Немецкие пароходы по репарации

Юрий Боченин
                « Америка России подарила
                пароход:
                с носа пар, колёса сзади,
                и ужасно..., тихий ход».

                Из кинокомедии «Волга-Волга», 1938.

    И царская Россия, и Советский союз, и современная Российская Федерация не строили и не строят больших пассажирских морских пароходов, не говоря уже о громадных океанских лайнерах.

       А зачем строить?

      Разве нам нужны большие пассажирские суда подобно «Титанику» - пароходу постройки  более чем столетней давности, или современным круизным кораблям-гигантам типа «Коста Конкордия»,  «Оазис морей» или  «Гармония морей» с  их разве что не с двадцатью палубами, с  многочисленными плавательными бассейнами и даже с уголками леса для прогулок?

     Выезды за границу раньше не разрешались, само слово «виза» для большинства населения было неизвестным.

         «Пустите Дуньку в Европу!" – саркастически выразился один из персонажей пьесы Константина Тренёва.

    Перефразируем слова героини из кинокомедии «Бриллиантовая рука»:

     «Наши люди за границу не ездят!».

    В самом деле, на какие «шиши», простите за выражение, можно туда ехать большинству населения, если даже такие поездки сейчас не запрещаются и даже рекламируются.  А в советские, особенно, предвоенные годы, побывав за границей, можно было прослыть изменником родины и оказаться на заднем сиденье  «чёрного ворона» между двумя хмурыми сопровождающими в штатском.

    Сейчас у наших олигархов-миллиардеров есть свои роскошные яхты, так что никаких проблем с поездками хоть на Гавайи, хоть на Канарские острова у них нет.

     Вопреки тексту песни из кинофильма «Волга-Волга» ни Америка, ни Европа с её «владычицей морей» Великобританией не дарили нам ни речные, ни тем более, морские пассажирские пароходы.

   У Советского  союза не было  финансовой возможности, строить или заказывать  за границей океанские лайнеры.  Мы их получили  фактически бесплатно у поверженной национал-социалистической Германии в счёт репараций.
 
    Бесплатно?!  Этими пароходами оплачена только мизерная часть стоимости разрушенных в результате войны производственных объектов, а также жилого и культурного фонда страны.

    В окончательном итоге Советскому Союзу передавалось более семисот немецких кораблей и судов, в том числе боевые корабли, суда различного назначения и морские пассажирские пароходы. О боевых кораблях говорить не приходится: почти все они, устаревшие физически и морально, скоро были отправлены на металлолом.

   Тем не менее, немецкие морские пароходы, полученные в целости или повреждённые бомбардировками во время войны, поднятые с небольших глубин и отреставрированные  выполнили значительную часть наших морских пассажирских перевозок. Пароходы добросовестно трудились в послевоенное время вплоть до середины восьмидесятых годов.

 Немецкие пароходы, а точнее,  теплоходы, турбоходы, дизель-электроходы и т.д. своей пассажиро-вместимостью, скоростью и комфортностью ничем не походили на тот пароход «Севрюга», из уже упомянутой в эпиграфе кинокомедии.

   Экономическая составляющая от эксплуатации немецких пассажирских пароходов, поступивших в нашу страну,  сопоставима разве только с повсеместным показом после войны множества трофейных немецких кинолент. 

   Если бы к полученным из Германии по репарации морским пассажирским пароходам удалось прибавить два океанских лайнера «Вильгельм Густлов» и «Генерал Штойбен», торпедированных незадолго до окончания войны советской подводной лодкой, то приходится только  удивляться: сколько же больших пассажирских пароходов было в предвоенной Германии!

   А, кроме того, значительная часть флота побеждённой страны пришлась по репарации на долю Соединенных штатов  Америки и Англии.

    Вот   короткая справка о  наиболее известных пароходах германской постройки, ходившим по нашим внутренним морским маршрутам и даже за рубеж.
 
    Паротурбоход Советский Союз — бывший германский лайнер «Альберт Баллин» спущенный на воду в 1922 году. В 1935 году пароход согласно национал-социалистической идеологии (Альберт Баллин,  владелец крупной немецкой судостроительной компании был еврей) переименовали в «Ганзу».
    
     В марте 1945 года во время эвакуации  войск и населения из Восточной Пруссии пароход подорвался на мине и затонул на двадцатиметровой глубине.

         В марте 1957 году «Ганза»,  переименованная  в «Советский Союз», стала работать на Камчатской экспрессной линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский.
 
  Лайнер «Советский Союз» длительное время и до настоящих дней являлся самым крупным пассажирским судном в СССР. Его длина была 205 метров. Он мог перевозить более 1800 человек в каютах первого, второго и третьего классов. На лайнере был оборудован первоклассный бассейн для плавания и купания.

   Ещё до отбытия во Владивосток, когда пароход стоял в бухте Севастополя, на нём  побывали  первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, министр обороны Г.К. Жуков и член Политбюро Л.И. Брежнев.
 
    В 1974 году с палубы лайнера  во время безвизового круиза к тропикам без заходов в иностранные порты, спрыгнул в воду Станислав Курилов – океанограф и метеоролог.  У него при себе были только прогулочные ласты, маска и трубка. Без компаса, без еды, питья и сна он в течение трёх суток в штормовую погоду доплыл до ближайшего  филиппинского острова.

   В 1980 году  лайнер «Советский Союз» был списан из состава пассажирского флота. Чтобы не было кривотолков при отправке «Советского Союза» на металлолом в Гонконг, паротурбоходу срочно дали нейтральное для слуха название «Тобольск».
 
    Пароход «Азия». Тот самый, на котором, отправляясь на службу в армию, я пересёк от Владивостока до Петропавловска-Камчатского за шесть суток Японское море и часть Тихого океана.  Лайнер построен на германской верфи и первоначально назывался «Сьерра Морена». В 1934 году он был переименован в «Дер Дейче» («Немец»).

   Перед самой капитуляцией Германии пароход был повреждён бомбой, и его выбросило на берег.

    Во Владивосток лайнер прибыл в октябре 1950 года после реставрации  и стал ходить на линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский.

   В январе 1967 года пароход был сдан на металлолом.

   Теплоход «Русь».  Первоначальное название «Кордильера». По размеру почти равен  пароходу «Азия». Был потоплен во время войны. В 1948 году поднят на поверхность и восстановлен.

    Лайнер «Русь» работал на Камчатской линии до конца 1977 г., и в августе 1980 года был отправлен на металлолом.

   Помимо указанных пароходов на линии Владивосток-Петропавловск-Камчатский работали другие пассажирские суда, построенные в довоенной Германии.

   Это «Приморье», «Ильич», «Сибирь», «Гоголь», К семидесятым-восьмидесятым годам прошлого века они были списаны на металлолом и отправлены в Китай, Японию или Южную Корею.

   Пассажирский теплоход «Магдалена» был построен на верфи   в г.  Данциге в 1928 году и  работал на линии Европа — Центральная Америка . С 1948 года, уже в Советском союзе, пассажирское судно дали название «Победа».

   Теплоход известен тем, что впервые с 1948 года  начал в нашей стране выполнять заграничные пассажирские рейсы.  Правда, в числе пассажиров были работники министерств иностранных дел и внешней торговли. С потеплением дипломатических отношений пароход совершил в 1956 году первый круиз вокруг Европы. На борту была интеллектуальная элита страны – учёные, писатели, в том числе Константин Паустовский.

    Во время карибского кризиса, судно перевозило контингент советских войск на Кубу.  В конце 1970-х годов оно было выведено из состава флота и направлено на утилизацию в Бангладеш.

    «Россия» — круизный дизель-электроход, построен в 1938 году. Судно сначала именовалось «Патрия».
 
     На пароходе были арестованы члены последнего фашистского правительства:  Дениц,, Йодль и фон Фридебург.

   В 1946 году дизель-электроход стал работать в Черноморском пароходстве под наименованием «Россия». Кроме того, он делал   спецрейсы на Кубу, в страны Западной Африки, обеспечивал доставку участников на Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Гаване в 1978 году.
 
      Судно было списано в 1985  году и разделано на металлолом в Японии.

    Дизель-электроход «Россия» снят в эпизодах художественных кинофильмов «Запасной игрок» (1954), «Бриллиантовая  рука» (1968), «Контрабанда» (1974), «Поворот» (1978) и «Как молоды мы были» (1985).

   В 1963 году впервые в СССР были организованы туристические двух- и трехнедельные рейсы по Черному морю. Ходили лайнеры «Петр Великий», «Россия» и «Адмирал Нахимов».

   Лайнер "Адмирал Нахимов". был спущен на воду в 1925 году. Первоначальное название теплохода «Берлин». По комфорту «Берлин» был не хуже первоклассных британских атлантических лайнеров.
 
     За 30 лет плавания под флагом Советского союза судно перевезло сотни тысяч туристов в круизах по Черному морю.  Ходил и за рубеж, был в Саудовской Аравии, делал рейсы на  Кубу.

   Этот теплоход скоропостижно затонул в августе 1986 года, столкнувшись под Новороссийском с сухогрузом. Погибло более четырехсот человек, в основном, туристы.

   Мало, кому известно, что по  репарации СССР получил из Германии китобойную флотилию — китобазу с 17-ю малотоннажными китобойцами-охотниками. Головной корабль  китобазы стал называться «Слава».
 
    В 1946 г. впервые в истории отечественного рыболовного флота советская китобойная флотилия «Слава» с научной группой на борту отправилась из Одессы в свою первую антарктическую экспедицию, что  стало началом  советского  китобойного промысла в Антарктике.
 
    Флотилия  была  расформирована в 1975 году.
 
   Меня особенно удивило и даже раздосадовало то, что не наша страна, а Германия напомнила нам о больших парусниках.  Это «Седов» (построен в 1921 году под именем «Магдалина») и «Крузенштерн» («Падуя» - построен в 1925 году).

    Несмотря на почтенный возраст эти красавцы-суда до сих пор являются учебной базой для подготовки курсантов мореходных училищ. Парусники участвует в парусных регатах  и в кругосветных плаваниях.
   
      Помните ли вот это?

      - Опять паруса Крузенштерна
        Шумят над моей головой…

   Воспоминания о парусниках отвлекли немного меня от темы о репарациях.

   Взять Крымскую войну 1853-1856-х годов.  Российский военно-морской флот оставался парусным, хотя ведущие мировые державы того времени, с которыми пришлось воевать (Англия, Франция и Турция), уже использовали новый источник энергии для движения судов – водяной пар, и строили на этой основе военные и гражданские корабли.
 
   Под занавес своего существования корабли-парусники Российской империи сделали всё, что смогли:  утопив себя, они загородили  проход вражеским кораблям в Севастопольскую бухту, буквально подставив под удар свои массивные мачты с реями, образовав заслон  вроде православных крестов.

   Казалось бы,  у России, оставалась возможность оставить хотя бы один парусный  корабль как музейную редкость. А немцы оставили, даже строили новые.
 
   Советский союз ещё в довоенные годы покупал ледоколы заграничной постройки.  Это были знаменитые   "Ермак", "Красин", ледокольные пароходы "Седов", "Сибиряков", "Челюскин". Подвиги экипажей этих ледоколов широко известны во всём мире.

    Покупали  ледоколы не только потому, что не была отлажена технологическая сторона постройки таких кораблей, как сейчас у нас строят ледоколы-атомоходы типа "Арктика", а потому, что заграничные ледоколы обходились дешевле, чем постройка  собственных.
 
     Но если раскрыть глаза пошире, такие приобретения иностранного товара при сиюминутной экономической выгоде,  в конечном счете, наносят урон стране.
      
       Вспомним пресловутые куриные окорочка – американские «ножки Буша». Они ощутимо вредили развитию собственного  птицеводства. Так, только  в Московской области закрылись более двадцати птицефабрик.
 
   В последнее десятилетие оставшиеся птицефабрики начали постепенно наращивать производство.

   Полки наших магазинов электроники и сейчас заполнены импортными (в основном, китайского производства) компьютерами и набором гаджетов к ним). Нет, чтобы построить свои заводы  по производству компьютерной техники хотя бы для того, чтобы обеспечить занятость населения.

   А ещё вспомним сделку с французскими «Мистралями», к счастью не состоявшуюся.

    Как же сейчас обстоит дело с морскими пассажирскими перевозками в мире и в нашей стране?

   Большие круизные корабли строятся в Соединенных штатах Америки, в Англии, Франции, Италии.
 
    Подумать только – сравнительно небольшие по территории и населению Норвегия и Финляндия тоже строят громадные круизные лайнеры.  Так на судостроительной верфи в г.Турку недавно спущен на воду суперсовременный лайнер «Allure of the Seas». 
   Это целый город из 2700 кают, парк с живыми деревьями, с ледовым катком и даже со скалодромом.
   
     К сожалению, до недавнего времени в России не было ни одной морской круизной компании. В 2017 г. было создано  ООО «Черноморские круизы», в составе которого есть пока одно сравнительно небольшое судно  «Князь Владимир».   

    Назову несколько теплоходов заграничной постройки, приписанных к нашим морским портам.

  Это уже упомянутый «Князь Владимир» - девяти-палубное судно французской постройки. С 1971 года эксплуатируется под российским флагом, порт приписки - Сочи. C 2017 года судно ходит по круизному маршруту: Сочи - Новороссийск - Ялта – Севастополь.

     Туристические круизы из Санкт-Петербурга по странам Балтики совершает паром «Принцесса Анастасия», названный в честь младшей дочери Николая  Второго. Паром построен в Англии и в настоящее время принадлежит круизной компании на Кипре.

      Что ж, без долгих слов уместно закончить этот рассказ об отечественных,но иностранных по происхождению, пароходах русской  пословицей:

 «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».