Параллели службы

Александр Финогеев
-1-


Начальник политического отдела, низко склонив большую кучерявую голову над столом и шевеля огромными губами, с красной ручкой в руках внимательно изучал директиву Министра обороны и Начальника главного политического управления СА и ВМФ, вышедшую вслед за Постановлением ЦК КПСС «О продовольственной программе», где черным по белому указывалось создать на базе крупных соединений подсобные хозяйства. Эти самые хозяйства должны были максимально обеспечить части и корабли собственным мясом, яйцами и другими продуктами сельского хозяйства. Идея со всех сторон выглядела замечательной. Ведь ежедневно тонны отходов добросовестно выбрасывались в море или выгребные ямы. При хозяйском подходе к этому делу все это превращалось в сотни и даже тысячи килограмм собственного мяса. В масштабах же Вооруженных сил эти цифры были просто космическими.

   Получалось так, что армия и флот могли частично обеспечивать себя продуктами питания и не брать все это у государства.

   От всего этого на лбу капитана первого ранга Салина выступил пот.

   - Молодцы коммунисты. До такого додумались! – проокал про себя он и аккуратно вытерев лицо белоснежным платком, нажал кнопку звонка.

   Через секунду в кабинет вошел старшина, дежурный по политическому отделу.

   - В 14.00 все политработники кораблей, частей и, естественно, политотдела должны быть у меня в кабинете. Вы поняли, о чем я сказал?

   - Так точно.

   - Тогда идите и исполняйте.

    -2-

   - Товарищи политработники! Задачи, которые ставит перед нами партия и Главное политическое управление архи важны для каждого из нас. Далее начпо, акцентируя внимание на каждом печатном слове, зачитал Директиву.

   - У кого, товарищи, возникли вопросы? Какие появились мнения? Времени у нас на раскачку нет. Мы обязаны немедленно принять адекватное решение. Сегодня свои соображения по этому поводу я должен доложить командиру бригады. Что нам для этого нужно? Место и помещение, где мы будем держать свиней. О других животных не может быть и речи. Второе. Где этих самых свиней взять? Статьи на их покупку у финансистов нет, - было видно, что начпо сам все продумал до мелочей, - Я этот вопрос уже выяснил. Третье. Нужно подобрать двух порядочных и толковых мичманов, которые этим непосредственно и станут заниматься. И не пьяниц.  Один должен организовывать весь этот процесс, а другой непосредственно заниматься выращиванием животных. На эту должность у меня уже готова кандидатура. Это – мичман Флинтюк, начальник продовольственного склада береговой базы. Человек он ответственный, хозяйственный и главное, не пьющий. В нем я не сомневаюсь, хотя он и не коммунист. Но это дело мы быстро поправим. По второй кандидатуре жду ваших предложений. Начальникам учебных кабинетов штаба я не доверяю. Слишком много среди них разгильдяев. И буквально все не прочь заглянуть на дно стакана. Да и учебный процесс мы с вами не вправе отменять. Может на кораблях есть толковые мичмана? Четвертое. Замполитам кораблей к 17.00 отобрать и привести ко мне для беседы по два дисциплинированных молодых моряка, которые будут посменно работать на этом хозяйстве. Пятое. Это транспорт, который будет ежедневно доставлять на свинарник отходы и пищу для работающих моряков. О людях забывать нельзя. За это я строго, по партийному спрошу с виновных. Ну и последнее. На кораблях должны быть закрывающиеся емкости под отходы. Для этого возьмите лист бумаги, карандаш, сядьте и посчитайте, сколько за сутки у вас этого добра набирается. У ваших строителей закажите эти емкости из качественного, я подчеркиваю это слово, железа. А не лишь бы как. Изнутри требуется покрасить, но только не ядовитой краской. Чтоб они через три месяца у вас не поржавели, а свиньи не передохли. Не забудьте о ручках. А то сами станете поднимать эти емкости на машину. Даю вам на все это не более трех сеток. И поставьте их не далеко от трапа, чтобы машине легко было к ним подъехать. О готовности мне доложить лично. Проверю все сам. Теперь хочу послушать ваши предложения, - начпо обвел взглядом присутствующих.

   - Евгений Александрович, - первым начал секретарь партийной комиссии. Ему сам Бог велел знать людей, их настроение и положение дел в частях. Без этого, карающий орган политотдела существовать не мог, - на ваше усмотрение на организационную должность предлагаю мичмана Соколенко, старшину команды береговой базы. Мичман не плохой, ответственный. Со всех сторон характеризуется положительно. Не пьет. Член КПСС. По нашим сведениям, его отец и старший брат работают на начальствующих должностях в сельском хозяйстве. Если прикажите, через семь минут я представлю о нем всю информацию.

   - Молодец, товарищ Зарянов! Учитесь, товарищи политработники, как надо владеть обстановкой. Сразу видно, что человек находится на своем месте, - начпо натянуто улыбнулся, - Все свободны. Работы у вас много. Заниматься есть чем. А Соколенко позовите ко мне. Кстати, как его зовут?

   - Анатолий Александрович, - ответил все тот же секретарь партийной комиссии.

       -3-


   В дверь начальника политического отдела постучали.

   - Разрешите, товарищ капитан первого ранга. Мичман Соколенко по вашему приказанию прибыл.

   - Проходи, - начпо взглянул в блокнот, - Анатолий, присаживайся к столу. Рассказывай, как служба, как семья? – начал он издалека.

   - Нормально, товарищ капитан первого ранга, - Соколенко усиленно думал, по какому поводу его вызвали. Может за то, что вчера поздно вечером выводил с территории части миловидную блондинку? Кроме дежурного по КПП ее никто не видел.

   - Дома как дела? У вас дети есть? – сыпал начпо ничего не значащие вопросы.

   - Двое. Мальчик и девочка. Учатся хорошо. Дома все в порядке. Жена работает. По службе нареканий не имею.

   - Где живете? Квартира у вас есть?   

   - Нет. Живем в общежитии.

   - Ничего-ничего. Все мы там жили. С квартирой поможем. Скоро получите, - Салин что-то записал в блокнот, - Проблемы какие-то есть? Служебные, семейные? Говори. Поможем.

   - Машину хочу купить. Но очередь большая, - Соколенко понял, что от него чего-то хотят и решил брать быка за рога.

   - С машиной решим, - начпо полистал свой волшебный блокнот, - На следующей неделе нам придут две машины. Тебя «Москвич» устроит?

   - Так точно, - в груди Анатолия радостно застучало сердце.

   - Вот и хорошо. В понедельник мне об этом и напомни. Только и ты нам помоги. Не все же мы тебе.

   - Слушаю вас, товарищ капитан первого ранга.

   - Слушай, слушай. И крути на ус. Слышал такую поговорку? Кто у тебя из родственников работает в сельском хозяйстве? – Салин, наконец, приступил к главному.

   - Отец и старший брат. Отец председатель колхоза, а брат главный агроном.

   - Это то, что нам нужно! Ты конечно знаком с Постановлением партии «О продовольственной программе»?

   Анатолий неопределенно мотнул головой. Об этом он точно ничего не слышал.

   - В свете этого Постановления, Министерство обороны и Главное политическое управление требуют от нас создание подсобного хозяйства, -продолжал начпо, - Мы должны не брать у государства, а сами себя обеспечивать мясом, хлебом и всем остальным. Вникаешь?


   Соколенко опять непонимающе кивнул головой.

   - Что от тебя требуется, - теперь начальник политотдела оседлал своего любимого коня, - Переговори с отцом. Может он для нас подыскать хорошее помещение под свинарник и выделить десятка полтора молодых свиней? Кормами их мы обеспечим за счет отходов с кораблей. И работать на хозяйстве будут наши моряки. В твое распоряжение выделяется служебная машина. Будешь заниматься организацией этого хозяйства. Так сказать, непосредственно выполнять решение партии. Почувствуй, какая ответственность ложиться на твои плечи, - теперь Салин говорил о вещах как бы уже свершившихся. Его уже не интересовало где, как и каким образом, мичман все это сделает. Когда мне от тебя ждать ответа? – задал он последний вопрос.

   - Послезавтра, товарищ капитан первого ранга, в 10.00 я вам обо всем доложу. Мне, правда, туда нужно съездить, а я заступаю дежурным.


   - С этой минуты ты занимаешься только вопросами подсобного хозяйства. От всей служебной деятельности я тебя отстраняю. С командиром береговой базы по этому поводу я переговорю немедленно. Потом выяснишь у него, какая машина у тебя будет. Завтра жду с докладом. Можешь быть свободен.

-4-


   Всю дорогу к родителям Соколенко одолевали думы. То, что от него теперь начпо не отстанет, было ясно, как божий день. Хоть наизнанку вывернись, а свинарник этот организуй. Отец конечно поможет. Но и он не всесилен. А что делать? Уже не откажешься. Поздно. Но с другой стороны… Служебный автомобиль выделили. Можно решить тысячу проблем. От службы освободили. Занимайся, чем хочешь. Вначале, конечно, придется попахать. Надо наладить работу, а уж потом… Машину наследующей недели куплю. А так бы ждал минимум, пять лет. Квартиру обещал дать.

   - Овчинка выделки стоит, - сделал вывод Анатолий, подъезжая к родительскому крыльцу, демонстративно громко хлопая дверкой персонального автомобиля.


    -5-


   Ровно через сутки, в пятницу, в 9.30 Анатолий стоял перед дверьми начальника политического отдела. Ему не терпелось доложить о проделанной работе. Из кабинета доносились повышенные тона.

   В ожидании приема Соколенко мерил шагами длинный коридор. Минут через сорок, дверь распахнулась, и из нее вылетел красный как рак замполит спасательного судна «Эльбрус». Немного подождав, Анатолий робко постучал, - Разрешите?

   - Что у вас? - не поднимая головы, спросил Салин.

   - Я пришел доложить…, - испуганно пролепетал Соколенко.

   - Ждите, товарищ мичман. Мне сейчас некогда. Я вас вызову.

   Два с лишнем часа Соколенко испытывал прочность ног (стулья и скамейки в таких заведениях не предусматривались). Теперь начпо показывал свою силу, мощь и власть.

   Наконец у дежурного зазвонил телефон.

   - Товарищ мичман, вас начальник политотдела вызывает.

   - Разрешите, товарищ капитан первого ранга, - Анатолий выглядел как выжатый лимон.

   - Докладывайте, товарищ Соколенко, - предложений сесть за стол не поступило.

   - Я все решил, товарищ капитан первого ранга. В селе Широкий Лан, что в пятидесяти километрах от Николаева, для нас выделено помещение под свинарник. Колхоз дарит нам двадцать трехмесячных поросят. Я их отобрал сам. Все здоровы.

   - Молодец! – проокал Салин, - Ты не стой, Толя, садись. Что мы должны колхозу?

   - Ничего. Необходимо теперь туда для ухода за животными выделить пару моряков и ежедневно подвозить отходы. Моряков кормить будут в местной столовой. Тоже бесплатно.

   - Честно говоря, не ожидал я от тебя такой прыти. К празднику наградим Почетной грамотой. Мичмана и моряков сегодня же отвезешь туда сам. Все расскажешь и покажешь. Завозить отходы за сутки будут ежедневно до обеда. Тебе надо будет в обязательном порядке два раза в неделю быть на подсобном хозяйстве. Будешь следить за всем этим и мне докладывать. Понял?

   - Так точно.

   - Вопросы есть?

   - Вы просили напомнить по поводу машины.

   - Молодец! А то я уже забыл. Машины для нас уже пришли в Одессу. Сегодня четверг. Поедешь туда во вторник. В воскресенье и понедельник у них выходной. Фамилию твою я начальнику «Военторга» прямо сейчас подам. Но это не должно тебя расслаблять. Политический отдел тебе доверяет. А это много значит! Не подведи.

   - Оправдаю, товарищ капитан первого ранга.


   - Иди. И держи меня постоянно в курсе дела.

     -6-


   Подсобное хозяйство заработало на полную мощь, обещая в ближайшем будущем большую прибыль. Соколенко крутился как волчок. Вместе с ним крутились и все остальные.

 -7-



   Анатолий твердо знал, что нельзя ждать милостей от природы. Их надо брать самому и очень быстро. Иначе их возьмет кто-то другой, более хитрый, нахальный, изворотливый и поэтому везучий. Он решил не ждать вторника, а поехать в Одессу в субботу. Чтоб не опередили. Уж больно хотелось стать обладателем собственного автомобиля. А то обещания могут так и остаться обещаниями.

   -8-


   - Добрый день. Я приехал за машиной из Николаева. Моя фамилия Соколенко, - дорогой костюм, плотная фигура и открытое приятное лицо делали похожим его на большого начальника. Держался он легко, свободно и открыто.

   Женщина порылась в бумагах, - документы, деньги у вас с собой?

   - Конечно. Я же приехал не смотреть, а покупать.

   - Посидите. Сейчас подойдет мужчина и отведет вас на смотровую площадку, - она куда-то позвонила по телефону.

   Через пару минут в комнату вошел парень лет тридцати.

   - Слава, товарищ приехал из Николаева за машиной. Проведи его и покажи.
   На площадке, сверкая радугой красок, стояло двадцать с лишним автомобилей.

- Вот ваши, - парень подвел Анатолия к кремовым «Жигулям» и оранжевому «Москвичу», - Выбирайте.

   - Выбирайте? Что-то здесь не так, - мозг лихорадочно заработал, - Значит можно выбрать? – мелькнула мысль. – Откройте, - он показал на «Жигули», - Я проедусь.

   Мужчина открыл дверь. Соколенко сел, вставил ключи и сделал круг. Мотор работал, как часы.

   - Беру. Где оплачивать?

   - В магазине, разумеется.

   - Туда можно и подъехать?

- Вы вначале оплатите, а потом… хоть на край света.

      -9-


   Через неделю на территории части появился знакомый Толиному глазу оранжевый «Москвич». О том, что он купил машину, в части еще никто не знал.

   - Чья машина? - спросил он у дежурного по береговой базе.

   - Начпо купил. Странно, что он взял себе такую машину.

   - Начпо? – у Соколенко пробежал холодок по спине. Он вспомнил разговор о предложенном ему «Москвиче», - Теперь меня он сожрет с потрохами, - лихорадочно думал он.

   Но по этому поводу его никто не вызвал. И при встречах с грозным начальником этот разговор вообще не поднимался. Видно начальник политического отдела не хотел опускаться в глазах мичмана ниже плинтуса. Хотя подножка для него была неожиданна и болезненна. Вскоре, правда, место «Москвича» заняли вишневые «Жигули». Но это уже потом.


    -10-


   Квартиру Соколенко получил лишь через два с лишнем года, хотя прибыль от вверенного ему подсобного хозяйства была, ощутимой и весомой. Грамоту ему тоже не дали. Объявили только благодарность. Видно нанесенная мичманом обида еще долго торчала в сердце начальника политического отдела бригады кровоточащей занозой.