Врач с мозгами набекрень

Татьяна Строганова-Тимошенко
Старейший в мире писатель-афорист Илья Герчиков продолжает покорять сердце смешливой Музы и виртуальное пространство. Наш знаменитый земляк в свои «95 с хвостиком» семь раз становился победителем международного творческого конкурса. А десятки тысяч своих интернет-подписчиков радует все новыми сочными фразочками «про жизнь».

Из досье
Илья Герчиков — стоматолог-хирург высшей категории. Около полувека работал заведующим стоматологическим отделением Дорожной клинической больницы станции Челябинск и главным стоматологом врачебной службы ЮУЖД. Основатель музея истории больницы. Был председателем правления областного научного стоматологического общества и членом правления Всероссийского научного общества стоматологов. Почётный член Всероссийского и болгарских научных обществ стоматологов. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Отличник здравоохранения. Почётный железнодорожник. Отличник рационализации и изобретательства. Ветеран труда. Вице-президент Ассоциации русскоязычных сатириков Израиля. Автор двух книг афоризмов и карикатур. Семь раз становился победителем международного конкурса афористов на ГРАММА.РУ.

— Илья Лазаревич, свое 39-летие вы отметили 12 апреля 1961 года. Это был особый день рождения?..

— День моего рождения всегда отмечался в кругу семьи, которая была очень дружной. Веселье поддерживалось не искусственно выпивкой, а шутками и дурачествами. 12 апреля 1961 года мой день рождения совпал с легендарным полётом Гагарина. Это способствовало особому подъему настроения, моего и гостей. Отец мой даже пошутил: «Знал бы — назвал бы тебя Юрием». Самым дорогим подарком стала одна из книг Марка Гроссмана с трогательной надписью. Марк Соломонович был мне лучшим другом, наставником и... пациентом. Кстати, многие пациенты становились моими друзьями. Но Гроссман, выдающийся писатель и журналист, был главным из них. Я много лет сотрудничал, в качестве рабкора с челябинской железнодорожной газетой «Призыв». Марк первый редактировал мои очерки о коллегах, врачах, сестрах, участниках ВОВ. Он же, обнаружив признаки «афристичности мышления», толкнул меня в афористику. Без моего ведома опубликовал в городской газете подборку моих афоризмов с весьма лестным предисловием. Стали поступать запросы из разных газет.

— Один из ваших афоризмов «Берегите зубы от стоматологов». Недолюбливаете коллег или... боитесь?

— Я не мог не стать стоматологом. Это было у нас семейным. И работать мне довелось в счастливый период становления, совершенствования и общедоступности стоматологической помощи. Когда же она стала ТЫСЯЧЕматологией, недоступной небогатым пациентам, я сказал: «Стоматологию люблю, а систему организации помощи населению терпеть не могу». Вот и возник лозунг «Берегись стоматологов!»

— Вы жалели пациентов, которым приходилось причинять боль?

— Предупреждение болезненности процедур было одной из важнейших наших задач. Использовалось все новейшие средства и методики обезболивания. Первыми в городе внедрили общий наркоз. Советовали, убеждали...В Книге жалоб за много лет не было оставлено ни одной записи. А пациентов жалел, конечно. Особенно детишек.

— Были ли курьезные случаи в вашей стоматологической практике?

— Без курьёзов не обходилось. Достаточно вспомнить лишь некоторые записи в амбулаторных картах:
*Спиртные напитки употребляю редко, только перед обедом и на ночь
*По словам больного, он не заметил, как у него сломалась челюсть
*Больному предложено лечиться по месту жительства зуба
*Прошу дать справку, что рот у меня запломбирован
*Больной категорически настаивает, что зубы ему не нужны
*Пациент наличие вредных привычек отрицает, не считает их вредными

— Поговорим о ваших «антиалкашизмах». Не уважаете пьющих?

— Будучи врачом, я знал всю пагубность увлечения алкоголем для здоровья пьющего, для его семьи и государства. Помимо основной работы хирурга-стоматолога широко занимался антиалкогольной пропагандой. На моём счету были люди, которых удавалось вытащить из болота алкоголизма. Но вообще бросить пить проще всего, не начиная.

— А что вы о женщинах поняли за долгие годы общения? Лучше глупая и красивая все-таки или красивая и умная?

— О женщинах придумалась куча афоризмов! Могу пошутить над их специфическими недостатками, но отношусь к ним с величайшим уважением... и сочувствием. В целом их доля потяжелей мужской. Предпочтение отдаю женщинам красивым и умным, какой и была моя любимая жена, с которой прожили в любви, согласии и взаимном уважении более 60 лет. Она была прекрасной супругой, матерью, бабушкой, прабабушкой, специалистом (разумеется, стоматологом) — в общем, Человеком с большой буквы.

— Жизнь в Израиле неспокойная... В одном из интервью вы признались: «Когда падает дождь ракет, смешливая Муза меня покидает...» Как заставляете ее вернуться? Никогда не пожалели об отъезде?

— Это была вынужденная поездка. В 1993 году жене была необходима операция. А получилось — билеты в один конец... Скучаю, конечно. По любимой работе, нынче мне недоступной по возрасту, по городу, где жил и трудился почти полвека. Скучаю по улице, дому, квартире, отдыху на озёрах, но больше всего — по друзьям. Хотя «иных уж нет, а те далече»... Успокаиваю себя лишь тем, что в Челябинске в те годы вылечиться было проблематично, на пенсии пришлось бы, ох,как туго жить, вряд ли бы удалось столько дней рождения отметить. Сожалеть же о том, что прошло и никогда не вернётся?.. Скорее, сожалею о прошедшей молодости. Что же касается Музы, то она женщина добрая: насовсем не бросает, уходя, возвращается. Она позволяет отвлечься от неприятностей, чем я и стараюсь пользоваться. Творчество — спасательный жилет для авиаперелёта через океан трудностей.

— Вы не только старейший писатель мира, но, наверное, и старейший в мире пользователь компьютера? Как давно освоили виртуальное пространство? Это правда, что у вас около семидесяти тысяч подписчиков?

— Думаю, где-нибудь на Кавказе или в Китае, наверняка, найдутся писатели-юмористы постарше моих 95-ти с хвостиком. Только Интернет о них не знает. Но одинаково ли все они молоды душой? Чувствую лишь, что моя душа намного моложе, чем положено в моём запредельном возрасте. У компьютера сижу лет 15. Интернетом пользуюсь около 10 лет. На ПРОЗА.РУ у меня 282 страницы, на каждой 10-15 афоризмов, читателей — 69638, отзывов — 6174. Из них, один отрицательный. Читатель считает, что заниматься мне афористикой — пустое дело. Ибо до меня всё это придумал китайский философ Лао-Цзы. До сих пор сомневаюсь: может, мой оппонент так пошутил?..

— Сатирик Александр Каневский очень точно охарактеризовал афористов — «мозги набекрень». Такое нетрадиционное расположение серого вещества добавило лет в копилку вашего долгожительства? Это ведь неправда, что юмористы в жизни — люди угрюмые?

— Юмористы бывают разными: веселыми, грустными и просто адекватными. Часто — задумчивыми, вынашивающими в уме какие-то шутки и спешащими их зафиксировать в записной книжке, а то забудутся. Афористы — люди с особым парадоксальным мышлением. Когда-то Марк Гроссман признался мне: " У меня одних только изданных книг более тридцати, а вот афоризмы сочинять не смог бы«. Видимо, Бог действительно наградил меня этой аномалией — мозгами набекрень...

— А как возникло увлечение карикатурой?

— Рисовать начал с детства, окончил изостудию в году 36-м прошлого столетия. Выписывали «Крокодил». Особо нравились работы Ганфа, Елисеева, Кукрыниксов, других мастеров карикатуры. В школе все годы оформлял стенгазету. Потом рисовал для институтской стенгазеты, был редактором и оформителем больничной газеты... Смешных ситуаций всегда было много, и они вдохновляли на творчество. Набрался даже нахальства оформить свою книжку афоризмов, изданную ЮУКИ в 1991 году, и, как писал автор послесловия, «потерпел победу»... Потом участвовал в международных конкурсах карикатуристов, проводившихся в Хайфе. А в итоге погрузился целиком в афористику.

— Как относитесь к критике, если таковая случается в вашей жизни? Cильно это бьет по рукам творческого человека?

— К критике отношусь спокойно, если она справедлива. А критика, конечно, бывала. По рукам конкретно стукнули один раз. Написал первую книгу афоризмов и карикатур в 1971 году, старался полгода. Подал рукопись в ЮУКИ. Послали её в Москву. А оттуда ответили: «Не пройдёт. Не соответствует профилю издательства». Хотя юмористические книги издательство выпускало. Только через 1О лет получил оттуда предложение книжку издать, что и свершилось. Как говорилось в фильме «Свадьба в Малиновке», «власть переменилась...» Меня Марк Гроссман учил: «Никогда не напрашивайся на публикацию, пусть тебя попросят». Я этому следую, в отличие от многих коллег, рассылающих свои опусы во многие издания одновременно. Об этом хорошо сказал известный писатель-сатирик, бывший редактор отдела юмора журнала «Урал» Феликс Вибе: «Отделы юмора периодических изданий получают целые тетради, исписанные фразами. Беда в том, что выбрать из них можно лишь ничтожную частицу чего-то здравого, а тем более остроумного. Явный девиз большинства такого рода авторов: авось попаду пальцем в небо. Большая радость встретить в этом мире девальвации жанра человека, возвышающего своим литературным трудом само понятие афоризма. В этом и состоит моя высокая оценка работы Илья Герчикова». Уж извините за хвастовство.

— Как при такой творческой занятости еще и для хобби время находите — резьбы по дереву?

— У меня много хобби и один принцип: ничего не откладывать на завтра. Жизнь коротка, и впустую её растрачивать — это не по мне. Хобби подключаю поочередно, когда что-то начинает надоедать. Но афористика у меня на первом месте.

— Ваш любимый собственный афоризм на сегодняшний день?

— Афоризм — простейшая на вид фраза, которую мог бы написать каждый, если бы сумел.

— А вот мой любимый герчиковский афоризм — «Великая тайна литературной кухни: герой произведения умнее автора». Вот и у меня каждый раз такая история с героями публикаций... Ваша фразочка совсем не оставляет мне шансов на «поумнение»?..

— Вам, уважаемая Татьяна, как я понял из знакомства с вами и по вашим публикациям, ничего не угрожает. Вы умница и профессионал-журналист высочайшей квалификации. Уверен: любого умника за пояс заткнёте.

— Спасибо, Илья Лазаревич! А вы знаете, как стать счастливым?

— Очень сложный вопрос... Многое для этого требуется. А если коротко — надо просто быть им, радуясь самой жизни, пока она у тебя есть.

— Вы стариком себя считаете?

— Старость потихоньку даёт о себе знать... Не впускаю её в свой мозг, загружая его творчеством. Думаю, что состояние моё и объективно лучше, чем положено в моём запредельном возрасте. Но главное — у меня всегда, как пел Бернес, ...есть еще дома дела.

stroganova.su