2. Комитет по делам военнослужащих

Альберт Иванович Храптович
    На снимке: удостоверение личности выдано аппаратом Президента СССР. Запаяно в специальный пластик особой прочности. Обладатель имел право прохода на любой объект, министерство, ведомство, в Кремль.
   
              (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2017/12/08/334).

                После краха ГКЧП слетели с постов многие из тех, кто сопротивлялся созданию Комитета по делам военнослужащих. Горбачев, вернувшись в  Москву, распорядился создать его немедленно.  Комитет был сформирован. Председателем его стал наш А. Алексеев. Указом Президента СССР №УП-2835 от 9 ноября 1991 года я был назначен одним из двух его заместителей.
 
                Комитет состоял из 80 человек специалистов самого разного профиля, входили туда и несколько человек из Комитета солдатских матерей. Согласно утвержденному Президентом  Положению о Комитете, основными задачами Комитета были:
    - помощь  военнослужащим и их семьям в решении их социальных и бытовых проблем, (у нас теперь были свои юристы);
    - проверка соблюдения прав военнослужащих в частях, взаимоотношения начальников и подчиненных;
    - проверка условия их быта, обеспечение всеми видами довольствия, включая форму одежды и питание;
    - состояние дисциплины и порядка в казармах и кубриках. Оборудование их всем необходимым для жизни и досуга;
    - качество поставляемой техники и оружия, их содержание в частях и на кораблях, собоюдение техники безопасности для личного состава, с целью предотвращения их гибели и травматизма.
   
          Особое внимание мы уделяли вопросу беглецов из армии по причинам неуставных взаимоотношений между военнослужащими.  Такое позорное явление в армии приобрело тогда чуть ли не массовый характер. Приходилось нам организовывать специальные центры сбора беглецов, их содержания, питания, тщательное расследование причин оставления частей. И в случае, когда не было явных нарушений дисциплины со стороны беглецов, (а такие нарушители тоже были), мы выходили с соответствующими предложениями на командование и военную прокуратуру. Те, под нашим контролем,  распределяли их дослуживать в другие части, освобождая от уголовной ответственности.   За что нас сердечно благодарили и сами солдаты и их родители.

          Люди военные могут сказать: "Погодите, всё это есть в обязанностях командиров-единоначальников!". И будут правы. Командиры-единоначальники обязаны всё это выполнять, как говорится, от и до. Проблема в другом. Как оно выполняется фактически. Никакого гражданского контроля за положением дел в армии и на флоте нет. Надеяться на систематические проверки и инспекции вышестоящих органов Министерства обороны, как показывает практика, не приходится. О том, однажды прямо сказал генерал Варенников: "Ни один командующий никогда не скажет вам, как оно есть на самом деле". А я добавлю: и ни одна комиссия или инспекция. (Почему - особый разговор. Впереди о том будет).  И порой доходит до больших упущений или халатного исполнения своих обязанностей, отчего страдают не просто подчиненные, но и состояние обороны страны.

          Приходилось и мне с нашими специалистами выезжать в войска с такими проверками. По результатам мы готовили и представляли «наверх» соответствующие справки, доклады с предложениями об устранении недостатков. У меня в мечтах было уже – создать пусть небольшие Отделы по делам военнослужащих при исполкомах в тех областях и краях, где размещены военные гарнизоны, авиация, флот. Это дало бы возможность быть ближе к войскам и флоту, постоянно быть в курсе происходящих там, в среде военнослужащих событий, знать их нужды и проблемы. А главное, можно было бы незамедлительно сообщать оттуда о нарушениях их прав в Комитет. По сигналам таких отделов мы могли бы быстро проверять соответствие жалоб фактам, и тут же принимать необходимые меры. Имея полноценный материал с мест, обобщая, анализируя его и делая соответствующие выводы, нам легче было бы информировать Президента СССР, Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами об обстановке в войсках, предлагать ему меры по её улучшению.
                Кроме того, нам предстояло принять самое непосредственное участие в разработке законов, защищающих права военнослужащих. В первую очередь «Закона о статусе военнослужащих».  Я не раз в прошлом говорил Алексееву о его необходимости, и потому он освободил меня на время от других дел и поручил заняться именно этим законом. С его подачи, меня включили в состав Комиссии Верховного Совета СССР по его разработке.
 
                Поначалу Комиссия состояла из 27 человек. Юристы, специалисты в области права, известные народные депутаты – каждый видит проблему по-своему, один не хочет соглашаться с другим, споры вплоть до ругани. Стало понятно, что так работать невозможно.  Было принято решение создать небольшую рабочую группу.  В неё вошли два гражданских, профессора права Артамонов и Хангельдыев, два юриста от Министерства обороны полковники Волков и Самойлов и от Комитета по делам военнослужащих ваш покорный слуга. Сначала профессора - юристы относились ко мне довольно снисходительно, ведь у меня юридического образования не было. Однако вскоре поняли, что мой многолетний опыт работы с людьми во время службы на флоте и работы в Комиссии ВС РФ будут очень кстати. И дело пошло.
 
                Вот когда пришлось узнать, что такое законотворческая работа. Приходилось обдумывать, обкатывать каждую фразу, каждое слово. Проверять их на соответствие Конституции, всем другим законам РСФСР, международному праву, сверять и брать опыт других стран. Готовить соответствующие новому Закону поправки и дополнения  в действующие законы, или предложения по их изменению.
Мы продолжали работу даже после того, как 8 декабря 1991 года Ельцин, Шушкевич и Кравчук подписали известный Договор о создании Содружества независимых государств, (СНГ) вместо СССР  и поставили точку в его существовании. То-есть не стало государства СССР, а значит и Верховного Совета СССР, который поручил нам разработать Закон, не стало Комитета при президенте СССР, от которого я был делегирован в рабочую группу, не стало и самого Президента бывшего государства.
               Тем не менее, работу  мы не прекратили, проект «Закона о статусе военнослужащих»   был доведен нами, как говорится, до ума и передан теперь уже в Верховный Совет РФ. Там он позже, после обсуждения и внесения небольших поправок, был принят и введен в действие.  И впоследствии, может и не будучи таким, чтобы удовлетворил абсолютно всех, послужил на пользу людям в погонах и их семьям и служит, с изменениями и дополнениями, до сих пор.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2018/02/15/454