снова в Бельцах. Та же гостиница.  Но если на прошлых сборах мы могли прогуливаться по городу, то теперь всё было подчинено жёсткой дисциплине. Как в армии. Нас никуда не выпускали одних.
   В этот вечер, 6 июля, в Бельцы прибыл Олимпийский огонь. Весь город собрался на площади! Люди ликовали, это был, пожалуй, ЛИЧНЫЙ праздник каждого! Такого подъема всего народа я больше не помню! Мы, команда, которая завтра была должна продолжить эстафету, стояли и наблюдали, как факелоносец в сопровождении бегунов вбежал на площадь и зажег стоящий там большой факел. Раздались аплодисменты. Кое-кто вытирал слёзы радости. Эту ночь Олимпийский огонь должен был ночевать в Бельцах.
   Факелоносцев, принёсших огонь, здесь же, на площади, наградили грамотами и медалями.
   В эту ночь волнение не давало заснуть. А в четыре тридцать утра уже был подъем, завтрак и построение перед гостиницей. Двое ребят опоздали на построение на пару минут. Что тут началось! Им не позволили встать в строй, заклеймили позором и… тут же заменили двумя другими! Я видела, какой ужас и отчаяние было в глазах провинившихся! И как они ни умоляли их простить и разрешить участвовать в эстафете, руководство было неумолимо! И сразу же мелькнула мысль, что нужно было протолкнуть кого-то из «своих»… У нас в душе остался неприятный осадок.
   Не знаю, спал ли в этот день город. Но в пять утра площадь уже была полна народа! Едем за город. Но что же это?!! Вся трасса, прежде пустынная, заполнена людьми! Празднично одетые, кое-кто из женщин с букетами цветов в руках, они стоят вдоль всей трассы! Когда меня высадили из автобуса, раздались аплодисменты. Волнение было ужасное! Пожалуй, ни перед одними соревнованиями я такого больше никогда не испытывала! И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ! И за себя, и за страну! Ведь это не просто я стояла и ждала, когда мне передадут Олимпийский огонь, чтобы я понесла его дальше, это наша огромная страна, Советский Союз, а в его составе маленькая Молдавия, несли огонь на Олимпиаду в Москву! Это правда! Патриотизм тогда был небывалый!
   Вдруг на пустынном шоссе показалась одиночная машина. Она притормозила возле меня. Сердце ёкнуло: что-то случилось…
   - Эстафета отстаёт от графика! – прокричал мне из окна мужчина. – Вам нужно догонять! Поэтому бежать во всю силу! Как на соревнованиях!
   Ну да, для престижа в число факелоносцев включили разных политических деятелей, председателей колхоза, передовиков производства, весьма далеких от спорта. И им задача ставилась просто ДОБЕЖАТЬ свой отрезок.
   Но вот показался бегущий факелоносец, а за ним целая колонна машин! Это и бронированный автомобиль с запасным огнем, и журналисты, и телевидение, и японская делегация (это японцы подготовили для нас форму), и наше руководство. Чем ближе подбегал ко мне Николай, несущий огонь, тем сильнее становилось волнение. Хотя, казалось, куда уж сильнее!
   И вот он, «час Х»! Мы стоим напротив друг друга. Николай поднимает факел вверх, я открываю у своего на рукоятке выход газа и тоже поднимаю его. Затем мы наклоняем их друг к другу. Ура! Мой факел загорелся! Николай гасит свой и отходит на обочину, а я делаю поворот через левое плечо и начинаю бег. Нам аплодируют люди, стоящие на вдоль трассы. И вот тут волнение куда-то испарилось! Я не чувствую ни тяжести факела (а он весит 700 г), ни тягуна, который надо преодолеть в начале дистанции. Во мне всё поёт! Мне кажется, что я не бегу, а лечу! И вот он, злосчастный спуск, который мне снился в кошмарах. Но и тут мой полёт продолжается! Кайф, сплошной кайф, эйфория! СЧАСТЬЕ! Это просто невозможно передать словами! Я НЕСУ ОЛИМПИЙСКИЙ ОГОНЬ!!!
  Не успела оглянуться, моя дистанция закончилась. Снова передача огня следующему участнику. Всё благополучно! И огонь продолжает своё шествие! А я отхожу на обочину и попадаю в объятия плачущих от радости женщин, сама плачу вместе  с ними. Кто-то суёт мне в руки коробку конфет. Милиционер, призванный охранять меня, тоже украдкой вытирает глаза. А вот и автобус. Я запрыгиваю в него почти на ходу. Там сидят притихшие и такие же обалдевшие от нахлынувших чувств те, кто уже пронесли свой олимпийский огонь. У кого-то в руках цветы, одна девушка держит подаренного игрушечного олимпийского медвежонка, одному парню подарили кроссовки. Нас встречали, как героев!
   Мы едем в Единцы. Там на площади митинг, нас награждают медалями и грамотами. И огонь отправляется дальше в путь!
   А дома, в Бендерах, спорткомитет решил устроить праздник для горожан, посвященный эстафете Олимпийского огня. Мы, восемь факелоносцев, под бурные овации стадиона продемонстрировали, как происходила передача огня. Благо газа в баллончиках еще хватало. Мои родители с детьми тоже присутствовали на стадионе. И как мне было радостно, что я, обычная женщина, мать двоих детей удостоилась такой чести!

   Сейчас, тридцать семь лет спустя, пишу и снова переживаю всё так, как будто это было вчера!