О Мелентьеве П В. Он хотел сдать Ленинград немцам?

Евгений Петров 5
Считаю, что мне очень повезло ,что я познакомился с Павлом Владимировичем Мелентьевым на первом курсе Текстильного  института ,в 1959 году. Этому  способствовала моя страсть  к оформлению стенгазет на протяжении всей учебы в школе и в пионерских лагерях. Наш преподаватель, по электротехники доцент Фридкин (изобретатель дугостаторного двигателя) увидев мой конспект(студента второго курса) ,выразил восторг ,отметив великолепной изображение схем ,ярких рисунков и красивого подчерка, попросил меня задержаться после лекции и предложил мне работу по оформлению его докторской диссертации.

 Она заключалась в оформлении графиков ,вписывании формул и написания иностранных слов.
В то время это не возможно было сделать на пишущей машинке. Когда работа была выполнена,  меня к себе на кафедру пригласил проф.Мелентьев П.В. и предложил сделать несколько плакатов ,изображающих приборы ,разработанные им. В процессе совместной работы и обсуждения результатов мы ближе познакомились с ним и он пригласил меня работать на кафедру в 1960 году в качестве студента –исследователя по совместительству.

В процессе нашего знакомства Павел  Владимирович  рассказал мне историю своей трагической судьбы, которая бросала его два года по лагерям ГУЛАГа. (В то время я учился на двухгодичном факультете журналистов в Ленинградском университете и работал внештатным корреспондентом  в газете Ленинградская правда) . Я предложил Павлу Владимировичу помощь в описании его трагического периода  жизни. Он очень на меня обиделся и сказал ,что сам давно задумал написать  документальную повесть об этом страшном периоде. Еще при жизни Павел Владимирович  пытался издать свою книгу.

 Академик Дмитрий   Сергеевич Лихачев дал высокую оценку его произведению ,но сказал, что для выхода в свет  такой книги  время еще не пришло. Позже Мелентьев обратился к Даниилу Гранину ,который продержал рукопись больше года и  тоже отписался мотивируя большим количеством рукописей на тему ГУЛАГа. Благодаря близкого друга Павла Владимировича- Григорьева Игоря Кузьмича, самые страшные события описанные в книге ,в виде отрывков- «Еще один трюм» были опубликованы в газете «Литератор» от 24 августа 1990г № 31(36). Я думаю  .что Солженицин с « Одним днем  Ивана Денисовича « отдыхает» .

Его произведение художественное ,а произведение Мелентьева- «Два года»-  историко-биографическое эссе . Приведу несколько отрывков из первой главы повествования:
- «На прием я попал к Корнею Ивановичу Чуковскому- прославленному автору «Крокодила» детских сказок в стихах. Он прочитал мое стихотворение  и  сразу же разобрался по существу:
- «Как Вам сказать… такие стихи могут писать многие ,но это не поэзия , а версификация. Вы здесь рифмуете « рифмы» и « логарифмы» –это уже было у Блока. А вообще не интересно. Ведь вы  студент ,ну и занимайтесь своим делом, а это лучше бросьте, если не можете сделать лучше других»……………
-«….уже заканчивая вычисления ,он услышал оглушительный крик в аудитории и подумал, что  «провалился»

.Оказалось, аудитория приветствовала его, он победил Арраго! После этого случая Павел Владимирович получил письменное разрешение за подписью министра образования А.В.Луначарского проводить подобные сеансы, и это явилось  материальной поддержкой  в те тяжелые годы.»
 -«Но к сожалению в трюме одновременно находились привезенные из тюрьмы «Большого дома»  и заключенные «Крестов», в большинстве уголовники. Это было равносильно перевозке стада овец и нескольких волков в одной клетке».
-«Убийцы(уголовники) понемногу стали действовать смелее и решили устроить себе развлечение  .Вместо того чтоб вырывать гортань они ,хватая жертву отрезали ей половые органы. Не знаю ,какой вид смерти  мучительнее ,но от одного ужаса ожидания ,что и на тебя могут напасть ,многие сходили с ума».


-« Через два года лагерей за недоказанностью предъявленного обвинения  Павел Владимирович вышел на свободу. Его жизнь – пример стойкости и мужества – нерукотворный памятник  безвинно осужденным ,тем кто стоически переносил ужасы ГУЛАГа. Его книгу « Два года» издали мы ,его ученики и очень рады ,что нам это удалось сделать.(заголовок в кавычках)