Проективное мышление. Космическая благодать Правь

Игорь Бабанов
Татьяна Яковлевна Елизаренкова (17.09.1929. Ленинград - 05.09.2007. Москва) и Владимир Николаевич Топоров (5.07.1928, Москва — 5.12.2005, Москва)
Закон круговращения вселенной регулирует правильное функционирование космоса и жизнь ария одновременно. Само слово rta- морфологически является причастием от глагола ar- "приводить в движение", "двигаться". Об универсальном характере обозначаемого им понятия можно судить уже по тому кругу значений, который в нем объединен. Как прилагательное оно значит: "соответствующий", "подходящий", "правильный", "праведный"; как существительное: "закон" (круговращения вселенной), "порядок", "истина", "священный обряд", "жертвоприношение". Возможно, для ария РВ то, что сейчас представляется набором различных понятий, было одним недифференцированным понятием универсального характера, покрывавшего собой всю сферу сакрального и положительного и противопоставленного отрицательному понятию anrta- "неправильный", "неправедный"; "неправда", "неправедность", или nirrti- "Гибель", "Смерть" (персонификация).
В связи с семантикой слова rta- заслуживают внимания две особенности. Во-первых, одно и то же слово обслуживает две сферы, которые в дальнейшем стали рассматриваться как различные и - более того - противоположные: природы и человека, макрокосм и микрокосм. В мифопоэтическом сознании для того и для другого существовал один принцип организации и одна высшая справедливость. Во-вторых, rta- этимологически обозначает движение, характер которого регулярный и циклический, т.е. предполагает возврат к исходной точке, что чрезвычайно существенно для мифопоэтического сознания
Т.Я. Елизаренкова. Ригведа. Мандалы V-VIII. Мир идей ариев Ригведы. с.457. Москва, Наука, 1999
http://www.bolesmir.ru/index.php?content=text&name=o285
ритуал обозначается как принятый порядок, обычай, правило, закон. И здесь особую ценность имеют данные латинского и ведийского языков, что, между прочим, объясняется принадлежностью носителей этих языков к богатейшей и архаичнейшей ритуальной традиции обще-индоевропейской эпохи, уцелевшей в маргинальных зонах индоевропейского ареала. Латинское слово ritus 'религиозный обряд', 'ритуал', 'церемониал богослужения' (ср. sacrificii ritus у Тита Ливия), но и 'установленная форма', 'принятый порядок', 'обычай', ставшее почти универсальным техническим термином для обозначения ритуала, обряда, проясняет свою семантическую структуру, а через нее и свою генеалогию при сопоставлении его со словами этого же корня как в самом латинском, так и в других индоевропейских языках...- вед. rta-. Будучи обозначением мирового (космического) порядка и, следовательно, того, что организовано, соединено, прилажено друг к другу в своих частях, rta- выступает в Ведах как ключевое понятие ведийского умозрения, обозначающее универсальный космический закон, с помощью которого неупорядоченное (хаотическое) состояние преобразуется в упорядоченное, обеспечивающее сохранение основных условий существования Вселенной и человека, мира вещей и мира духовных ценностей. Посредством rta- достигается порядок круговращения Вселенной, понимаемый, если обратиться к образам и словарю другой традиции, как устранение энтропии и формирование эктропических импульсов и тенденций. Поскольку этот порядок — высшая мера, самый сильный критерий бытия мира, совпадающий с истиной, то и rta- могло обозначать (или толковаться) истину в самом широком плане (противоположность rta-: an-rta-, где второй член отношения описывает неупорядоченность как лишенность, неподлинность, неистинность). Вместе с тем вед. rta- обозначает и сам ритуал, включая и разные его аспекты — богослужение, жертвоприношение и т.п. Тем самым ритуал оказывается образом, отражающим весь этот мировой порядок, универсальный закон в целом. Это единство ритуала и космического закона, как и результаты его применения — мира, организованного Космоса, в частности и человека, отраженное в языке, говорит очень о многом, и прежде всего о том высочайшем значении, которое придавалось ритуалу.
Семантическая мотивировка вед. rta- (и, следовательно, связанного с ним генетически лат. ritus) ясна. В основе этого именного образования с элементом -t- находится глагольный корень r- (аr-)> восходящий к и.-евр. аr- '(при)соединять', 'пригонять (друг к другу)’, 'прилаживать', 'устраивать', 'связывать' (ср. др.-греч. ??? 'соединять', 'сплачивать', 'смыкать', 'соответствовать', 'приходиться', а также ??? 'приводить в порядок', 'выстраиваться в ряд' и др.). Но вед. rta- наряду с его статическим аспектом обнаруживает и динамический — творение мира как развитие, разворачивание космического закона, последовательное движение колеса закона (ratha rtasya). В этом последнем аспекте rta- мотивируется теми употреблениями того же глагола r/ar-, при которых фиксируются такие значения, как 'приводить в движение', 'вздымать', 'возбуждать', 'идти', 'достигать' и т.п. (в сочетании со словами, обозначающими облака, дым, ветер, волну, воду, корабли, песню, голос, гнев, силу, богов, людей, миры, которые «приводятся в движение»). Этим двум аспектам rta- соответствуют такие же два аспекта в ритуале — статическая схема, реализующаяся в ходе динамического развертывания обрядового действия. Собственно говоря, целесообразнее с некоторой общей точки зрения рассматривать rta- и ритуал не как разные, хотя и во многом подобные (параллельные или изоморфные) явления, но как единое ядро, отраженное в двух сферах, которые не затемняют это единство. Rta-, следовательно, и есть некий космообразующий ритуал. Ритуал же не более чем воспроизведение творческой деятельности мирового закона, rta-, которая имела место «в первый раз» в акте творения, «в начале». Приняв эту точку зрения, не приходится удивляться и дальнейшим совпадениям ритуала и rta-, точнее, их общим признакам и характеристикам. Как и ритуал, созданная с помощью rta- ведийская Вселенная широка (uru loka) и открыта, разомкнута вовне (ср. здесь и далее слова того же корня — хетт. arha 'наружу', 'вовне', лтш. аran 'снаружи', ara, are, ars 'свободное /поле/', 'внешнее', авест. ravah- 'свободное пространство', хеттск. аrayа- 'свободный’, русск. ровный и др.), составна, организована, соединена (ср. арм. ard /ardu/ 'структура', 'организация’, 'устройство', 'конструкция'…
Интересно, что и славянское обозначение ритуала ob-red (русск. обряд)не только имеет сходную (хотя и более специализированную) мотивировку, что и лат. ritus (вед. rta- и т.п.), но и в конечном счете выводимо из того же самого и.-евр. аr-/r-
В.Н. Топоров. О ритуале. Введение в проблематику. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. с.25-27, такоже в книге: В.Н. Топоров. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. Т. 2. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. такоже с.25-27
https://vk.com/doc399489626_455250801
https://vk.com/doc399489626_455187381
I та Правiе iстiа - И та Правь есть истина
Влесова книга. Дощ.26
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_1.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_3.htm
http://kirsoft.com.ru/skb13/KSNews_13.htm
Проективное мышление. Космический закон Рита
http://sinsam.kirsoft.com.ru/KSNews_811.htm