Зося

Людмила Федорова Прозаик
В 11 Д классе шёл урок геометрии: надо было готовиться к ЕГЭ, но  Зося Оливкова смотрела назад: на задней парте сидел Игорь Загадкин, как и все ученицы этого класса, она была влюблена в Игоря. Она смотрела на него, и казалось Зосе,  что  лучше Игоря нет на всём белом свете. Зося мечтала о том, что когда-нибудь Игорь обратит на неё внимание, будет шептать ей ласковые слова, они с Игорем поженятся…
— Оливкова, повернись немедленно! Это что за безобразие?! Ты как экзамены собралась сдавать? — закричала на Зосю учительница.
Девочка нехотя повернулась и с горькими мыслями уставилась в тетрадь: нет, не обратит Игорь на неё внимания, потому что она тощая, высокая, носит две тонюсенькие тёмные косички длинной по плечо, и глаза у ней не большие и даже не голубого, не изумрудного, а всего лишь карего цвета.
— О чём думаешь, Зоська? — спросила девочку соседка по парте, Дарья Сидорова.
— О том, чтобы скорее кончился урок… — сказала первое, что пришло в голову, Зося.
— А если честно? Да я никому не скажу…— с хитрой ухмылкой спросила Даша.
— Я думаю об Игоре… — призналась Зося.
— Да ладно, не грусти! Пойдём с классом в ночной клуб! Будет весело, и Игорь твой там будет! — уговорила девочку Даша.
Вечером Зося надела джинсовую куртку и зелёное короткое платьице и отправилась с классом в ночной клуб. Грохотала музыка, и всё дрожало в старом заведении. Зося была очень грустная: Игорь так и вертелся вокруг самой красивой девочки в классе — Тины. «Конечно, волосы распустила, красное платье одела с ботфортами…» —  с завистью подумала Зося.
А между тем  Игорь просил Тину:
— Ну, дай хоть поцелую тебя!
— Недождёшься! — фыркнула Тина.
Игорь отошёл, затаил обиду. Тут Игоря отозвала Дарья:
— Слушай, Игорь, хочешь Тине насолить? Дашь пару евро, скажу кто из девчонок по тебе с ума сходит…
Игорь молча достал три купюры евро.
— Вот это лучше! Зося в тебя влюбилась…
Зося не слышала всего этого и очень удивилась, когда Игорь направился к ней.
Притворно улыбнулся Игорь и сказал Зосе:
— Привет, красотка! Потанцуем?
Зося расплылась в улыбке, у неё словно два крыла за спиной появились: он, предмет её мук и мечтаний, сказал, что она красивая!
Без всякого стеснения Игорь целовал Зосю в губы, девочке было и стыдно, и ужасно приятно. Наконец, поняв, что с ним Зося готова на всё, Игорь предложил:
— Зоська, а поехали ко мне домой!
… Зося не знала, чем это кончится…
Целый месяц Зося ходила серьёзная: она знала, что ждала ребёнка от Игоря.
Зося сидела на холодном подоконнике, когда мимо прошёл Игорь. Зося, как ошпаренная, соскочила и побежала за Игорем:
— Игорь, нам надо поговорить…
— Зося, о чём нам разговаривать: мне, самому крутому парню в школе, и тебе, ботанику и зубрилке?
— Нам нужно поговорить о том, что случилось у тебя на квартире…
— Всё равно, получила удовольствие и будь довольна! — фыркнул Игорь и побежал.
Зося постояла, как водой облитая, села обратно на подоконник и заплакала: она была в полной растерянности, не знала, что делать, как сообщить Игорю и родителям эту новость. И, хоть Зосю охватывала паника, она продолжала учиться. И вот, выпускной бал. Зося пришла в коротеньком платье с лентой под грудью, Игорь подошёл к ней…
…Тут что-то щёлкнуло в душе Зоси, дыхание стало частым, она решилась и, закрыв глаза, выпалила:
— Игорь, я жду от тебя ребёнка…
Игорь постарался сохранить спокойствие, но по опущенному глазам и першению в горле стало понятно, что он не очень рад. Зося попросила:
— Игорь, ну скажи что-нибудь, мне нельзя волноваться…
— Знаешь, Зося, давай расстанемся по-хорошему… — проговорил растерянно Игорь и  пригласил на танец  Тину.
Чуть не плача, в глубоком расстройстве Зося спросила Игоря:
— А как же я?! Что делать мне?!
 
— Знаешь, Зося, я люблю Тину, с тобой я никогда не стану встречаться, а уж тем более не женюсь на тебе, так что делай аборт… — резанул жестокими словами Игорь душу Зоси на осколки.
Зося не выдержала, побежала вниз по ступеням, ничего не видя, все звуки и краски смешались для неё в одну большую воронку. Так Зося прибежала домой. Её встретили отец и мать, обняли, а Зося всё плакала и плакала.
— Да скажи же, доченька, что случилось? — забеспокоились родители.
Зося вытерла слёзы и призналась:
— У меня будет ребёнок…
Родители оттолкнули от удивления Зосю, воцарилась тишина.
Нехорошая тишина…
Первым от шока отошёл отец:
— Ты сделаешь аборт, Зося, и не спорь с нами!
Зося смотрела на родителей с чувствами изумления и разочарования, а потом не выдержала: побежала из дома.
— Зося, куда ты?! Зося, постой! — только и успели крикнуть родители…
Зося брела, куда глаза глядят. В этот момент она ни о чём не думала, только ругала себя: «Раньше надо было думать, а я тоже заладила: любит, любит… вот и оказалось, что… не любит Игорь меня…».
Так Зося забрела в церковь, хотела у кого-нибудь денег одолжить. Внимание Зоси привлекла старушка, продающая свечи. Были в её закрытом скромном платье кремового цвета, белой косыночке, просветлённом лице и голубых глазах что-то удивительное, зачаровывающее, по-настоящему православное и русское. Что-то располагало к ней, и Зося решилась подойти.
— Извините, как к вам обращаться? — начала разговор Зося.
— Людмила Даниловна я, раба Божия Людмила, а что ты хотела, девочка? — прошамкала старушка.
— Людмила Даниловна, помогите мне: я на сносях, родители сказали не приходить, пока аборт не сделаю… — начала рассказывать свою историю Зося и расплакалась.
— Ну-ну, не плачь, дитя, переезжай ко мне, я тебе и кров, и работу в церковной лавке дам, нельзя такой грех, как аборт, делать, ну ничего мы пробьёмся… — утешила Зосю Людмила Даниловна.
Зосе стало одновременно так хорошо, и так плохо, что она еле стояла на ногах. Старушка помогла Зосе сесть, попросила учителя воскресной школы довезти их до дома Людмилы Даниловны…
… Но всё это Зося как будто не чувствовала: она так напереживалась, что была рада такому выходу.
Очнулась Зося на следующее утро, теперь она была в ясном сознании, с короткой стрижкой, на стуле висело платье, такое же скромное, как и у Людмилы Даниловны, только покороче и более яркого, салатового цвета в белый горошек, и тёмная бархатная косынка. Так же лежала записка: «Как станет лучше, переоденься в одежду добропорядочной христианки, поешь борща, который я оставила на кухне на плите, тебе нельзя сейчас голодать, и приходи в церковь, батюшка хочет с тобой поговорить. Людмила Даниловна».
Скоро Зося стояла перед священником.
 
— Каешься в блуде? — сурово спросил священник.
Какое-то смутное чувство переполнило Зосю, и она заплакала:
— Каюсь!
И лик, и взгляд, и голос священника стали мягче, батюшка взял её за руку и стал утешать. После этого батюшка отпустил ей грехи, благословил на причастие и подарил книжку с наставлениями:
— Эта книга о том, как воспитать ребёнка православным человеком, приходи, причащайся, будь сама христианкой и примером своим вырасти достойного христианина или христианку! Ты — большая умница, что не сделала аборта, так что крепись, а я благословляю тебя на роды…
Теперь каждый миг жизни Зоси был расписан: молитва, умывание, завтрак, работа в иконной лавке, уроки православия у батюшки. Только вечером Зося могла предаться тому занятию, которое полюбила: наблюдению за тем, как вышивает бисером Людмила Даниловна.
— Людмила Даниловна, а что это вы вышиваете?
— Иконку тебе в роддом вышиваю Богородицы, потом ещё и Анастасии Узоразрешительницы вышью… — ответила с длинными паузами пожилая женщина в белой косынке.
Так Зося родила девочку, Веру,  но продолжала работать в иконной лавке, постепенно душевная боль проходила, Господь давал Зосе мир и спокойствие в душе, а Людмила Даниловна помогала растить Веру. Зося сама сшила чудесное платьице для крещения Верочки. На крестинах Зося была счастливее всех.
Потом незаметно, в хлопотах, пролетели три года, Верочка стала ходить в детский сад, а Зося поступила в университет на медицинский факультет.
К окончанию учёбы Верочка была девочкой восьми лет в пышном белом платьице, а Зося — врачом высшей категории и модной молодой женщиной в белом платье в красный горошек и берете. Именно такие красивые и нарядные они шли по аллее из воскресной школы, где училась маленькая Вера, когда к ним подошли мужчина в тёмных очках и женщина в платье-футляре.
Зосе стало не по себе, она спросила:
— Кто вы?
Мужчина в очках ухмыльнулся и изрёк:
— Да, Зося, ты очень сильно изменилась, жаль, очень жаль, что ты не узнаёшь меня…
После этого мужчина снял очки, и Зося от ужаса прижала Веру к себе: она узнала Игоря!
 
— Что тебе надо, Игорь? Ты не появлялся восемь лет! — испуганно сказала Зося.
— Понимаешь, Зося, мы с моей женой, Тиной, хотим забрать моего ребёнка, потому что Тина бесплодна… — надменно посматривая на Зосю и Веру, ответил Игорь.
— Я не отдам ребёнка! И точка! — суетливо прижав Веру, выпалила от испуга Зося.
— Зосенька, лучше не спорь со мной отдай, как там хотела назвать девочку Тина… Таисией что ли… Отдай ребёнка и всё тут! Я всё равно, через суд или силой, заберу девочку! — грубо толкнув, продемонстрировал свою наглость Игорь.
— Я Веру никому и никогда не отдам! И заискивай, и не угрожай, для тебя я не Зосенька, а Зося Геннадьевна, и мы с Людмилой Даниловной сможем вырастить Веру настоящим человеком! — с достоинством ответила Зося.
— С Людмилой Даниловной? А это не та ли старушенция, что приютила тебя, легкомысленную девицу, как нищенку, при церкви? — съязвил Игорь.
Тут Зося рассердилась не на шутку, сжала в руки кулаки и ответила:
— Я — врач высшей категории, уважаемый всеми взрослый человек, и ты не можешь командовать мной, верить мне в Бога или нет! Можешь судиться, сколько хочешь, ребёнка всё равно оставят мне, меня не задевают твои оскорбления, хотя легкомыслие я проявила лишь раз в жизни: поверив такому наглецу, как ты! — набравшись смелости, высказала Зося.
Игорь скривился после этих слов и хотел дать ей пощёчину, но Зося торопливо увела Веру по другой дороге.
Уложив Веру спать, Зося решила поговорить с Людмилой Даниловной по поводу слов Игоря.
— Ничего, с нами Бог, мы докажем в суде, если нужно, что мы хорошо содержим Верочку…
Тут в деревянной арке, которая вела в комнату Людмилы Даниловны, показалась Вера в ночной рубашке.
— Мама, бабуля, мне не спится, поговорите со мной… — попросила девочка.
Зося посадила девчушку на колено и спросила:
— Лапушка моя, а о чём же мне с тобой поговорить?
— Мама, а кто тот дядя, что подошёл к нам, когда мы шли из воскресной школы?
Зося замялась, испуганно посмотрела на Людмилу Даниловну, но пожилая женщина сказала:
— Скажи девочке правду…
— Хорошо, — вздохнула Зося — Я скажу правду: это, милая моя, твой папа…
Девочка поморщила носик, а глаза её стали большие от слёз:
— Папа не любит нас, раз хочет забрать меня от бабули и тебя?
Людмила Даниловна закрыла лицо руками, Зося прижала дочку и тихо сказала:
— Что ж, это и моя вина: папы есть не у всех деток, считай, нет и у тебя…
 
… А через несколько дней Зосе пришла повестка в суд. Взволнованная Зося прибежала к Людмиле Даниловне, но пожилая женщина знала, как поступить: велела сфотографировать квартиру, комнату Верочки, взять так же в суд, кроме фотографий, справку о доходах Зоси и диплом медицинского университета.
Так подготовившись, Зося отправилась на судебное заседание. Со стороны тины и Игоря были только упрёки в том, что Зося легкомысленно себя вела: имела школьницей связь с одноклассником,  сбежала из дома, сейчас живёт, как нищенка, при церкви.
 Но судья, казалось, не слушает  супругов, он смотрел на Зосю и удивлялся: как всё, что говорит истец, могло случиться с этой красивой, достойной молодой женщиной. Но потом дали слово Зосе, и несмотря на то, что она очень волновалась, Зося открыла суду глаза на правду: что живёт она не при церкви с дочкой, а в чистой и добротной квартире, просто ходит в церковь молиться, имеет образование и работу, и вполне способна воспитать дочь сама. Зося кончила своё выступление, и, кажется, жалюзи в зале суда колыхнулись в знак одобрения.
Суд удалился для выноса вердикта. Зося от волнения закрыла глаза руками, тяжело задышала…
И вот наконец-то долгожданные слова:
— Оставить несовершеннолетнюю Веру Геннадьевну Оливкову матери Зосе Геннадьевне Оливковой!
— Я всё равно украду ребёнка! Слышишь, украду! — закричал истерично Игорь, но Зосе было всё равно: законы, и людской и Божий,  были на её стороне…
Прошла неделя, Игорь испарился и не давал никаких вестей, Зося и Людмила Даниловна собирались в отпуск, покупали всем троим красивые платья ярких цветов в горошек и клеточку, и поздно возвращались домой, когда вдруг погасли фонари на безлюдной улице.
— Бабуля, мама, мне страшно… — прошептала Верочка, но мама и Людмила Даниловна стали успокаивать девочку.
Вдруг из-за угла появилась машина, в единую секунду из неё выскочил Игорь и рванул Веру за руку, Людмила Даниловна не удержала, и девочка оказалась в машине Игоря. Зося хотела остановить мужчину, но было поздно: машина исчезла так же быстро, как и появилась.
— Людмила Даниловна, что делать?! У меня паника!!! — заплакала Зося.
— Спокойно, в полицию обратиться надо… — посоветовала мудрая женщина.
Скоро они уже были в ближайшем отделении полиции.
— А фотографии девочки есть? — спросил Владимир Солнцев, следователь.
— Вот… — подала фотографию Веры Зося и снова заплакала.
— Не плачьте, пожалуйста, Зося Геннадьевна, вы — такая красивая обаятельная молодая женщина, вам совершенно не идёт плакать… — попытался успокоить Зосю Владимир — Кому нужно плакать, так это мне: жена снова пришла домой пьяная, у нас двое маленьких детей и я разрываюсь между работой и домом, чтобы досмотреть этих крошек! А я даже не знаю, как варить суп…
 
На следующее утро Зося пришла к Владимиру, он встретил её расстроенный.
— Жена снова бросила вас с детьми? — попыталась угадать причину растерянности Владимира.
— Да, опять ушла к друзьям, и, наверное, надолго… — ответил Владимир.
— Давайте, я что-нибудь приготовлю! — предложила Зося.
— Если, Зося Геннадьевна, вас это не затруднит…
Скоро Зося подала для Владимира и его детей вкусное рагу, а Владимир всё расспрашивал Зосю по делу о краже ребёнка:
— Скажите, Зося Геннадьевна, а где, по-вашему, Игорь может прятать девочку?
— Не знаю, а разве по адресам его квартиры и дачи не нашли никаких следов?
— Ни каких… — подтвердил Владимир.
— Не знаю, у него есть ещё гараж, но не станет же он держать своё дитя в гараже! Хотя от Игоря всё можно ожидать! — воскликнула Зося и заплакала, всё поплыло перед глазами у молодой особы, сердце забилось бешено, Зося стала терять сознание…
… Владимир ловко её подхватил и стал утешать:
— Не волнуйтесь, Зося Геннадьевна, мы обязательно найдём Веру!
Вдруг зазвонил мобильный телефон Зоси. Женщина взяла трубку, и сердце её замерло от того, что она услышала:
— Мама, это я! Я у людей, которые называют себя моими бабушкой и дедушкой, меня сюда привёз папа, они меня не отпускают, а я очень хочу домой…
Зося и Владимир помчались к родителям Зоси.
— Где Вера?! Отдавай ребёнка!!! — гневно набросилась на мать Зося.
— Успокойся, доченька, ты — человек воцерквленный, девочке будет лучше у нас!
— Не верь им, мама, я здесь, я хочу домой! — послышался голос Веры.
— Отдай Верочку!!! Зачем она тебе, ты не хотела, чтобы я рожала, ты говорила сделать аборт! Зачем она тебе теперь?! — захлёбываясь слезами, прокричала Зося.

 
— Ладно, бери, — смахнула небрежно мать Зоси слезу — Вера, иди сюда, за тобой мама пришла… Только вот что ещё: Зосенька, не забывай нас, стариков своих…
Вера выбежала с радостным визгом к маме, Зося снова вернулась на работу и на квартиру к Людмиле Даниловне. Прошло несколько недель, когда кто-то позвонил Зосе. Зося узнала телефон Владимира и подняла трубку.
— Алло, здравствуйте, Зося Геннадьевна, пожалуйста, если вам не тяжело, придите ко мне и помогите с хозяйством…
— А… как же ваша жена? — удивилась Зося.
— Нет у меня теперь жены: развелись мы с ней, не смог я терпеть её пьянство, вот, и сижу, не знаю что делать с этими двумя спиногрызами… — ответил Владимир.
Через полчаса Зося была у Владимира, и прибралась, и полезный суп сварила, и с детьми понянчилась.
— У вас золотые руки, Зося Геннадьевна! Будьте моей женой! — предложил с восхищением Владимир.
— Мне нужно подумать… — тихо и серьёзно, без тени кокетства сказала Зося.
Так Зося шла в размышлениях поздно вечером и снова увидела Игоря. Она испугалась, перешла на другую дорогу, но Игорь шёл целенаправленно к ней, пряча что-то за пазухой. Зося побежала с криком, Игорь побежал за ней. Игорь был совсем близко, когда послышался звон разбитой бутылки, потасовка…
— Бегите, он хочет бутылкой вас ранить! — закричал кто-то из двух дерущихся, и Зося узнала голос Владимира…
… очнулась Зося дома у Владимира.
— Спасибо, вы мне жизнь спасли! — заплакала Зося.
— Не надо, не плачьте, я вас люблю и не хочу чтобы вы плакали, всё будет хорошо, Игорь уже за решёткой. Лучше скажите, вы приняли решение касательно моего предложения?
— Ну, что ж, если дело за моим согласием, то я его дам.  Только одно условие: мы венчаться будем! — ответила Зося Владимиру.
Скоро состоялось скромное венчание: серебряный венец, короткий полог, всё это делало Зосю такой милой…
 
Скоро Зося с мужем, его детьми, Верочкой и Людмилой Даниловной переехали в большой загородный дом. Людмиле Даниловне исполнялось восемьдесят пять лет, когда она тяжело заболела. Её и исповедовали, и причастили, и соборовали, сознание уже покидало старушку, но вдруг взгляд её стал ясен: она обратилась к Зосе:
— Зосенька, у меня последняя просьба к тебе: ты должна помириться с родителями! Обещай сделать это!
— Я… — замялась Зося, не зная, что сказать.
— Обещай! — потребовала Людмила Даниловна.
— Обещаю… — заплакала Зося, а старушка улыбнулась и с блаженным выражением лица закрыла глаза.
Зося долго плакала, а потом вышла, стала искать плащ и сказала мужу:
— Помоги мне, пожалуйста, найти пальто Веры…
— А куда мы идём, мама? — спросила Вера.
— Мы идём к твоим настоящим бабушке и дедушке. Я была не права, что обижалась на них, хоть я бесконечно благодарна Людмиле Даниловне, ты должна знать моих родителей, твоих бабушку и дедушку, ведь они любят тебя…
… Так Зося скрасила старость Людмилы Даниловны, воспитала Веру, детей мужа от прошлого брака и их общего ребёнка, а родители Зоси помогали ей во всём. И даже Игорь попросил прощения и стал платить алименты и, возможно, когда-то помирится с дочерью…