Караваджо. Кающаяся Мария Магдалина

Алина Алексеева-Маркезин
             Микеланджело Меризи да Караваджо: Мария Магдалина. 1594-1596 гг. 122x98. Галерея Дориа-Памфили, Рим

       В Западноевропейской иконографии Мария Магдалина, раскаявшаяся блудница, обычно изображалась   в виде отшельницы, подчас в пещере, с черепом, возможно, без одежды или в рубище, покрытая только волосами.

    В качестве кающейся грешницы Мария Магдалина носит только простой плащ, либо обнажена, прикрыта длинными волосами. Здесь её атрибуты обычно — распятие и череп, иногда плетка и терновый венок. Она может читать, размышлять или «каяться» (поднимать заплаканные глаза к небесам. Местом действия таких изображений является пещера во Франции, место её отшельничества.

         
        На картине Караваджо мы видим совершенно другой образ.

   Молодая женщина сидит на низком стуле, положив руки на колени. Она одета в белую рубашку,украшенную кружевом.  Платье с корсажем украшено дамасским орнаментом.  Рядом с ней находится несколько украшений и бутылка с пробкой, заполненная почти на три четверти. Она не смотрит на  зрителя, ее голова опущена  вниз. На щеке мы видим слезу.

       Картина завершена ок. 1594-1595, в течение которого Караваджо проживал с Джузеппе Цезари и Фантеном Петриньяни.  Картина была почти наверняка заказана Пьетро Виттрисом, хранителем папы Григория XIII . Караваджо, как известно, использовал несколько проституток в качестве моделей для своих произведений, а историки предположили, что на этой картине представлена Анна Бьянчини. Современные биографы указывают, что Бьянчини мы можем увидеть и на других работах Караваджо

         Это был реализм,присущий  Караваджо , который очень удивил зрителей.  Согласно Хилари Сперлинг , «современники жаловались, что его Мария  Магдалина выглядела так, как девушка по соседству,которая распустила волосы на ночь."

   Через несколько десятилетий после завершения картины художник-биограф 17-го века Джан Пьетро Беллори предположил, что Караваджо прикрылся религиозным образом, добавив предметы, связанные с Марией Магдалиной - графин  и разбросанные  ювелирные изделия и создал вполне современный портрет.

  Но иезуитский поэт Джузеппе Силос не рассматривал эту работу как религиозную и  высоко оценил  и картину и  живописца:

         "Мы можем видеть молчаливое раскаяние, скрытое  в глубине ее сердца.
 Конечно, цвета Караваджо настолько живые и реалистичные, что раскрывают её душевные переживания
        Редким явлением является  художник, который может так ясно изобразить в простом образе то, что скрыто в слепой темноте совести."
 
        Предполагают ,что разбитый жемчуг и опухшее лицо свидетельствуют о том,что куртизанок в Риме в те времена жестоко избивали в полиции.Основываясь на записях из жизни Бьянчини,  предположили, что  возможно она была избита,а мазь в банке для её лечения.