Книга Взрывная сила Часть2 По волнам нашей памяти

Виктор Бейко Ольга Рудакова
 ПО ВОЛНАМ  НАШЕЙ  ПАМЯТИ...

Василий…   Дело всей жизни…

   Удар гонга известил об окончании первого раунда…  Василий внешне был абсолютно спокоен, хотя бой ему явно не нравился…  Этот парнишка в четырнадцать лет был кандидатом в мастера спорта, выступал в тяжёлом весе –   до ста четырнадцати килограмм и подавал большие надежды. Сколько он вложил уже в него! Ещё больше предстояло сделать.
    Соревнования в честь памяти своего Тренера, Учителя и Друга – Владимира Барыкина он проводит в своём городе уже более десяти лет, словно подтверждая, что настоящий спорт живёт, и он продолжает его дело, воспитывая новых спортсменов, передавая им все секреты мастерства… 
  И эта связь не прерывается…
  На соревнования съехались представители семи городов области, на торжественной церемонии открытия присутствовал сам мэр, именитые спортсмены  и  тренеры…
  Но самым Почётным гостем всегда была жена Владимира Барыкина-Надежда Ивановна,   Василий  всегда дарил ей корзину роз…
  В этом году её не было, она не дожила до соревнований всего несколько дней.  Розы, как и прежде, стояли около её места, правда, без неё они быстро завяли, словно склонили бутоны-головки в память о ней…
  Ему и самому уже в этом году «прогремело» семьдесят лет, сердечко, порой, давало о себе знать, но бросать тренерскую работу Василий даже не мыслил - без неё он просто не сможет, эта та Жизнь, которую Господь дарует только Избранным, вручая им Судьбу с любимым делом, заставляя гореть, а не тлеть. И никакие блага и деньги не могут сравниться с тем удовольствием и гордостью, когда гонг извещает об окончании боя и на ринге поднимают руку твоему боксёру- победителю!
Вся жизнь связана с Боксом… Как же всё начиналось?
Он никогда не отличался богатырским здоровьем, в детстве лет в двенадцать (а дело было весной, кажется, в мае…льдины плыли), он поспорил с ребятами, что переплывёт Вагран. Переплыл, на берег вышел, а потом пришлось плыть и обратно.  В результате получил серьёзную болезнь - ревматизм всех суставов и порок сердца, четыре года лечили, а аукается до сих пор…
  Он был первенец. 
  Его отец служил ещё после войны, приносил ему свою солдатскую пайку, и заботливо совал самые вкусные кусочки сыну…
  Худой, родившийся сразу же после войны, он, как и все мальчишки, был предоставлен сам себе. В семье одна за другой появились две младшие сестрёнки, которые требовали больше внимания, а родители были озабочены, как прокормить и поднять детей. После школы, закинув портфель, с куском хлеба в руках, он мчался на улицу гонять мяч с такими же пацанами, как он сам.
  И однажды пришёл на стадион…  Ему хотелось быть сильнее, научиться драться по-настоящему…  С завистью он смотрел на двух мальчишек в боксёрских перчатках, неистово колотящих  боксёрский  мешок…
 - Вот бы мне к ним! - мелькнула у него шальная мысль…
  Тренировал их В. Барыкин - основатель бокса в Североуральске. Работал он на шахте, а по вечерам вёл секцию бокса. Овладел этим видом спорта, когда служил в армии. Было очень сложно попасть к нему, не каждого он брал. Не сразу Барыкин согласился взять и Василия… Но желание попасть в секцию было настолько велико, что он, самостоятельно занимаясь, изучая какие-то книги, добился того, что Барыкин увидел в нём этот потенциал и взял Василия к себе…
Так в двенадцать лет он начал заниматься боксом.
  Первая тренировка…  И с тех пор он навсегда связал свою Судьбу с Боксом: постигая мастерство, успешно выступал на соревнованиях всех уровней, и часто его рука на ринге поднималась в верх, извещая о Победе…  72 боя, 64 победы, кандидат в мастера спорта, тренер высшей категории.
Более 50 лет в Боксе…
   Василий вздрогнул…  Гонг известил об окончании боя, объявляют результаты…   И вверх взметнулась рука его боксёра  - Победа!

Ольга…   Детство…

  С тех пор, как ушли в мир иной наши родители, я всё реже и реже приезжаю в родной город…  Прошло три года, как я не была в Североуральске…  А город так преобразился! Сказочные с переливами фонари , сияя  всеми цветами радуги, хрустальным светом освещали его улицы в вечернее время; днём -  множество фонтанчиков у известного с детства ДК  «Современник»  взлетали тысячами капелек ввысь, радуя детвору и извещая о жарком лете!  Радужные клумбы цветов просто завораживали своей красотой…  Но особенно потрясала Аллея Славы героям, отдавшим свои жизни на войне в Афганистане, Чечне…  У каждой мемориальной плиты хотелось остановиться и склонить голову…
  Город возрождался: строились новые современные дома, парковые зоны, улицы пестрели от множества магазинов,  бутиков…  И, как и всякая женщина, я незаметно для себя заходила то в один бутик, то в другой…  А вот и «Детский мир»…  Непременно хотелось что-то купить внучкам…  Я зашла в него - и оказалась в детской сказке, со множеством игрушек, праздничных платьев для принцесс, чудесных туфелек – изобилие товара было налицо!
  Повернувшись к очередной витрине, я невольно увидела высокую колонну в старинном стиле…  И воспоминания унесли меня в детство…  Ведь когда-то здесь был магазин «Молочный» -  так называли его все. И мы с моим старшим братом частенько бегали сюда за молоком…
 ...Этот  случай запомнился мне на всю жизнь…     Васе  было где - то лет тринадцать-четырнадцать, мне   девять - десять…  Братик уже занимался боксом и делал свои первые успехи.   Я всегда гордилась этим, рьяно болела за него на соревнованиях…   да и сама потом, с тринадцати лет, пропадала на стадионе, занимаясь баскетболом…  Вася никогда не кичился тем, что он боксёр, был скромен и не лез в драки первым, говоря детским языком - «не заедался».
  Однажды мама послала брата в магазин за молоком, я увязалась за ним… Просторный магазин с большими колоннами и высокими потолками находился на первом этаже жилого дома.  « Молочный» - так коротко называли его между собой. Весело о чём - то болтая, мы подошли в отдел молочных продуктов и заняли очередь… Мне бросилось в глаза, что за нами наблюдают три парня, о чём -то переговариваясь, они явно следили за братом.  Брат купил молоко, и мы собрались уже уходить…  А тогда были такие металлические бидоны по три литра…  Как неожиданно к брату подошли те самые три долговязых парня и потребовали отдать им деньги, которую сдали ему с покупки молока…  Я очень испугалась…  тянула брата за рукав:  « Пойдём скорее! Отдай им эти деньги!» Но Вася молча подал мне бидон: «Подержи!   Я сейчас…»   И,  едва мы вышли на улицу,  он одним ударом отправил долговязого через бордюр, второго «уложил» ловко на месте, а третий попросту сбежал…   
  Отряхнувшись, взял из моих рук бидон с молоком и строго так сказал: «Пошли, Лёля! И не вздумай ничего говорить маме!»
   С тех пор я всегда знала, что в моей жизни есть Старший брат, который сможет постоять не только за себя, но и за меня!
   Кем стал для меня старший брат? Это я понимаю сейчас, спустя годы, длинною в целую жизнь…  Родной, близкий не только по крови, но и по духу человек, которому могу доверить всё, прислониться к его плечу в трудную и горькую для меня минуту и знать, что он не предаст, не сфальшивит, а просто будет рядом, всегда поймёт и поможет…  Это сейчас …
   А в детстве…  Я мало что понимала, да и не размышляла по этому поводу никак: он был старше меня на целых четыре года! В детстве  –  это огромная пропасть!

Ольга…  Защитник…

   Я стояла у окна и наблюдала за тем, что происходило на площади у ДК «Современник», благо квартира сестры, где я остановилась в этот приезд, находилась прямо в центре. Вечернее время… загорелись хрустальными бликами фонари, освещая афиши, на которых крупными буквами выделялась одна –  «Дискотека!» Громко звучала современная музыка, и молодёжь, со смехом и радостными возгласами устремлялась туда…
  А в наше время это просто называлось – Танцами…  Я не заметила сама, как воспоминания о юности закружил  меня…
Яркой картинкой всплыл танцевальный зал, музыка, и мы, такие юные…
  Озорная девчонка, я нравилась тогда многим юношам …  Мы весело танцевали, смеялись, шутили…Вдруг на танцевальном поле появились два незнакомых парня, явно не из наших…   Один из них был с модной тогда бородкой, крепкого телосложения…  Как и оказалось, они были не местные, из Ленинграда. У девчонок заблестели глаза, каждой хотелось, чтобы они пригласили на танец её.
  И вот один из них, тот самый с бородкой, направился ко мне и пригласил на медленный танец…  В танце неожиданно для меня вдруг попытался теснее прижать к себе…  На что я резко оттолкнула его и прекратила танец. Такого, похоже, с ним никто себе ещё не позволял! К тому же на глазах у всех! Он крепко сжал мою руку и процедил сквозь зубы: «Ты будешь танцевать только со мной!» Сестра забеспокоилась, видя моё состояние…  А в это время появился мой братик со своей девушкой, ставшей потом его женой. Он резко подошёл к нам и сказал парню :»  Отойдём, поговорим!»  Видели бы вы ту браваду, с которой этот «бородач» измерил глазами брата и, ехидно улыбаясь, сказал:» Отойдём!»
  И они зашли в мужской туалет…  Господи! Какую гамму эмоций пережила я тогда, да и мы все!
  А спустя минут пять - десять…  они вышли, пожимая друг другу руку…  Брат подошёл ко мне и сказал:» Всё в порядке, веселись, сестрёнка, больше он к тебе не подойдёт!»
Эта история имела своё продолжение…  но это для другого случая…

Ольга… Юность…

   «Если друг оказался вдруг…  И не друг и не враг, а так. Если сразу не разберёшь, плох он или хорош? Парня в горы тяни, рискни…  Не бросай одного его…  Только в связке одной с тобой, там поймёшь, кто такой…», - откуда-то доносилась до меня знакомая и такая любимая нами песня В. Высоцкого…   «Неужели ещё остались его фанаты и среди современной молодёжи?! Мне казалось, что им сейчас по душе – РЭП, клипы  с обнажёнными девицами и, не носящими смысла, песни, которые забываешь сразу же, едва услышав их….», -  подумала  я.
   А тем временем я приближалась к навороченной иномарке, из которой и доносилась песня кумира молодёжи шестидесятых- восьмидесятых годов…
  Дверцы машины были открыты…  А в ней, улыбаясь мне, обнявшись, сидели парень и девушка и радостно подпевали в такт Высоцкому В. уже следующую песню:  «Где мои семнадцать лет?! На большом Каретном!»
  И мне вдруг показалось, что парень так напоминает моего братика- студента…
В памяти всплыл Василий, с гитарой в руках….
  ...Студенчество! Самая прекрасная и удивительная пора в нашей жизни! История поступления в институт брата была просто фантастикой для всех нас: он учился последние два года в Школе рабочей молодёжи и в основном - на удовлетворительно…  Родители и не надеялись на его успех…   Долго отговаривали его ехать в Омск, но он твёрдо стоял на своём…  И когда получили от него телеграмму:  » Ваш сын – студент!» сочли это за розыгрыш…  Но всё оказалось правдой, отличная физическая подготовка и успехи на соревнованиях по боксу сделали своё благородное дело! И Вася уже успешно учился на третьем курсе Омского государственного института физической культуры и спорта, а я в это время была студенткой первого курса педагогического института…
  Никогда не забуду, с каким энтузиазмом, блеском в глазах рассказывал он нам о том, как к ним с концертом приезжали сам Владимир Высоцкий и Людмила Гурченко. Смеясь, заставлял нас с сестрой измерять тоненькую девичью талию и демонстративно говорил:» А у Людмилы Гурченко в сорок лет она всего - то сорок два сантиметра!»
  А потом рассказывал о самом концерте, так увлечённо изображая В. Высоцкого, говорил, как тот после общего концерта пошёл к ним – боксёрам в общежитие и пел там только для них и «Скалолазку», и «Где твои семнадцать лет…»
 
  А потом Вася брал гитару, надевал шляпу…  и с хрипотцой, подражая Высоцкому, пел его песни…  Именно с этого периода началось его увлечение творчеством В. Высоцкого, переросшим позднее в любовь и обожание к его песням, стихам и музыке…
  А для нас в этот миг брат становился просто героем! Мечтой всех девчонок: светло-русый голубоглазый спортсмен с гитарой в руках и песнями кумира всей молодёжи В. Высоцкого.

Ольга…  Тайга... Рыбалка…

  Как же мы все с нетерпением ждём отпуска! Время, когда, наконец-то, можно отдохнуть от трудовых буден, вдоволь поспать, съездить на юг-позагорать на пляже, искупаться в море, качаясь на волнах…  Помечтать…
  Ждёт отпуска и Василий…  И настоящий отдых для него вот уже более тридцати лет совсем другой- Тайга, Денежкин камень, рыбалка на хариуса…  Романтика: встреча восхода Солнца, запах костра, ухи, неизведанные тропы, хрустальная прозрачность леденящей воды…  Преодоление трудностей, самого Себя - наполняет его таким адреналином, жизненным тонусом на следующий рабочий период. Именно здесь, в тайге, в одиночестве, по-особенному дышится и думается!
  И даже нечаянная встреча с Хозяином тайги однажды - громадным медведем состоялась на Денежкином камне,  когда  тот  неожиданно  появился   метрах в десяти. Василий рыбачил, и вдруг почувствовал чьё - то дыхание рядом…  повернул голову - перед ним во весь рост стоял громадный медведь и в упор смотрел на него…  Не отрываясь, какое - то мгновение они смотрели друг другу в глаза…  И Хозяин тайги словно говорил глазами:» Помни и знай, Кто здесь Хозяин!»  Развернулся и ушёл…
  Два года назад…  в этой же тайге прихватило Сердечко…  Сильно прихватило… Спасибо зятю, вовремя появился и доставил домой…  Год лечения… и год без тайги… Но тренировки возобновил сразу же, как полегчало, через месяц…
  А в этот долгожданный отпуск опять рискнул…  Тайга, как Спасение от всего, вновь приняла его в свои лесные объятия. А мы, приехав в гости, попали на царское угощение  –  Хариуса!

Ольга…  Родительский дом…

  ...Уже прошло двенадцать лет, как не стало моего папы и почти восемь, как ушла в мир иной мама…  А я так и не решаюсь без них прийти к нашему родительскому дому на улице Лермонтова…  Щемящее чувство тоски от того, что там живут уже другие люди, другая Семья…  В этом доме я провела немного времени: после окончания института и первый год замужества. Старший брат и сестра жили уже своими семьями, а я жила с родителями…  Но родительский дом щедро собирал нас всех вместе, где мы с семьями, детьми были так близки и делились общими бедами и радостями…
  Но наши Сердца принадлежат тому деревянному домику с черёмушками, где прошло наше детство, юность, и где все мы были так счастливы…  Его давно уже нет, снесли в связи с постройками новых зданий, а вот наши черёмушки – остались….  и яблонька тоже…  Именно к ним я прихожу в каждый свой приезд в родной город…
  И у каждого из нас уже есть свой родительский дом, где собираются наши дети, внуки, раздаётся их весёлый смех, радуя нас и говоря о преемственности поколений…

Ольга...   Семья…

 ...У каждого человека в жизни должен быть свой тыл, там, где он будет понят и принят любым, где он остаётся самим собой. И у Василия он есть –это его Семья! Сорок шесть лет в браке…  А, кажется, вчера всё только начиналось! Ни одна девчонка пыталась завоевать его сердце, и немало захватывающих романов юности мог бы вспомнить…
  Но только Всё отошло навсегда и преобразило весь мир красками, как только впервые на танцах он увидел свою Татьяну. Тоненькая, в солнечном жёлтом платье в коричневый горох, словно ниоткуда перед ним возникла девушка с пышной копной русых волос и задумчивыми карими глазами и забрала его Сердце Навсегда…
  Время и сейчас лишь слегка посеребрило её волосы и добавило лёгкие морщинки… Его Татьяна по-прежнему оставалась тоненькой и красивой той особой природной красотой, которая с годами только расцветает. Василий и сейчас с замиранием сердца и любовью смотрит на свою Татьяну. Сколько же в ней внутренней силы, сдержанности,  умении смолчать и не сорваться на крик…
  А какая она умелица и хозяйка можно рассказывать часами: прекрасно шьёт, готовит, в её руках всё спорится: и плитку в ванной выложить может, и чудесный торт в виде джипа внукам испечь, а про заготовки с их сада легенды ходят! За её немногословностью скрывается нежная и ранимая душа, способная видеть и ценить прекрасное… 
  А ведь в их жизни не всё было гладко и счастливо…  И Чёрным крылом Судьбы опалило их горе…   Много  лет назад  они потеряли своего –  первенца,  навсегда  оставшегося  семнадцатилетним,  сыночка  Димочку, так безумно любившего жизнь… Ушёл на взлёте юности…  Нелепая случайность унесла его жизнь: почти у самого дома два лихача на мотоцикле сшибли его…   Всю ночь тогда они просидели с женой, прижавшись друг к другу, пересматривая его фотографии...  А наутро он поседел…
Да и маленькая, семилетняя  в то время, дочка Оля  до сих пор вспоминает…
...Я приходила из школы…   Дома никого не было. Все на работе.   И, не снимая  школьной  формы,  бежала  к  заветному  шкафчику,  в котором хранился  большой  пакет,  перемотанный  чёрной  ленточкой,  и  часами сидела,  рассматривая  фотографии,  рисунки,  тетради  Димы…
   Прошло двадцать восемь лет уже, а рана кровоточит, не заживает…  Они редко говорят о нём, но Дима Навсегда в их Семье, с ними, как Ангел, оберегающий их с Небес…
   Не заметили, как расцвела прекрасным бутоном розы, их доченька Оленька. Она унаследовала  женскую красоту, хозяйскую смётку от мамы, а вот внутренний стержень и силу характера –  от отца. Эта целеустремлённость, напористость и умение довести начатое дело до конца – это его…


Оля...  Дочь...

   Всё, чему отец меня учил, пригодилось в жизни. Если муж в командировке или в лесу, то я спокойно могу развести печку, мангал. Наколоть дров тоже могу, если нужно. Да и были ситуации, когда приходилось за себя постоять.
  Запомнился случай из детства:
   Ходили как-то с папой вдвоём в лес, за грибами, решили отдохнуть. Мне было лет десять...  «Ты, доченька, передохни, костёр разведи, а я пробегусь, рыжиков посмотрю!».   Протянул мне спичечный коробок и убежал, оставив меня одну в лесу. Смотрю, а там одна только спичка! Я начала вспоминать, как он меня учил. Подобрала сухих веточек, сложила костёр, как полагается, и у меня всё получилось. И тут приходит папа, с рыжиками , конечно.  Надел на палочку рыжик, посолил, поддержал над костром и протянул мне.  Вкус этих рыжиков до сих пор помню…
   Преподаватель иностранного языка Ольга на равных занимается бизнесом со своим мужем Алексеем, ведёт своё хозяйство… Воспитывают двух прекрасных сыновей - Никитку и Даню настоящими мужчинами. Кстати, не сразу Василий дал им своё «добро» на брак с Алексеем… Сначала «проверил» его  в  деле - взял в тайгу…  на рыбалку и там наблюдал, как тот, преодолевал разные препятствия, непосильные физические нагрузки ( 50 км пешком в одну сторону), ноги стёртые в кровь… не стонал и не ныл, а достойно по-мужски перенёс всё…  и даже встречу с медведем, о которой оба до сих пор умалчивают...  А  после этой встречи Василий решил, что зять прошёл все проверки и смело благославил свою красавицу –  дочь.
  Как это важно для родителей чувствовать эту неразрывную связь со своими детьми, видеть в них своё продолжение…  И Ольга –  достойная дочь своего отца…  На неё всегда можно положиться в трудную минуту…  И, когда она на юбилее поздравляла отца, было понятно Всем: она – его гордость!

Оля...   Дочь...

 ...Мой отец для меня всегда являлся эталоном честности и порядочности. Он часто был на соревнованиях, но я никогда не ощущала недостатка его внимания.  Папа постоянно участвовал в моей жизни, даже на расстоянии, был тем маяком, который всегда светил мне…  Помогал с уроками и научил меня тому, что умеет не каждый мужчина. Например, разжигать костёр с одной спички, постоять за себя (в физическом плане), выжить в экстремальных условиях (как прокормить себя в лесу). Всегда учил меня быть честной, коммуникабельной, пунктуальной и порядочной в любых ситуациях, чтобы не происходило в жизни. Его любимая фраза :  «Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя!» Я всегда удивлялась его умению перестраиваться  «с работы на семью». На работе он достаточно жёсткий, конкретный, не выносящий фальши!   А дома - мягкий, нежный, ласковый муж и отец…

Меня уносит память в те года ,
Когда всю доброту мне отдавая,
Держала папина надёжная рука,
Ладошку детскую мою не выпуская.
Ты просто жил для нас, для нас работал,
Став для меня началом всех начал,
Согрев и пониманием, и заботой,
Частичку сердца каждый раз мне отдавал.

 ...Подрастают уже и двое внуков, словно солнечные лучики, радуют и озаряют жизнь Василия. В них он видит своё Завтра и передаёт ту любовь к спорту, которому посвятил всю свою жизнь. С малых лет мальчишки уже знают, как может дед «предложить» им побегать, отжаться, побоксировать…  И снисхождения здесь от него не жди! Не зря делали упражнения на растяжку, координацию движений с младшим Даней, который с лёгкостью садится на шпагат сейчас, а пластичности его могут позавидовать многие мальчишки. А старшего внука Никиту с девяти лет брал на свои тренировки. Теннис, подтягивание, отжимание…  Сейчас он уже стоит с ребятами в паре и делает свои первые шаги в боксе.  Василий растит из внуков настоящих мужчин и, прежде всего, своим собственным примером!
  На вопрос младшему внуку: « Даня, что тебе нравится в дедушке?" Тот, смеясь , отвечает:
  «Ну....  борода колючая, а ещё он очень добрый, тренирует нас, варит нам кашу. Я люблю деда!»

  Василия часто не бывает дома: бесконечные разъезды на соревнования. И в Семье к этому уже привыкли, знают, что Бокс- это не просто любимая работа, это его Жизнь. И всегда ждут его Возвращения в своё тёплый и уютный дом, в котором поселилось Счастье.

Ольга…  Оптимист…  «Тсс!Тсс!»...

  Как легко нам с теми людьми, которые обладают чувством юмора! Они способны лёгкой шуткой разрядить напряжённую обстановку, своевременно рассмеяться даже над самим собой. Как правило, это люди обладают острым умом и широкой Душой!
  ...У брата была удивительное чувство юмора, каких-то, порой, совсем детских "приколов", и этот озорной юмор он сохранил и в зрелые годы...  Помню, как мама на кухне гладила как-то бельё..  .В такие минуты человек, как правило, задумчив, о чём-то вспоминает...  В тишине легче думается, анализирует события дня или просто мечтает... Стол был кухонный, мама просто стелила на него старое детское одеяло и гладила. А напротив стола, совсем близко "смотрело" на неё большое окно, за которым были видны сарай, летняя комната, баня...Брат неслышно заходил во двор, нагибался, чтобы его не заметили...  и тихо подкрадывался к окну...  А потом вдруг неожиданно выскакивал прямо перед лицом мамы и шипел: "Тсс, тсс!", смачно прищёлкивая при этом языком, словно замкнуло электричество! Мама вздрагивала от неожиданности, бросала в страхе утюг и кричала: "Ой! Что это?!"  И потом, увидев Васю, как тот смеётся, вскрикивала:" Вася! Это опять ты! Ну, бандит!"  И смеялась вместе с ним...  А брат задорно так говорил:" Не расслабляться! Я на пельмешки пришёл! "   Этот номер он проделывал и со мной, и с сестрой. Только не через окно... Подходил сзади неожиданно, щекотал по бокам и кричал своё заветное: "Тсс! Тсс!" А мама так и не могла смириться, что Вася занимается боксом и как в детстве говорила ему» «Сынок, лучше бы теннисом занимался!»

Ольга…   Друзья…
   Хорошая есть поговорка в народе: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!»
  В детстве - это ребята с одной улицы, с которыми купаешься в реке, гоняешь мяч, делишь горбушку хлеба пополам, а в школе списываешь или помогаешь другу на уроках…  И, самое главное, - только другу можешь доверить свои сокровенные тайны…
  Помню друзей юности брата: Виктора и Владимира Вискуновых, Юру Кравченко, Виктора Куща, Владимира Фертикова - они всегда ходили дружной компанией, вместе занимались спортом, играли на гитаре…  И не одно сердце девчонок было разбито ими! Настоящая мужская дружба…  Как много написано и рассказано о ней! Когда объединяет не только работа, увлечения, а общие взгляды на жизнь, интересы, профессиональное отношение к делу, забота о процветании родного города. Когда можно просто сидеть и молчать вдвоём у костра, зная, что тебя понимают и разделяют твои мысли…  Когда потом объединяются Семьи, и не только в праздники, а в горе и в радости…
И такая дружба – это подарок Судьбы!
  Ахматдинов Александр Николаевич-директор ДСШ , депутат городского Совета г. Волчанска, тренер по боксу. Провёл 100 боёв, в 90 одержал победу, Кандидат в мастера спорта по боксу.
  Нашей дружбе уже двадцать пять лет- Александр не спеша начал рассказывать о своём друге Василии Рудакове:
  - Мне было всего шестнадцать лет, когда я впервые увидел Василия в 1975 году в г. Карпинске на зональных соревнованиях по боксу среди трёх городов. Я выступал, как боксёр за Карпинск, а Вася уже тренировал команду боксёров из Североуральска. Молодой стройный голубоглазый тренер, в модной кожаной куртке (как выяснилось позже, сшитой из боксёрских перчаток), в джинсах и кроссовках - он тогда казался нам настоящим денди! И мы с восхищением смотрели на него! Но когда я увидел, как его боксёры один за другим технично побеждали, как он напряжённо следил за каждым их ударом, ошибкой боксёра, умело направлял бой на победу, я понял, что это и отличный тренер!
  Позднее мы иногда пересекались на соревнованиях, я  –  в качестве боксёра, он –  тренера. И всегда его боксёры отличались прекрасной техникой и были в лидерах.
  Но настоящая наша встреча произошла в 1992 году, спустя семнадцать лет, когда я уже отслужил в армии, заочно окончил факультет физической культуры педагогического интститута и сам тренировал секцию бокса в г. Волчанске.
  На сей раз мы как коллеги - тренеры готовили команду боксёров от области для участия в зональных соревнованиях России. Я был одним из тренеров сборной, Василий –  руководитель областных сборов. Эти сборы очень сблизили нас, много общего было в подходах к организации тренировок, требованиям к боксёрам и взгляды на многие проблемы, существовавшие тогда в Федерации бокса. Удачно подготовили боксёров и успешно выступили на первенстве России в г. Дзержинске. Тогда из шестнадцати боксёров из Североуральска –  четырнадцать попало на финал страны. В этом была несомненно заслуга тренера – Василия Рудакова.
  А вот сам финал России проходил в городе Муроме, на котором команда Свердловской области заняла первое место среди девяноста субъектов Российской Федерации: три чемпиона и пять призёров –  таков был наш результат!
Василий за годы тренерской работы подготовил и воспитал пять мастеров спорта: Гарюшина Анатолия, Морозова Александра, Ибрагимова Альфреда, Климова Евгения, Никитина Алексея (последний сейчас известный тренер и друг Василия).
О своей профессиональной тренерской работе Александр мог говорить бесконечно, он увлечённо рассказывал о боксёрских поединках, победах и поражениях, интересных случаях на соревнованиях…  И мы понимали, что перед нами человек, влюблённый и преданный своему делу, как и Василий. И было так естественно, что они вместе, не только как коллеги по спорту, но уже и как близкие друзья.
  На наш вопрос о рыбалке, которой до фанатизма был увлечён Василий, Александр, улыбаясь, сказал: «Нет. Мы с ним больше в лес за ягодами ходим, уже более двадцати лет. Ночуем в лесу, беседуем у костра, а на утро собираем ягоды, в основном бруснику и клюкву. Однажды Вася набрал пять вёдер брусники…  Непросто было идти с таким грузом, но, как говорится: «Своя ноша- не тянет!» Так и Василий с радостью принёс этот урожай своей Татьяне.
  Василий отлично играет в шахматы и умело обыгрывал в часы досуга многих из нас…  Ну, а про игру в карты можно рассказать тоже немало забавных историй…
  А сейчас наша дружба уже проверена временем и ничто не сможет прервать её. Да мы и практически родственники: Василий -  крёстный моего сына Николая, моя жена Лариса  -  крёстная у его дочери Ольги.»

 Александр...   Друг...

 …Как-то раз нам предстояла командировка на Совет Федерации бокса в Екатеринбург, дорога до областного центра была долгой-целых четырнадцать часов в поезде, и провести это время с другом-одно Удовольствие!
  Вася, купив билеты в купе, радостный позвонил мне, назвал номер вагона и сказал, что ждёт меня в Волчанске.
  А вот уже и объявили посадку! В предвкушении интересной дороги, Вася открывает двери купе…И от неожиданности просто оторопел! В купе на него смотрели самые настоящие два батюшки, в поповском одеянии: один из них с бородкой, выше среднего роста, второй- как говорится- метр с кепкой с шустрыми глазками и улыбкой во всё лицо.
  Уверенно выставил на стол бутылку элитного коньяка, пакет с фруктами произнёс:
  «Ну, что, Святые отцы! Будем знакомиться ближе! Сейчас в Волчанске зайдёт мой друг Александр, он – татарин и, естественно, мусульманин, он выставит свой магарыч, и он у него тоже с градусами! А потом мы отметим наше знакомство, как полагается!
  И я, ничего не подозревая, вхожу в купе, вижу Васю… священнослужителей… И, не обращая внимания на них, сразу же выставляю на столик спиртное и закуску к нему.
  И первое знакомство –  состоялось просто на «Ура!» Ничто человеческое святым Отцам не было чуждо! И разгорячённые, они наперебой рассказывали и о своём пути к Богу, и прежней работе, и о жизни нашей грешной…И даже пытались склонить меня к Православию…
  Александр Королёв  - так представился один из них…И действительно, его стать, голос с особым церковным тембром, умение держаться- говорили о его «королевском» происхождении. Хотя по сути он работал начальником геологоразведочной партии и исколесил Землю вдоль и поперёк…
  Спиртное наше заканчивалось, а разговор был в самом разгаре… И вот следующая остановка  –  Серов, где поезд стоял аж целых тридцать минут!
- Сейчас мы будем вас угощать! - пробасил Король…и , подхватив рясы, оба ринулись к выходу! Смешно было наблюдать за ними: один - высокий,  королевской  поступью,   большими шагами отмерял путь, другой - «метр с кепкой», подтягивая рясу, семенил за ним к заветной цели –  к буфету!
  И надо сказать, результат их похода оказался весьма удачным! Весело доехали  до Екатеринбурга,  мы - на Федерацию бокса, они –  на свою «сходку» в епархию!
  Правда, вечером мы возвращались домой…И каково же было наше удивление, когда открыв дверцу купе… мы вновь увидели священника…  Это был наш знакомый – Король, правда, без напарника… Нетрудно догадаться, какой интересной и увлекательной была наша дорога домой!
  Прошло совсем немного времени, когда мы с Василием крестили наших детей в Североуральской церкви Петра и Павла…  А обряд этот совершил уже проверенный человек наш хорошо знакомый   Батюшка…Васю нарекли крёстным отцом моего сына Николая, а моя жена стала крёстной матерью дочки Васи - Оли… Так мы породнились и дружим уже двадцать пять лет!

Александр…  Ученик…
  Разговаривать с Александром Плетнёвым было одно удовольствие: симпатичный мужчина, с красивыми выразительными глазами, спортивной выправкой, искренний и эмоциональный-он с такой любовью и уважением рассказывал о своём тренере, учителе по жизни, а сейчас и друге - Василии Рудакове.
Заниматься боксом я начал у В.А. Барыкина. И вроде неплохо всё шло…Но почему-то я с завистью всегда смотрел на тех, кто тренируется у В. Д. Рудакова, их тренировки отличались всегда новизной, ребята шли на них, как на праздник, хоть и уставали чертовски! А потом я  заметил,  что  они  хоть  и  занимались, столько  же , как и мы, но были подготовлены лучше , чем мы и  на соревнованиях   стали  нас  просто  бить! И при первой же возможности…я перешёл к Василию Дмитриевичу.


К нему я пришёл уже «большим» для спорта, в 13-14 лет и поэтому сильно отставал от других ребят… переживал, конечно, по этому поводу. А Василий Дмитриевич мне сказал:  «Саша, пока просто смотри на других боксёров и повторяй за ними!» А через некоторое время назначает мне индивидуальную тренировку…  Для меня это было невероятным событием, очень волновался перед тренировкой, а он методически вводил меня в подготовку к бою, тактическим приёмам, да и просто давал практические советы, как держать спортивную форму, распределить дыхание во время боя…   Для нас всех,  кто занимался у Василия Дмитриевича, тренировка была очень важна,  каждая из них отличалась какой - то новизной,  методикой.  Нам и в голову не приходило пропустить тренировки!
  А тренер даже 31 декабря, в канун Нового года устраивал тренировку, и мы приходили –  Все!
  Помню, заболел, температура тридцать восемь, а на тренировку всё равно пришёл, он похлопал меня по плечу и говорит: «Вижу, что болеешь, иди, Саша, домой и выздоравливай!»
   Изнуряющими, но такими незабываемыми, закаляющими волю были тренировки в реке Вагран, когда мы, стоя по колено в воде, бежали против течения!  А наши летние спортивные лагеря и походы на Высотинку?! Такое не забудется никогда! Ведь мы все жили одной настоящей спортивной  Семьёй,  где слово тренера   было - законом, а мы - не только воспитанники и спортсмены, но и Друзья!
   А на соревнованиях тренер нас всегда подкармливал: мёдом, орешками, изюмом, фруктами…  Денег тогда выделяли копейки,  и,  думаю, что делал он всё это за свой счёт!
Александр замолчал…  задумался на мгновение и произнёс:
  Как-то приехав в Североуральск, я решил навестить Василия Дмитриевича. Вызвал такси, а адреса не помню. Начал объяснять водителю, что еду в гости к своему тренеру Рудакову Василию Дмитриевичу, а таксист говорит:» Так, конечно,  и я  его знаю, и где живёт знаю- довезу!» И в родном городе он известный человек!
 Василий Дмитриевич учил нас быть мужчинами, честными и справедливыми. Не все из нас стали великими боксёрами, но благодаря ему, мы выросли настоящими людьми! И вот мы уже сами взрослые, родители…  А все продолжаем дружить уже больше тридцати лет: Дима Рыжов, Сергей Каньшин, Саша Мирзагитов.   А Рудаков Василий Дмитриевич остается нашим тренером!!!

Алексей...  Ученик....

   Современные  средства   коммуникаций  позволяют  общаться  людям,  видеть и  слышать  друг  друга,   находясь  не  только  в  разных  комнатах  одного  дома,   но  и  находясь  в  разных  городах  и  даже  живя  в  разных  странах.
 
   Так  и  мы  разговаривали  с  Алексеем  Никитиным  о  его  первом и  единственном  тренере,  наставнике,  товарище, коллеге  и  друге  Василии  Дмитриевиче  Рудакове,  находясь  в  разных  странах.  Я  живу  в  Германии,  в  городе  Ратинген,  что  совсем  рядом  с  Дюссельдорфом -  из  моего  окна  видны  его  жилые  кварталы,  Алексей  -   живёт  в  России,  в  городе  Североуральске,  и  из  его  окон,  всего  скорее , виден  Денежкин  Камень...   

   Между нами несколько  тысяч  километров  и  четыре  часовых  пояса,  мы  только  что  познакомились,  но , несмотря  на  это,  разговор  об  одном  и  том  же   человеке,  которого  мы  хорошо  знаем,  был  обоюдно  откровенным,  продуктивным,  доброжелательным  и  конструктивным.

  ...Боксом  я  начал   заниматься  у  Василия  Дмитриевича с самого начала  ,  как  только  он  стал  вести секцию  бокса  на  стадионе  «Горняк».   Сразу   бросался  в  глаза  его  неординарный  подход  к  каждому  спортсмену,  он  стремился,  искал    и  мог   найти или  заметить  индивидуальные  способности  у  каждого  из  нас.   Результаты  этого  особенно  были  заметны  на  соревнованиях,  когда  к  нам  приезжали  спортсмены  из  других  городов... 

     Помню,   как  к  нам  приехала  команда  боксёров  из  Тюмени...    Все, как  один , демонстрировали  одинаковую  манеру  ведения  боя,  одну  и  тужу  тактику  боя,  одни  и  те же  серии    и  комбинации  ударов...  Поэтому  и  проигрывали  они,  встречаясь  с  незнакомой  им  тактикой   и  манерой  ведения боя,  резко  отличавшейся  от  их  шаблонной  и  меняющейся  от  боя  к  бою...

   Вы  понимаете,  что  в  бокс  зачастую  идут  озлобленные  на  судьбу  мальчишки  из  неблагополучных    или  неполных  семей...  И  вот  в  лице  Василия  Дмитриевича  они     видели  не  только  тренера  и  наставника,  а  находили  себе  и  отца,  и  старшего  брата,  и  просто   хорошего   товарища  и  друга...

   Тренируясь под  руководством  Василия  Дмитриевича,  я  стал   кандидатом  в  мастера  спорта...    На  любых  соревнованиях  он  был  рядом  со  мной-  помогал,  советовал,  подсказывал,  приходил  на  помощь  в  трудную  минуту...  Помню , перед  финальным  боем  на  Первенстве  России    в  Магнитогорске   он  подарил  мне   «боксёрки»,  специальные  ботинки,  в  которых  боксёры  выступают  на  соревнованиях  на  ринге.   Разве  мог  я  проиграть  в  этих , подаренных  мне,  боксёрках?   

    Было  ещё  много  побед,  радость  от  которых  мы  делили  вместе  с  Василием  Дмитриевичем,   Были    поражения...   И  горечь  от  них  тоже,  как  в  песне,  горбушку -  пополам...         
    Мастером  спорта  я  стал  уже  в  армии,  выиграв   Первенство  Вооружённых  сил  СССР.  Это  было  в  Прибалтика,  где я  служил  в  городе  Рига...
   После армии  я  вернулся  в  Североуральск,   и  мы  снова  с  Василием  Дмитриевичем  вместе.   Теперь  уже , как  коллеги...  А  самыми  лучшими  друзьями  мы  были  есть  и  будем!
 
Дмитрий...    Ученик... 

  Так необычно было слышать стихи от Дмитрия  Рыжова - спортсмены, как правило, не склонны к лирике…А наш разговор с ним начался именно так…
  Правда, стихи были о любимом деле –спорте! Боксе!

Чем жёстче спорт, тем крепче дружат люди,
Бои скрепляют крепче, чем булат!
Кто честен был в бою, тот и по жизни будет-
 Надёжный, верный, словно кровный брат!
Пусть кажется кому- то парадоксом,
 Что дружба, тем честнее и теплей у тех,
 Кто долго занимался боксом
 И через боль и кровь нашёл своих друзей!!!

  Неторопливо, но с горящими глазами и тёплым сердцем Дмитрий рассказывал:

 Где- то в далёком 1981году мы увидели в газете объявление, что на стадионе, «Горняк" производится запись в секцию бокса  ребят 1968-69 годов рождения. Мы с Серёгой пошли и записались.

  Мы это - Сергей Каньшин и  я - Дмитрий Рыжов. А с Серёгой учились вместе в школе номер восемь с первого класса. Вначале наш одноклассник позвал нас заняться боксом, только это было как –то по-взрослому:
мы пришли на тренировку в зал, там сидит тренер, грузноватый на вид, но возраст прощал его тучность, многие к его годам так выглядели…

  Удивило то, что, сидя на стуле, он показывал пару движений, а при этом, все выстроились в шеренгу, и начался процесс однотонного повторения, каких - то действий: руками, ногами, головой, туловищем…

  А  в конце тренировки - Спарринг, не могу сказать с   «ребятами," потому что там были просто дядьки и,  видимо, опыта  у них было побольше, но скажу так - синяков, фингалов, разбитых носов не было!

  И похвала тренера даже как - то окрыляла.

  После недельного посещения тренировок, как раз и увидели мы объявление о наборе в секцию бокса к другому тренеру.

  Ни в коем случае не хочу подвергать сомнениям заслуги старого тренера - ведь это был первопроходец в нашем далёком уральском городишке, преданно любящий бокс, но нехватка образования сказывалась, хотя все следующие тренера прошли суровую школу бокса именно у него - В. А. Барыкина.

  И сейчас память о нём жива! Каждый год проходят соревнования в его честь, где присутствуют вдова и сын В.А. Барыкина.

  Следующий этап в нашей с Серёгой спортивной жизни начался где - то 2-3 сентября, когда мы пришли в тот же зал и увидели - невысокого роста, в спортивном костюме, интеллигентного вида мужчину, его усы, переходящие в бороду, придавали колоритный вид человеку, встретившему нас - это был Василий Дмитриевич Рудаков!  
     
   Началась новая веха в нашей спортивной жизни, тогда ещё зелёных юнцов, (это был, где - то класс 5 - 6). До этого я посещал шахматную школу, занимался плаванием и, конечно же, это был большой плюс.

  Помимо этого, я неплохо бегал, прыгал в высоту, длину - короче был развит в физическом плане. Да и учился на четыре и пять в школе.

  Мамину мечту я исполнительно претворял в жизнь, посещая уроки игры на баяне, хотя специалисты и учителя музыкальной школы категорически разделяли бокс и баян, как вещи - несовместимые!
 
  Спешу уверить их, что это не так: для великих сцен, может быть, и не годится, а для домашнего исполнения вполне прилично!

 Так вот начались планомерные тренировки, зарядки по утрам, и под усталость, которая в итоге накапливалась, даже мысли не возникало пропустить тренировку!

  Само отношение: тренер - ученик было построено на честности. Как можно было подвести человека, который вкладывал душу, силу, убивал уйму времени, проводя в спортзале, а, порой, и оставался с кем -то на отработку того, что не получалось?

  Жизнь бурлила, не только спортивная, но и обычная: мы стали собираться вместе, обсуждая, кто какие видел бои суперчемпионов тех лет, кто - то просто рассказывал, что ему кто - то рассказывал о боксе…

  Тренировки становились более интереснее - это вам не просто прийти и поиграть в футбол, подкачка, ОПФ…

  В.Д.Рудаков придумывал всё новые и новые пути развития наших бренных тел, что через год - два все мы обзавелись мышечной массой, красивыми торсами, красовались перед зеркалом, ну, видимо, дома, потому что все были скромнягами, так нас воспитывал тренер-В.Д.Рудаков.

  Летом мы бегали по Ваграну (наша речка, которая протекает, как раз мимо стадиона) по колено в воде и против течения, падая и вставая, все мокрые, выполняя при этом бой с тенью (воображаемым противником). На пруду мы садились в лодку по трое и просто гребли, мышцы при этом наливались, как пудовые гири…

  Солнце, жара, хотелось пить, но, видимо из всего этого и складывался характер.
 
  В июле, обычно, у нас был спортивно-трудовой лагерь, где мы так же тренировались и трудились на благо города.

  Помню, как перед началом строительства памятника воинам, мы бегали вверх по склону, толкая впереди себя набивной мяч-толкнёшь его вверх, он летит, падает и катится вниз, а ты за это время должен сделать несколько шагов и поймать мяч, если мазал, мяч катился вниз под горку, а ты за ним… и всё сначала.

  Часто вместе мы ходили в бассейн, выплывали заданный метраж, а затем наступало свободное плавание и даже нам разрешали попрыгать с вышек!

  Особенно помнятся совместные походы в городскую баню, они были довольно забавными: помимо сгонки веса, мы устраивали соревнования, кто дольше просидит на верхнем полке, где обычно устраивались пожилые дяди и крепкие старички, постоянно поддавая пару, кряхтя, они парились во всю ивановскую, а мы глядели и гордились своим тренером - Василий Дмитриевич не проигрывал в этом им ни на йоту. Ну, мы и сами пытались......просидеть, как можно дольше!
 
  А какие тренер устраивал с нами велопоходы! Правда, недалеко, но, тем не менее, поход с ночёвкой, на велосипеде, что ещё надо было в то время!

  Посиделки у костра, печёная картошечка, задушевные беседы!

   А один раз, у кого- то из ребят, уже по возвращению домой, сломался велосипед, да так, что сам он ехать не мог…

  Мы, разгоняясь, толкали его по очереди, а перед спуском подъезжали и притормаживали его, бережно относясь и к велосипеду, и к седоку.

   Это остаётся на всю жизнь…  И тренер наш всегда незримо присутствует во всех наших делах и поступках…  Перед ним нельзя слукавить…

  Потому что сам он был для нас примером честности и справедливости…


Виктор...  Заключительная...
 
... Бой  был   тяжёлый.  С  переменным  успехом. Назвать  его  равным  было  очень  затруднительно.  Ситуация  менялась  с  каждой  секундой.  Казалось,  что  боксёр  в  красной  майке  уже  окончательно  сломлен,  удары  его соперника  всё чаще и  чаще  попадали  в  цель,  и  он  медленно,  и,  кажется,  верно,  начинал  "плыть"...  Его покачивало...  движения  становились  всё  более  и  более  неуверенными...  И  это  в  самом  начале  последнего  раунда! 
   В  какой - то  момент  судья  на  ринге  даже  как-то  нерешительно  начал  поднимать  руку,  чтобы  остановить  бой  ввиду  явного  преимущества  боксёра  в  синей  майке...  И  замер,  поражённый...  так  и  не  успев до  конца  поднять  руку...   Такого  в  его  практике  ещё  не  было!  Теперь  уже  боксёр  в  красной  майке,  словно  в  него  вселилась  какая-то  взрывная  сила,    осыпал  градом  ударов  своего  соперника...   Не  давая  ему  никакой  возможности  не  то,  чтобы  сопротивляться,  отвечая  на  удары,  а  даже  толком  защищаться...  Судье  всё  же  пришлось  до  конца  поднять  руку,  останавливая  бой: под  натиском   ударов,  боксёр  в  синей  майке   споткнулся  и  упал...  Такое  повторялось   ещё  дважды...  Вплоть  до  спасительного,   для  боксёра  в  синей  майке,  удара  гонга,  возвещавшего  о  конце  боя...
   Секундант  и  тренер  боксёра  в  красной   майке   быстро  встал  и  объятиями  встретил  своего  ученика...   Ничего  не  выдавало  его  истинный,  более  чем  семидесятилетний,  возраст...  Лёгкая  седина,  морщины  на  лице,  модная  бородка,  больше  похожая  на так  любимую  щетину   брутальных  мужчин.   Это  типичные,  нормальные  "аксессуары"  мужчин  среднего  возраста.    А  лёгкие,  быстрые  движения,  чистый  пытливый  голубоглазый  взгляд  со  всей  откровенностью  говорили  о  его  душевной  молодости...
  Боксёров   вызвали  на  середину  ринга.   Судьи  всё  ещё  совещались,  и,  наконец,  судья - информатор  торжественно  объявил  победителя...  Вверх  взметнулась  рука  боксёра  в  красной  майке!
  Тренер  в  восторге    вскинул  вверх  руки,  приветственно  помахал  своему  ученику...   и  замер... 
  Он   увидел,  что  на  середине  ринга,  судья,  в  знак  победы  поднимал  руку...  мальчишке!
  Тренер  узнал  его...  Это  был  он,  двенадцатилетний  юный    Вася  Рудаков…  Впервые  в  жизни  одержавший  победу  в  своём  первом  бою.