Охота на лимане. Отрывок из повести

Gulush Aga
Беюк Ага, президент главного экологического общества «Экопарадайз XXI», ответил согласием. Пообещал лично присутствовать на обеде. Попрощался с Дианой и погрузился в воспоминания об охоте на Дивичинском лимане, в Гара су. После всех нескончаемых деловых переговоров об экологии, защите животных, охота оставалась самым светлым воспоминанием президента.
 «Сколько мне было тогда?   14-15 лет, совсем мальчишка. Сейчас я дядя, стараюсь для своей племянницы, своих детей. А тогда тоже старались, только по-другому. Мой дядя –  Юсиф, директор нефтебазы, знатный охотник был. Вдоль реки Аракс, в пограничной зоне с Ираном охотиться любил. К нему на охоту кто только не приезжал! В то утро, он взял меня с собой. Мы совсем рано поднялись, чтобы пострелять дичь. Сколько охотников собралось? Не так уж много. Помню, что  разместились на двух лодках без киля, плоскодонках; дядя Юсиф все организовал. Лодки продвигались медленно, сквозь камыши. Без весел, шестом ими управляли. Успели на утренний пролет птиц, до 9 часов. Как я удивился, когда все небо вдруг закрылось тучей! И не просто тучей, живой тучей, из которой вдруг пролился густой дождь. Только посмотрев на свою куртку, я понял, что птицы в полете справляли нужду; вся куртка моя оказалась в птичьем помете. Дядя перед охотой подарил мне, трофейное немецкое ружье, бокфлинт, 12 калибра, марки  Меркель. Пристрелянное, хорошее ружье. Показал, как стрелять. Главное не суетиться, не спешить и оставаться спокойным. В тот раз мне не пришлось целиться. Зачем целиться, когда  неба не видно за дичью. Только стреляй и успевай подбирать убитую дичь! В первый раз мне не понравилась охота. Только байки охотничьи. Русский мужик запомнился мне, его звали Леша, да, Леша. Вот он горазд был водку пить, и байки травить. 
Я почувствовал, по настоящему, что такое охота, когда дядя Юсиф взял меня на охоту вместе с известным поэтом, самым знаменитым поэтом у нас. Он  приезжал охотиться на Дивичинский лиман. И врача с собой возил. Как того звали? Помню. Зырры Аллахьяр. И меня дядя не забыл, взял с собой на охоту. У поэта еще собака была, сеттер. Как звали собаку? Вспомнил! Рекс! Так ее звали, замечательная умнейшая собака. А охоту на фазана дядя устроил специально для поэта. Что и говорить! Королевская охота! Такая красавица - птица, самец- чудо природы. Конечно! Это тебе не полярная сова, дремучая, ни к чему не годная. Наверное, и мясо у нее жесткое, отвратительное. Нашла, кого защищать, Диана! Впрочем, какая разница! Лишь бы ее дела шли в гору. Толку от «защитников природы» никакой, один вред. Запретили сейчас отстреливать волков, и что?! Расплодились и волки и шакалы. Сколько вреда от них тем, кто на земле живет. Баранов таскают, случаи бешенства участились. Целые села терроризируют. А серые вороны! Раньше их отстреливали, даже платили за это, а сейчас для них рай. Гнезда мелких птичек разоряют, заполонили не только районы, но и города. Да что говорить! Скоро охотников нужно будет в красную книгу заносить. Вот  такие дела…
Как я скучаю по настоящей охоте! Не той, что сейчас. Ружья с оптическим прицелом, свита проводников.  Твоей заслуги никакой. Подгонят тебе добычу, марала. Как в него стрелять? Только горе охотники и могут стрелять, как этот выскочка, ставший вдруг богатым. Тьфу, забыл, как его зовут. На кабана похож. Такие же маленькие хитрые глазки и жирный загривок. У него сердце не дрогнуло выстрелить в красавца марала. Посмотрел бы я на него на той охоте. Тогда я увидел, что такое настоящая охотничья собака! Я шел следом за поэтом. Вот он увидел, как из-за куста вышел фазан. Поэт затаился, не шелохнется. Фазан расправил крылья, прихорашивается, еще не видит охотника, не знает, что жить ему самую малость осталось. Собака умница не дышит. И тут фазан словно испугался. Рекс встал в стойку. Одну лапу поднял в ожидании, обернулся на хозяина, словно говорит: «Ты что, не видишь? Твоя добыча улетает!» Птица взлетела вертикально, как истребитель с авианосца, а затем она обычно переходит на горизонтальный полет, но не успела, поэт выстрелил, фазан тяжело упал. Помню, как мне стал жаль красавца. Потом уже не жалел. Наоборот, радовался, когда много дичи приносил с охоты. Гордился. Рекс умчался подбирать подстреленного фазана. Я видел, как он осторожно зубами, брал птицу. Чтобы не смять ее, не раздавить. Вернулся с добычей. Стояли несколько охотников, а среди них поэт. Рекс подошел к хозяину и сложил к его ногам красавца фазана. Поэт- охотник, азартный, а джейранов не стрелял. Рассказал мне почему. В молодости довелось ему убить молодого джейрана из бахвальства, чтобы удаль свою показать. Уж очень стремительно летел джейран. Когда он подошел к смертельно раненному животному, то увидел, как из прекрасных глаз джейрана медленно текут слезы. После того случая джейранов не стрелял и видеть не мог, когда другие убивали. 
Как мне хотелось тогда иметь такую собаку, как у поэта! Однажды  я попросил у него Рекса просто прогуляться по подлеску.  Иду себе, любуюсь природой. Осень, деревья разноцветные, только грустно немного, знаешь, что скоро все листья облетят, и от этой красоты ничего не останется. Ступать мягко, земля покрыта слоем опавших листьев. Рекс бежит впереди. И вдруг я вижу, прямо на меня идет громадный кабан. Здоровенный, килограммов 70 в нем живого веса. Молодой я был, а не испугался. Мог ведь кабан кинуться на меня, и неизвестно, чтобы из этого вышло. Вскинул ружье, выстрелил, попал, но не убил. Кабан бросился в кусты. Я не стал его преследовать. Знал уже по рассказам охотников, что раненный зверь очень опасен. Вернулся на стоянку вместе с Рексом, хоть тот и порывался за добычей пойти. Рассказал охотникам. Поднялись они и мы все вместе, Рекса тоже взяли, пошли смотреть, что приключилось с кабаном. Пришли на место, а кабана там нет, след кровавый тянется к Араксу. Подошли к реке и вдруг Рекс бросился в реку и поплыл в сторону Ирана. Ему граница не указ. Стоим на берегу, зовем Рекса, а ему все равно. Охотничий инстинкт в нем говорит. Не может с собой совладать. И Хозяин не смог его остановить. Хорошо, что благополучно закончилась история. Побегал Рекс на той стороне и обратно приплыл. Вылез на берег мокрый, с укором в глазах. Словно говорит: «Что вы за охотники?! Такого кабана упустили!» И еще помню тот случай, когда мы с Рафиком, братом моим ехали в полуторке. Рядом с Имишлами. Мы тогда на охоту ехали. В кузове лодка и мы с Рафиком сидим. У нас ружья. У меня Зауэр, два кольца. Но только патронов нет. Все расстрелял. Надеялся у дяди разжиться. Поднимаю голову, летят прямо над нами 5 огромных птиц. Дрофы. Из Казахстана летят на зимовку. Прошу у Рафика один патрон, взамен обещаю 50 малокалиберных отдать. Протягивает мне патрон. Я прицелился в третью дрофу, попал в пятую. Ударилась она о телеграфные провода и упала прямо к нам в кузов. Сейчас кому рассказать, скажут : «Вот врет, знатно!» А ведь всё правда. Мы потом эту дрофу в Баку привезли, целую недели ели. Голодно было. Еды совсем мало. Охотники – уважаемыми людьми были. Жили большую часть года на лимане. Стреляли дичь, смолили, складывали в бочки с солью. Раз в 10 дней из Баку приезжали, забирали всю дичь и развозили по госпиталям. Людей кормили. Как же так получилось, что из заядлого охотника я стал беззубым защитником экологии. И не просто глупым, бездарным защитником,  а президентом общества с дурацким названием «Экопарадайз». Грехи наши тяжкие! А что было делать?! Никто не сможет назвать меня неудачником, как молодые сейчас говорят, лузером. Стоит только посмотреть на мои виллы, поместья, проще сказать. В своем поместье и пострелять можно. Никто тебе не указ. А во что превратился мой старый дружок, самый удачливый охотник Рамиз? Доживает свой век. Если бы не сын, не знаю, как бы он прожил на свою пенсию инженера. Да и охотиться он не может, только вспоминает с тоской прошлое. Чтобы лицензию купить деньги  нужны. Последний раз на стенде, куда его один из охотников пригласил,  не поздоровался со мной. Старый дурак! Злится на меня. Как будто если бы не я, то не нашлось другого ловкого и умного человека, который бы оценил ситуацию. Выбранная мной дорога, самая верная сегодня. Главное было найти подход к нужным людям. А там, какая разница? Охотишься ты, или защищаешь зверушек, главное оказаться во время в нужном месте. К тому  моменту, когда идет раздача слонов. Интересно, в каком стане оказался бы поэт, будь он жив? Трудно сказать. Он в свое время спел немало дифирамбов властям. Иначе, как оставаться признанным и благополучным. И племянница у меня не промах. Еще лучше мишень подобрала. Полярную сову. Надо же! Интересно, кто ее надоумил? Сова- самая уважаемая птица в наше время. Целый день спит. Ни до чего ей нет дела. Ночью проснулась, глаза свои совиные выкатила, поохотилась на сонных птичек и порядок. Никто не видит, как она заглатывает птичью мелюзгу. Возмущаться некому. Конечно, мудрой ее объявили! А как иначе! Ни в чьи дела не вмешивается. Свои делишки шито-крыто обставляет. Мудрая, да и только. В игре этой, как она называется? Что, Где, Когда? Кажется единственный проект, придуманный на российском телевидении. Все остальное с Западных каналов слизали. Ворошила, ведущий, даже объявил игру уникальным местом, где за мозги можно получить деньги. Почти угадал. В современной России, и у нас; вообще, во всех республиках бывшего Союза, это, практически, единственное место, где можно хоть какие-то деньги заработать своим умом. Правда, деньгами эти суммы назвать сложно. Хоть какие-то крохи. И умникам не так обидно. Хвастать могут. Что своими мозгами деньги зарабатывают. Хе-Хе.  Какое счастье, что мне не пришлось оказаться в их положении. Да, да именно, счастье! Кто это мне звонит, посмотрим, посмотрим. Моя любимая племянница. Иногда мне кажется, что сына своего я меньше люблю, чем ее.» 
 - Нет, дорогая. Я не забыл. По дороге захвачу журналюгу, раз тебе так хочется. А ты можешь немного опоздать, разрешаю. Но только не больше, чем на 10 минут. Что ты говоришь? Точность- вежливость королей. Ты ведь еще не королева. Вот когда ею станешь, тогда ни-ни, опаздывать нельзя. Ну, если хочешь, потренируйся! Приди во время.