Антиинфляцинная политика

Андрианов Владимир 2
 

Высокая инфляция в течении длительного времени в России является следствием неудачной, неэффективной и ошибочной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики.

Примитивный зажим денежной массы, применяемый долгие годы, как инструмент борьбы с инфляцией давал лишь временный эффект снижения уровня потребительских цен.

Низкие значения коэффициентов монетизации экономики России и высокие скорости денежного обращения свидетельствуют о слабом доверии экономических агентов к национальной денежной системе, что, как правило, является неизбежным следствием высокой инфляции, о чем свидетельствуют современные процессы в России.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной и социальной политики.

Эффективная антиинфляционная политика позволит держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

Следует отметить, что в России официальный рост цен резко отличается от реального. Это связано главным образом с тем, что при расчете индекса потребительских цен по существующей методике учитываются цены на 400 различных товаров и услуг.

Для выявления реального роста цен необходимо совершенствовать методику расчета роста потребительских цен. В первую очередь необходимо   рассчитывать так называемую «социальную инфляцию».

Представляется целесообразным рассчитывать индекс потребительских цен примерно по 30 основным товарам и услугам, которыми пользуются граждане.

Если взять такой более узкий набор, то окажется, что, официальный уровень инфляции будет значительно меньше реального роста цен на основные потребительские товары.

Далее, при всех объективно существующих трудностях необходимо в перспективе Банку Россия следует переходить к политике прямого таргетирования инфляции.

Речь идет о четком институциональном обязательстве Банка России по установлению и достижению ее целевого ориентира.

В Конституции Российской Федерации в главе 3 «Федеративное устройство» (ч. 2, ст. 75) записано: «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги.

Данное положение дает основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать «поддержание стабильности цен». Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции, не превышающий примерно 2 % в год.

Следует ввести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции.

При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса.

Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой главной цели. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.

Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.

В частности, ключевая ставка должна стать эффективным инструментом экономической политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.

Ставку рефинансирования необходимо освободить от несвойственных ей в рыночной экономике фискальных функций. Для этого следует внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.

В перспективе уровень ключевой ставки, так же как в США, странах Еврозоны и многих других странах, должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам.

Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.

Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рисков банковского кредитования.

Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, которая не должна   сдерживать коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а наоборот, должна стимулировать расширение кредитования реального сектора экономики.

Расширение рефинансирования должно ориентироваться на стимулирование долгосрочных инвестиций, реализацию масштабных федеральных и региональных инфраструктурных и инновационных проектов.

При этом необходимо расширить перечень ценных бумаг, принимаемых Банком Россия в качестве залога. Прежде всего, это касается региональных и отраслевых ценных бумаг.

Расширение рефинансирования банковской системы будет способствовать расширению ликвидности и обеспечит увеличение емкости финансового рынка и его диверсификацию. 

Необходимо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны.

Правительству следует рассмотреть вопрос возможного введения нормативного регулирования внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещения их внутренними заимствованиями.

Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, должны наконец занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.

Регулирующее влияние на темпы роста инфляции может оказывать политика повышения номинального эффективного курса рубля по отношения к валютам основных торговых партнеров России.

Однако следует иметь в виду, что чрезмерное укрепление курса национальной валюты может негативно сказываться на конкурентоспособности экспортных поставок.

Около половины инфляционного потенциала зависит от ценового фактора. Назрела необходимость разработки принципов государственной ценовой политики.

Серьезное влияние на рост цен оказывают тарифы на услуги естественных монополий. В этой связи представляется целесообразным на правительственном уровне разработать действенные механизмы мониторинга и ограничения роста тарифов на услуги естественных монополий.

Требуется и правовое регулирование торговых наценок с учетом социального фактора и различной ценовой эластичности спроса на товары и услуги. Необходимо разработать рыночные меры по значительному сокращению количества торговых посредников.

Для сдерживания роста инфляции необходимо координировать повышение заработной платы и доходов в корпоративном секторе с учетом динамики роста производительности труда.

Необходимо регулировать налоговыми методами чрезмерный рост денежных доходов топ менеджеров крупных банков, финансовых компаний, в предприятиях сырьевых отраслей, государственных корпорациях.

Нельзя допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, следует более активно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, конкуренцию между отечественными товаропроизводителями.

В целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке и «связывания» свободной денежной ликвидности необходимо содействовать росту финансового рынка и банковской системы в качестве аккумулятора денежных ресурсов для целей накопления и инвестирования отечественной экономики.

Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.

Определенное влияние на инфляционные процессы оказывает глобализация. Согласно исследованиям Международного валютного фонда (МВФ) в развитых странах за счет импорта дешевых потребительских товаров из новых индустриальных и развивающихся государств ежегодно уровень инфляции снижается примерно на 0,25 п.п. В США этот показатель достигает 0,5 п.п.

В России до последнего времени определенный приток дешевых товаров обеспечивался за счет «челночной» торговли. Однако после введения существенных ограничений для участников этого бизнеса объем неорганизованной торговли постепенно снижается, что соответствующим образом влияет на общий уровень цен на потребительском рынке.

Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции в период значительного роста цен могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты основной суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.

Для малоимущих слоев населения необходимы специальные программы социальной защиты от инфляции. В том числе, в форме индексации заработной платы, пенсий, социальных пособий и других доходов граждан пропорционально росту цен.

Для малоимущих слоев населения необходимо разработать программу государственного субсидирования цен на товары первой необходимости. Для людей, живущих за гранью бедности возродить систему выпуска специальных продовольственных карточек.

В долгосрочной перспективе регулятору и органам исполнительной власти России необходимо создать функциональную экономическую систему, регулирующую уровень инфляции, и функциональную систему, стимулирующую экономический рост.

Наличие таких систем позволит контролировать динамику роста цен, преодолеть кризисные явления и выведет экономику на траекторию долгосрочного устойчивого и динамичного развития.