Спасти Уруссинскую ГРЭС

Ильмир Шакиров
Спасти Уруссинскую ГРЭС
«…вмешательство Главы республики спасло электростанцию от закрытия». Слухи среди населения.год 2016.
       
пролог
Есть в Татарстане один укромный уголок, как бы на отшибе от основных автомобильных магистралей. Не совсем далеко, но рядом, километров эдак пятнадцать от города Октябрьский, что в Башкирии.
Мы предполагаем, что в свое время территория, на которой находился поселок Уруссу, был под управлением Башкирии, и только в 90 е, П-резидент Татарстана урегулировал спорный территориальный вопрос* сделав так, как это обычно и делается, проведя границу по реке Ик.
А ведь Уруссу создавался как спецобъект. Это конечно же наши домыслы, но проверить их удел последующих архивистов и историков. Тем не менее наше мнение –поселок спецобъект и не только с технической точки зрения, но и как своего рода эксперимент социоинженерии. Могли кукловоды работать при Сталине. Но  социальный эксперимент мы рассмотрим потом. Пока что технический план. А именно ГРЭС.
Самым большим моим удивлением было то, что одним из скрытых функций тепловых ТЭЦ, а таковой и является ГРЭС* поселка Уруссу, является утилизация, то есть массовая кремация тел в результате эпидемий и военных конфликтов. Стало понятным почему возле ГРЭС расположен довольно большой и обьемный морозильник глубоко уходящий под землю*.
Примечания к прологу:
(*ГРЭС –читается как гидроэлекростанция. На самом деле гидроресурсная.
 *морозильник –стараниями демократов производство (завод бемитной кровли, электросоединитель (военный заводик) в поселке разрушено, холодильник в том числе. Не просто опечатано и заварено, а разрушено. Саму ГРЭС от разрушения спас тогдашний ее руководитель (90е) Цыганов или Цыганков. (к сожалению не помню точно)
*территориальный вопрос- мы еще застали в 70е остатки свай от мостов, не менее пяти, которые вели по краткому пути в соседнюю Башкирию, связывая соседние селения. Мост к Япрыково (кажеться так, ) в 90 был еще в сносном состоянии, хотя и частично разрушен.
Звучит странно, но многие предприятия в Уруссу были башкирские. Технобаза (техснаб) с почти портовыми кранами. Сама железная дорога до 90х называлась Туймазинской, и только потом Куйбышевской.(имеется ввиду участки дороги). Автобусное сообщение с городом Октябрский через 15 минут. Создается впечатление, что поселок был придатком индустриального района куда входил Октябрский, Туймазы и прочие объекты.

Глава первая
Спорный вопрос.
Содержание индустриального объекта, такого как ГРЭС дорого стоит. Многие прихватизаторы на этом споткнулись. То есть, без дотаций объект приходит в запустение, как бы вы не стремились в капитализм. Не получается по капиталистически. Вот и объект пришел в запустение, ибо основным его предназначением было скрытое. То есть он должен был поставлять энергию предприятиям. НО…в силу причин процесс пошел не так и вместо анклава предприятий  (совместного владения при СССР Татарии и Башкирии участка р.п Уруссу) получилось так, что объект избыточен для местного значения. И даже тот факт, что он является поставщиком тепла для поселка его не спасал. Слишком дорог объект. То есть, дорог как именно как прихватизированный. Поднимать цены, и так, собственно запредельные* дальше некуда. А посему решили было закрыть объект. Есть же газ?

Примечания к первой главе
(*запредельные цены – отопление нашей двухкомнатки в Уруссу-3500 рублей (2015) причем управляющей компании намекали, что и 4500 и 5000 возможно. Слава богам, поселок решил «отжать» территорию под домом, а сам дом снести по программе ветхого или аварийного жилья с выплатой. Так что удалось избавиться от проблемного содержания квартиры в которой никто не живет, и к сожалению вновь впукаться в подобную ситуация уже в Челнах, где по уговорам родственников пришлось купить комнату в общаге. Сами понимаете, это и затопления неоднократные и прочие траты, ну и местный ЖЭК соириентировался и быстренько поднял тарифы на отопление. Так что сей факт я родственникам всегда припоминаю как «большое блин вам спасибо». Никакой нахрен сексуальной разницы, лежали бы в банке эти несчастные пятьсот тыров с неизбежной инфляцией, либо эти же самые потери за проблемную коммуналку. Конечно 2000-2500 за отопление не 4500, но все же.
Кстати об коммунальных платежах. У нас в Челнах есть такая афера – субсидии на тепло. Делается все просто, по нашим преположениям. Организуется «мутная вода», то есть проблема на ровном месте. В тысячные списки на субсидии попадает немалое количество «подснежников» и вуаля. В довольно снежную зиму 2012года в таких списках было до восьми тысяч псевдодворников. (Остап Бендер просто нервно курит в сторонке). То есть снега много, не просто много, а офигенно, так что не успевали чистиь центральные дороги, и королями местных проездов были внедорожники и …Окушки, которые пролазили везде. Судя по возросшему количеству именно окущек, стоит предположить что их повытакивали отовсюду. Кстати, примета серьезности экономического кризиза –появление бОльшего числа Окушек.
Сия проблема наконец решается, но для этого надо было сделать ментальный вброс в информсферу да еще его и озвучить –типа: -зачем платить посредникам Жекам и прочим управляющим организациям? Гораздо проще направить средсва непосредсвенно ТЭЦ. Что кстати и собираются сделать местные власти. 

Часть вторая
История тепловых сбросов Уруссиноской ГРЭС
Из электростанции в те 70е  года исходило три тепловых сброса  –«Центр», малая Тепловка и большая Тепловка. Малая «Тепловка» как самая ранняя, той, начальной малой электростанции, что строилась при участии пленных немцев, потихоньку закрылась в 90е. а так, в 70е, ее укрытое место служило для встреч парней и девушек в летнее время с сами понимаете с какой целью. Впрочем, это же самое они делали и в Большой Тепловке.
Начиналось купание в большой Тепловке уже в мае. Считалось геройством, хотя температура воды была примерно под 18градусов. Всеже тепловой сброс. «Центр» с его шлюзовыми камерами был под охраной, да и в стороне, как и малая Тепловка. Так что, смельчаки катались по пятидесяти метровому стоку, покрытому водорослями. Особым героизмом было находиться в собственно точке сброса основного потока диаметром под полтора метра. Это небольшой бассейник три на четыре и глубиной метр неистовобурлящей воды, где устоять было затруднительно. Того, кто не смог устоять течение выбрасывало и тащило по широкому желобу водостока.
Но самое интересное и сакральное действие происходило ближе к 23 часам. Давалась горячая вода. Был ли это просто сброс излишка теплой воды в те года с минимумом экологических требований, или шли навстречу пожелания трудящихся, но купаться было комфортно. Весьма.
Теперь же никаких сбросов нет. ГРЭС даже не дымит, так прижали ее экологи. То есть, вода циркулирует по замкнутому циклу.

Часть третья. Решение проблемы
Один из моих респодентов, когда мы коснулись темы горячих источников заметил, что как то купался по молодости и в градирне на местной ТЭЦ, пока там не выставили серьезную охрану.
Градирня – сооружение в виде толстой башни, где горячая вода льется сверху с большой высоты более менее остывая. И именно это натолкнуло на возможное решение проблемы. То есть, даже в нынешнем «жалком» состоянии ГРЭС имеет горячую воду. И достаточно много для оборота.

   Случилось так, что в декабре 2017го был я как то рядом со Ставрополем и какимто поселком (Казьминское?), где были горячие бассейны, с температурой 42,5 и 36 по цельсию, не считая обычных бассейнов с хлоркой (18-20) и «очень» холодной водой.
Горячие бассейны расположены на улице. Доложу вам, очень прикольно. Восхитительно даже. В плюс 10, да даже в минуса купаться в горячей воде.

Решение проблемы существования Уруссинской ГРЭС простое. Надо использовать ее тепло для горячих бассейнов, благо что стараниями наших реформаторов места возле ГРЭС достаточно освободилось, да и использовать замурованный сток большой Тепловки было бы идеальным, ибо место стока Большой Тепловки просто идеальное – ЗА ДАМБОЙ
Что теоретически уже выходит за юрисдикцию поселковой администрации. То есть, сам поселок и его земля это муниципалитет. Теоретически территория поселка ограничивается дамбой, предотвращающей в прошлые времена от разлива реки ИК.
Таким образом, экономически (меньше плата за землю, и юрисдикция иная) выгодней расположить бассейны именно в районе стока Большой Тепловки. А от весенних вод достаточно сооружить небольшую полукруговую дамбу по периметру бывшего стока.
Вода.
Основная вода это, конечно же, речная, с ее очисткой. Именно ее можно делать и просто горячей или теплой и холодной. Но можно пойти и дальше. На расстоянии пятиста километров Соль Илецк с его знаменитыми соляными озерами. И солью. Решаемый технически вопрос. Повторить соляные озера в Уруссу, с одним прекрасным дополнением, до которого до сих пор не додумались в Соль Илецке. Превратить их в горячие. Вуаля. Вот вам и типа курорт. Зимний между прочим. Источник тепла есть. Уруссинская ГРЭС. Что сразу же возводит ее на ступеньку выше. Как впрочем, и поселок, который может вполне превратиться в курортный*.
(курортный* - в Башкирии есть много разработчиков оздоровительных прспособлений, по типу разных там камер Райха (к сожалению Кравченко нет уже), есть и пирамидки Шакирова, профессора башунивера). Так что было бы желание.)