Дорога жизни

Марина Панферова-Лабиринт
 Однажды раздался телефонный звонок, и незнакомый мужской голос сказал:
-Моя мама хочет встретиться с Вами, и  познакомиться с вашим объединением.  Её  зовут Леда Шаталова. Она  пишет стихи. Пишет давно. У неё собралось большое количество произведений, которые она  мечтает опубликовать  и в собственном сборнике.
Я заинтересовалась и, пообщавшись с Николаем Шаталовым, сыном Леды, с удовольствием приехала в город Ставрополь, где и живёт его мама.
 Я беседую с Ледой и она мне читает:
- Мы все идем по дороге жизни,
А дорога так нелегка,
То, ямы, то горы и так на всем пути
И попробуй их обойти,
Ведь это дорога жизни нашей,
По которой мы все должны пройти.
…Действительно, жизнь не всегда складывается так, как мы хотим. Казалось бы, всё в жизни Леды было прекрасно. Закончила институт. Вышла замуж. Родила дочь. Работала учителем в школе. А потом… Потом наступила чёрная полоса, когда ей не хотелось жить. После рождения второго ребёнка, Леда перенесла двухнедельную кому, три клинические смерти. Она чудом осталась в живых, но потеряла слух. Случилось это, из-за передозировки наркоза во время родов. Тогда ей было сделано кесарево сечение… Ребёнок не пострадал. А для молодой женщины было очень больно получить такой удар судьбы - потерять слух. Она автоматически лишилась работы. Пришлось оставить педагогическую деятельность  и стать инвалидом. С улыбкой Леда вспоминает школу и свои уроки:
-  Тогда я, молодой специалист, преподаватель биологии, пришла на работу в среднюю школу №27. Маленькая, худенькая… Директор посмотрела на меня и говорит: «А вы знаете, какие у нас дети?»
 Я тогда ответила: «Для меня все дети - дети! Даже если они стоят на учёте, в милиции». - «Ну-ну», - скептически протянула моя  руководительница, и дали мне 6-й «Г», биологию и классное руководство.
И вот  мой самый первый урок. Его  никогда не забуду! Захожу в класс, а все 28 учащихся сидят и - мычат с закрытыми ртами. Это они мне такую праздничную встречу устроили.
Что делать? Я тогда подхожу к своему столу, сажусь, открываю журнал – и тоже начинаю мычать! Они мычат, и я мычу! Дети растерялись, переглядываться стали. Потом замолчали… Я тоже мычать перестала.  В классе было тихо. И тогда я  и говорю: «Ну что, в коров поиграли, а теперь давайте знакомиться по-человечески!» И меня класс принял! А позже  я узнала, что директор стояла за дверью, за меня переживала. И готова была зайти в класс, если в том возникнет необходимость, на помощь мне. Но, я справилась сама. Познакомилась с детьми и стала работать.
В школе мне очень нравилось, у меня были свои методики: я проводила урок-театр, урок-сказку, урок-аукцион. Применяла различные способы заинтересовать детей. Конечно, по плану я должна была после декрета вернуться к работе, но из-за ошибки врачей стала инвалидом. Увы…Я не стала  заслуженным учителем! Я не смогла больше работать в школе. Видно, не судьба.  В этом году будет уже 25 лет, как я лишена возможности работать в школе. Но…Жизнь продолжается. Мои дети выросли. Уже есть внуки. Я-бабушка и горжусь этим. В настоящее время я считаю себя  журналистом. Я поступила на журфак госуниверситета и закончила его. Конечно, было тяжело учиться. Бывало, учишь, учишь, а потом - приступ эпилепсии и  всё стирается из памяти.. . Да. У меня появилась  и новая болезнь - эпилепсия. Но я стараюсь бороться с ней. Лечусь физкультурой, специальной диетой и стихами.
Состою в литературно-творческих объединениях. Посещаю встречи с авторами и читателями. В этом году  была в Кочубеевском и Шпаковском районах.  Выезжала на презентацию нашего коллективного сборника «Вопрос жизни» в город Кисловодск. Рада тому теплу, с которым меня и других авторов принимали сотрудники библиотек.  Было очень приятно общаться с заинтересованными и творческими  людьми. Я написала небольшое стихотворение и посвятила его нашему объединению «Лабиринт»:
Лабиринт нашей жизни состоит из дорог,
Он опасен порой, вот, идешь и идешь,
И, вдруг сбился с пути и свой путь ты никак не найдешь,
Иль, идешь и идешь и вдруг надпись-тупик!

И не знаешь совсем, где же выход найти?
В лабиринте дорог ты встречаешь людей,
Ну, а если тебе повезет,
То ты встретишь друзей.

В лабиринте дорог,
Очень важно, пойми,
Тот единственный путь,
На всю жизнь обрести.

Друга верного там отыскать,
Ну, а с другом идти в лабиринте легко,
Только с ним ты вдвоем не собьешься с пути,
И удача тогда улыбнется тебе, в лабиринте своем
Ты не будешь плутать никогда!
…Мы о многом говорили с Ледой. Я не ощущала её глухоты.  Она внимательно смотрела на меня, читая с губ… Несколько часов беседы прошло незаметно. Потом, Леда угостила меня драниками  и солёной капустой собственного приготовления и поделилась своей мечтой:
-Я хочу работать журналистом. К сожаленью, пока  меня не берут на работу  ни в одну редакцию города Ставрополя. Но я не опускаю руки. Я пишу. И предлагаю свои статьи в разные газеты. Очень часто мои публикации были в «Вечернем Ставрополе» и «Открытой». Когда их публикуют,
то я бываю самым счастливым человеком! Ведь я пишу и о проблемах, которые возможно будут решены, после того, как о них прочитают официальные лица, работающие в органах власти.  Ещё мечтаю, чтобы у нас в крае появилась литературная газета, в которой можно было печатать  стихи и рассказы и мне и моим друзьям из литературных объединений. Конечно, было бы приятно получать гонорары за публикации.  Возможно, что когда-нибудь так и будет. А ещё я хочу издать свою книгу.  И название уже есть - «Исповедь души».
Леда с удовольствием занимается физкультурой.  Её часто можно увидеть на спортивных аллеях парка. Лёгкая, подвижная, гибкая. Может сделать и «мостик» и «шпагат»… Разработала свой комплекс упражнений для укрепления здоровья и с удовольствием поделится со всеми желающими.
В одном из своих произведений, которое называется « До и после. Или как преодолеть себя», она пишет;
А значит, я смогла! Преодолела все: болезнь и трудности бытия,

Но, а ценней всего, преодолела я себя!

И пусть я инвалид, но жизнь моя ярка и полноценна,

Она вмещает все: и до и после - преодоление всего! 
В школьные годы, изучая литературу, я восхищалась Николаем Островским. Его книга «Как закалялась  сталь», - была и остаётся одной из любимых. Образ Павла Корчагина вдохновлял на борьбу с  житейскими проблемами. И сейчас, в 21 веке рядом с нами живут люди, которые достойны уважения и внимания, которые шаг за шагом идут  к своей личной победе, стараясь жить полноценной жизнью.