Новый костюм для сына

Аркадий Шакшин
С этим молодым человеком судьба свела нас случайно. Как я понимаю, если мы встретились, значит, это было необходимо нам двоим, чтобы внести какие-то изменения в нашей жизни, иначе бы наши жизненные пути не пересеклись.

Пропажу портмоне я обнаружил после возвращения с прогулки. Молодой человек, узнав, что я обнаружил пропажу, засуетился и сам вызвался пройти по пути нашего следования. Моё подсознание сразу же подсказало мне, что это он вытащил его из кармана, никогда прежде таких случаев в моей жизни не было. Как я и предполагал, моё портмоне через пятнадцать минут заняло своё прежнее место. Я, конечно, виду не подал, но для себя решил познать нового знакомого поглубже.

Сегодня, чтобы узнать человека, не надо далеко ходить. Стоит зайти в «Контакт» и изучить его аккаунт. К моему удивлению, у моего нового знакомого оказалось их аж четыре, не считая других страниц в социальных сетях. Самым удивительным было то, что на всех аккаунтах один и тот же человек предстал передо мной совершенно в разных образах.

На одном было много друзей разного социального статуса, пола и вероисповедания. На выложенных фотографиях он предстал обычным уличным бродягой, напоминающим гопника. Весь раздел пестрел разнообразными фотографиями с изображениями уличных бродяг, бомжей с сигаретами в зубах, фразами с непристойными высказываниями, написанными на стенах городских домов, пешеходных переходах, заборах, машинах, старых домах и переулках. Казалось, что они передавали всю атмосферу того, где жил и живет человек и с кем общался и общается в данный момент. В видеоклипах, выложенных на странице, песни, эпизоды и герои, в словах которых слышен сплошной мат, непристойные высказывания о чиновниках и всякая разнообразная чушь. В аудиозаписях очень много песен в исполнении одной из групп, в которых много нецензурных выражений.

  В двух других аккаунтах выложенная информация была чем-то средним между первым и четвертым. В четвертом же мой новый знакомый предстал передо мной совершенно другим человеком. При его открытии бросались в глаза фотографии, где был изображен интеллигентный человек, опрятно одетый, с умными и грустными глазами. Здесь же были выложены фотографии разных животных, в тексте не было нецензурных выражений, был всего один друг, любитель автомобилей, и видео клипы с рекламой заморских стран с отелями, морским прибоем, шикарными отелями и автомобилями, деловыми людьми в бизнес-центрах. В аудиозаписях я услышал стихи Эдуарда Асадова и пронизывающую душу красивую, наполненную жизненным драматизмом инструментальную музыку. Нигде не было фотографий жены и детей. Только в одном из аккаунтов я увидел его рядом с племянницей, на которой мое внимание привлекла его улыбка и грустные глаза, незаметно передающие богатство внутреннего мира и его переживания. Разница преподносимой информации с двух аккаунтов, совершенно противоположных по содержанию, заставила меня принять решение обратить на него внимание и как-то разобраться в сложившейся ситуации. Первые впечатления от знакомства, совершаемых им поступков при живом общении совершенно противоречили внутреннему миру человека, его качествам, открытым мной во время знакомства с ним в социальных сетях. Первый период нашего знакомства продлился недолго. За это время я узнал, что он ушел из семьи, оставив жену и троих детей, уволился с работы, а на проживание зарабатывал на частном подвозе жителей города на личном транспорте. Денег на жизнь у него не хватало, поэтому мне иногда приходилось ему давать в надежде на то, что он когда-нибудь их мне вернет. Однажды он попросил у меня кругленькую сумму на ремонт своего автомобиля, которую обещал возвратить в срок. Возврат долга я, конечно, не дождался, а поводом стал конфликт между нами, спровоцированный им же самим. Поэтому на какое-то время наши пути разошлись. Время исцелило обиду, и я простил ему долг, решив забыть его, чтобы не мучить себя, ведь я лишь поблагодарил его за очередной жизненный урок, преподнесенный мне. Вторая встреча с ним была инициирована им самим. Почему я пошел на встречу? Да потому что мне была интересна причина его появления в моей жизни. Конечно, в глубине души я думал, что он вернет мне свой долг, но мои надежды не оправдались. Постоянное, не покидаемое чувство настороженности и тревоги, возникшее в моем сознании, стали тревожить меня. Желая понять причину этих неприятных ощущений, я пошел от обратного. Не стал высказываться по поводу произошедшего, напоминать ему о долге, а, наоборот, встретил его как хорошего давнего знакомого. Это были не лучшие времена в моей жизни, я никак не мог оправиться после перенесенной онкологической болезни. В тот момент я еще не понимал, отступила ли болезнь от меня или нет. У меня было тяжелое психологическое состояние. Для меня в таком состоянии общение с любым человеком было просто необходимо, чтобы отвлечься от грустных мыслей. Как я понял, в его жизни никаких сдвигов в лучшую сторону не произошло. Нигде не работал, девушка, на которой он хотел жениться, его отвергла. На этой почве у него возникли проблемы с родителями и родными. Как я понял, ему в этой жизни тоже было не сладко.

 В это время я был в отпуске, кроме этого, дважды находился на больничном по состоянию здоровья. Поэтому времени для свободного общения у меня было предостаточно. Понимая его состояние, я, конечно, по доброте своей души начал помогать и поддерживать его. Мы ходили по городу, гуляли по паркам, по его любимым местам и просто общались. Прогулки по достопримечательностям города положительно влияли на моё здоровье, и я как-то незаметно для себя отвлекся от мрачных мыслей о скорой смерти. Узнав о его проблемах, я предложил ему, чтобы выйти из хандры, устроиться на работу, подумать о восстановлении на учебу в юридический институт, вернуться к жене и детям. И в какое-то время он поверил мне. Эти мысли у меня возникли после посещения городских церквей, где он ставил свечи за ушедших недавно своих друзей и родную бабку, которую он очень любил. Он даже стал встречаться с женой, чтобы наладить отношения, а однажды он сделал фотографию ручки и чистого листа бумаги и выложил её в «Инстаграм». Как я понял, в какой-то момент он принимал для себя решение начать жизнь с чистого листа. Когда же он попросил у меня подарить ему сборник стихов Омара Хайяма, недоверие к нему, возникшее вначале нашего общения, стало развеиваться.
Всё это время он часто просил у меня взаймы, я давал их, хотя это настораживало меня. Купил ему даже запчасть на папин автомобиль, которые он мне обещал отдать на другой день. Деньги, конечно, у меня были, я копил их на отдых, потом получил отпускные, но, поняв, что поездка с таким здоровьем у меня не получится, решил потратить их. За время нашего общения мы опять сдружились, а потом я думал и о том, что если болезнь не отступила, зачем их копить.
Однажды я решил ему сделать еще один подарок, как человеку, оказавшемуся в трудный момент в моей жизни рядом со мной. Тем более, как я думал, если со мной что случится, будет память обо мне. Я решил купить ему новый костюм, а чтобы себя мотивировать, я решил для себя: пусть эта покупка будет как для сына. Я никогда не покупал костюм родному сыну и не знал и не узнал бы никогда, какие чувства возникают у отца, когда у него появляется, наконец, возможность купить для сына новый костюм. Почему? Да потому что по многим обстоятельствам, которые я сознательно опущу, у меня не родился сын, а сейчас уже нет времени, чтобы его вырастить, да и здоровья, чтобы он появился. Я просто не знаю, сколько времени мне отведено Богом на остаток жизни.

  Первая попытка купить новый костюм моему новоявленному сыну по сносной цене провалилась. Желание же приобрести новый, как у меня, так и у человека, который выступил мне в роли сына, обоюдно росло. Не хочу рассуждать, с какой целью ему был необходим новый костюм, возможно, с приобретением его у него должна начаться другая жизнь, как, к примеру, с чистого листа, чтобы наконец-то изменить надоевшую ему до сели жизнь «портянку».

Наверное, это обстоятельство и побудило меня приобрести ему костюм. Помочь человеку выйти из трудной жизненной ситуации, обрести силы и веру в жизнь — это желание так охватило меня, что я принял решение не жалеть денег на приобретение нового костюма, даже если я на время окажусь в небольшом трудном финансовом положении.

Мы ходили по одному из торговых центров столицы, где было много бутиков, в которых продавали одежду. Наконец-то наши поиски увенчались успехом. Мы нашли один из торговых точек, где продавали импортную одежду из Европы со скидками. Здесь были костюмы из Англии, Италии, Франции. Кроме скидок на предлагаемый товар, при покупке двух вещей третья предлагалась абсолютно бесплатно.

Девушки-продавцы, увидев наше намерение приобрести новый костюм, сразу же засуетились вокруг нас. Они принесли несколько костюмов с приличной скидкой. Выбрав один из них, мой ребенок поспешил в кабинку переодеваться, а девушки пошли в кладовую за рубашками. Выбрав более-менее подходящую по цвету к костюму рубашку, я передал его своему спутнику в кабинку, чтобы он тоже надел её. Здесь подоспели и несколько экземпляров ремней для брюк. Одну из понравившихся я отнес в кабинку.

Мой новый-старый знакомый был одет в старенькую рубашку и потертые джинсы. На ногах были черные давно не видевшие крема ботинки. Пока он одевался, меня переполняло желание увидеть сыночка в новом костюме, как он изменит его, а главное — как изменится имидж человека, новая покупка. Я хорошо знал, что одежда преображает человека, ты начинаешь ощущать себя совершенно в другом образе, другим человеком, непохожим на себя, даже мыслящим по-другому.

Через несколько минут из кабинки для переодевания вышел молодой человек, совершенно непохожий на обычного городского парня. Передо мной предстал интеллигентный мужчина, сошедший с картинки модного журнала. Я сразу подумал: «Жених, только невесты ему рядом не хватает».

Он подошел к зеркалу и начал рассматривать себя со всех сторон. На лице была необычная улыбка удивления, а глаза светились от счастья.
«Неужели он давно не делал новых покупок?» — подумал я. Было видно, что сынок чувствовал себя неловко в новом костюме, и мне показалось, что он впервые надевает классический костюм, поэтому стеснялся как нового костюма, так и своего нового образа.

«Ничего, привыкнет», — подумал я про себя, заметив его стеснение. Надо же с чего-то начинать, ступая на дорогу к новой жизни.
Пока наш герой рассматривал себя в зеркале, наши девушки-продавщицы подобрали ему новый галстук, который подходил к костюму и рубашке.

Налюбовавшись на себя в зеркале, сынок, не показывая своей радости, холодно и сдержанно сказал, что костюм ему понравился и его можно брать. Я был доволен, что наконец-то новый костюм, рубашка, галстук и ремень к брюкам были подобраны, да еще в одном бутике и с хорошей скидкой. Я радовался покупке нового костюма, наверняка больше, чем сынок. Тем более, он очень ему подходил.

Зная желание ребенка заняться общественно-политической работой, я подумал:
«Теперь не стыдно будет показаться в любом общественном месте, мероприятии, на встрече с людьми на собраниях, при проведении каких-либо деловых переговоров, потому что новый костюм преобразил человека до неузнаваемости и в лучшую сторону».
В этом же торговом центре закупили ботинки.

Экипироваться так полностью, — решил я. Тем более я уже испытал необыкновенные приятные чувства от своего благородного поступка, которые, возможно, я больше никогда не испытаю.

 Впервые появиться в своем новом костюме сынок решил на собрании граждан, которое устраивал его руководитель политической партии региона. Я долго ждал его на остановке автобуса. Когда он появился, я заметил, что он нервничал, а на лбу появилась даже испарина. Было видно, что ходить в таком костюме итальянского производства он не привык.
«Ничего, привыкнешь», — подумал я, — «какие твои годы, если уж решил порвать со старой, а новая жизнь только начинается».
Наше общение было недолгим, но за это время я сумел перешагнуть переломный момент своей жизни, стал приходить в себя, хотя было опустил руки. Да и мой старый новый знакомый пришел в себя. Изменился внешне, улыбка появилась на его лице, а в глазах живая искорка. У нас открывались перспективные планы на будущее — устроиться на работу, построить по соседству дома, благо можно было приобрести участки по сносной цене, я мог взять кредит и потратить его на приобретение земли при условии, если он устроится вновь на работу. Но нашим планам было не суждено сбыться. То ли оттого, что у него не сошлось с женой, то ли его старые друзья дали ему советы, то ли сработало его воспитание, его укоренившиеся черты характера, такие как лицемерие, цинизм и многое другое, присущие представителям городской прослойки молодежи, привели к тому, что наши отношения стали натянутыми, а между нами пробежала черная кошка. Мой «сынок» стал агрессивным, необоснованно требовательным к моим обещаниям.
Понимая, что с человеком творится что-то неладное, а попытки сгладить отношения ни к чему не приводили, пришлось многие построенные планы свернуть, тем более решение общих вопросов в одностороннем порядке в достижении намеченных целей ничего хорошего для меня не сулило.
Со временем наши пути разошлись. Надевает ли новый костюм мой недавний знакомый, не знаю. Изменил ли он свою старую жизнь, нашел ли свой новый путь или спрятан итальянский костюм, как и наша идея, в стареньком шифоньере, мне неизвестно.
Я же по сей день благодарен этому «сыночку» за то, что он подарил мне возможность испытать отцовские чувства при покупке нового костюма, как для своего сына. Но главным итогом нашего общения стала возможность моего благополучного выхода из затянувшейся депрессии, в которой я оказался. Поэтому на вопрос: «Что лучше выбрать в этом мире — жизнь или деньги, которые не пригодились бы после смерти?» Я выбрал бы жизнь. А деньги — это дело приходящее. Сегодня они есть, а завтра их нет. Главное, я знаю, что их можно заработать честным трудом, а не тем, который выбрал мой новый знакомый.
Сейчас я понимаю, что причиной приобретения негативных человеческих качеств стали условия, созданные в стране в недалекие девяностые годы, а то, что они стали преобладающими, виноват в этом в первую очередь он сам. Да, родителям было не до него. Да, он принадлежал самому себе и решал, как ему жить в этой сложившейся обстановке стране. Но ведь существует множество положительных примеров, когда люди строили свою жизнь сами — учились, работали, искали возможности применить свои способности на благо родных, близких, себя в конце концов. Может быть, поэтому и существуют в социальных сетях столько аккаунтов, где один и тот же человек предстает в разной ипостаси, и не можешь понять и разобраться, какой он и кто он на самом деле. Или он эгоист, циник и лицемер, только и думающий нажиться за счет других. Или он человек с большой буквы, с богатой душой и добрым сердцем, думающим не о себе, а о семье, детях, о родных и близких, друзьях, мечтающем и о карьере, и нормальном материальном положении, и о простом человеческом счастье. А счастье человеческое надо искать не в материальном достатке, а искать в себе, в своей любви к людям, в сострадании к ним, в желании помочь им, в реализации данных Богом способностей.

А очередная встреча с этим человеком, новый костюм и много других произошедших событий стали для меня очередным жизненным уроком, который в корне изменил меня, моё отношение к людям и к жизни в целом.