Сэр, я восхищён вами!

Виктор Афсари
       Именно такие слова мне бы хотелось сказать шестнадцатилетнему Родерику, если бы нас не разделяла бездна времени. Эти же слова я бы с удовольствием повторил и убелённому сединами учёному Мурчисону, выступавшему за прекращение войны с Россией в то время, когда большинство вокруг жаждало крови.

      На протяжении моей жизни было немало людей, произведших на меня впечатление. Это были и литературные герои и настоящие люди. От Юлия Цезаря до Юрия Визбора. У всех жизнь складывалась по-разному, но все они обладали стойкими принципами и поразительной целеустремлённостью. Все они вносили вклад в развитие общества, науки, культуры. Жизнь их складывалась различно, но все они достойны уважения и памяти. Такие люди всегда будут путеводными звёздами для других. Это о них сказано: «Сгорая сам, свечу другим». Кто-то погибал, а кто-то был счастлив и жил полной жизнью, продвигая свои идеи.

       В детстве я зачитывался «Плутонией» Сергея Обручева. Переживал опасности «Затерянного мира» вместе с героями Конан Дойля. Внимательно изучал геохронологию, геологию и палеонтологию. Помню, как я был удивлён, узнав, что последний период Палеозойской эры, начавшийся около 300 млн. лет назад и длившийся 47 млн. лет носит название Пермский. А загадочное Пермское море надолго захватило мои мысли. И вот теперь мне хочется вспомнить об одном шотландце, бывшим драгунским капитаном, баронетом,  лордом и великим учёным.

       Позвольте представить:    Сэр РОДЕРИК ИМПИ МУРЧИСОН    (R.I.Murchison).

       Родом из Шотландии, где и имел честь родиться зимой 1792 года. После окончания школы проходил подготовку к армии в военном колледже в Грейт Марлоу. В то время в Европе бушевали наполеоновские войны, в стороне от которых Великобритания никак не могла остаться. В качестве знаменосца 36-го полка Родерик попал в Испанию. В 1808 году участвовал в битвах при Рамисе и Вимиэйру.   А где место знаменосца? Только впереди. И вот среди свиста пуль, взрывов и клубов дыма идёт юный барабанщик, воодушевляя взрослых солдат. В этом возрасте, кажется, что ты бессмертен, правда, вид раненных и убитых не очень-то поддерживает веру в это. Но отчаянность и, быть может, фатализм придают смелости. В шестнадцатилетнем возрасте Мурчисон принял участие в знаменитом отступлении английских войск к Ла-Корунье, где сражался в последней битве выдающегося генерала Мура. Это о гибели Джона Мура напишет позднее Томас Мур знаменитую песню, переведённую на русский язык Иваном Козловым*.

Не бил барабан перед смутным полком,
   Когда мы вождя хоронили,
И труп не с ружейным прощальным огнем
   Мы в недра земли опустили.
 
И бедная почесть к ночи отдана;
   Штыками могилу копали;
Нам тускло светила в тумане луна,
   И факелы дымно сверкали.
 
На нем не усопших покров гробовой,
   Лежит не в дощатой неволе -
Обернут в широкий свой плащ боевой,
   Уснул он, как ратники в поле…

       И всё это видел юный Родерик, который прошёл через это вместе со своими боевыми товарищами. До победы антинаполеоновской коалиции было ещё далеко. Иногда дни и недели на войне кажутся длиннее годов в мирное время. После окончания наполеоновских войн (битва при Ватерлоо – 1815) двадцатитрёхлетний драгунский капитан Родерик Мурчисон вышел в отставку. Можно представить, как непрост был путь от мальчишки-барабанщика до зрелого офицера.

       Вот и началась мирная жизнь. Человеку, проведшему юность в действующей армии ох как непросто войти мирное русло. Но есть молодость, есть деньги, положение в обществе и тяга ко всему новому.  Родерик со всей горячностью молодости отдался парфорсной охоте на красных лисиц. Это была аристократическая забава, когда без оружия верхом на лошади выслеживали лисицу и загоняли её со сворой собак. Английский вариант псовой охоты русских бар. Сколько такое могло продолжаться? Тогда же в 1815 году Родерик женился на Шарлотте Хьюгонин. Он счастливый человек: остался жив на войне, встретил замечательную и умную девушку, которая стала его настоящим другом и ввела его в мир науки.

       Святое дело традиции. Два года молодожёны провели в путешествиях по Европе. Более всего им понравилась Италия. Шарлотта, будучи незаурядной женщиной, привила мужу интерес, а затем и страстную любовь к знаниям. Он сам построил себе телескоп и даже линзы для него шлифовал сам.  Жена познакомила его с известным химиком Хэмфри Дэви, который увлёк его молодой наукой геогностикой (геологией). Родерик был любознательным и во всём старался дойти до сути. Он вступил в Лондонское геологическое общество и стал со всей, присущей ему энергией, заниматься на новом поприще.

       Подтянув и укрепив свою теоретическую базу, Родерик занялся полевой работой. В геологии было множество неизвестного. Надо полагать, впрочем, что в любой науке и сейчас бесконечный простор для исследований. Но именно тогда закладывался фундамент, на котором будущим поколениям учёных предстояло возвести стройное здание Геологии.

       Он провёл исследования южной Англии, что послужило основой для написания в 1825 году первой научной работы (совместно с Фиттоном). Во Франции он изучал вулканический район Овернь. Он изучал север Италии, Тироль, Швейцарию. Его совместная с Адамом Седжвиком работа по геологическому строению Альп стала классикой среди работ, посвящённых геологии Альп.

В 1835 году, изучая палеонтологические находки на границе Англии и Уэльса, Мурчисон выделил В Палеозойской эре Силурийский период, длившийся 25 миллионов лет. В 1839 году совместно с А. Седжвиком Мурчисон описывает Девонский период Палеозойской эры. Этот период длился около 60 миллионов лет и знаменит тем, что именно тогда многие животные выбрались из моря на сушу, где появилось множество различных растений. Меня всегда восхищало и удивляло то, как по фрагментам каких-то ископаемых останков можно делать столь глубокие выводы о жизни в те давние времена.

       Глвное в науке – информация. А вот её-то и не хватало Мурчисону для создания стройной геологической картиныЕвропы. В 1840 году он, совместно с французским палеонтологом Э.Вернейлем отправляется на Урал. Маршрут экспедиции неоднократно пересекал Уральский хребет, что давало возможность наиболее полно изучить геологию Урала. Был проведён громадный объём работы. Исхожены многие сотни километров горных троп. Не обходилось и без казусов. Асфальта не было, отелей не было. Ночевать приходилось и под открытым небом. А что было? Ах, да, были разбойники. Могли и убить.

       Однажды Родерик ехал в тарантасе в Оренбург и всё бы хорошо, но вот выбегают из засады мужики с дубинами и явно недружественными намерениями. Кучер погоняет лошадей, а мужики нагоняют их. Испугался ли Мурчисон? Это вряд ли. Да и в тарантасе лежало несколько пустых бутылок из-под шампанского. XIX век, господа. Без шапанского ни шагу! Так Мурчисон перочинным ножиком прорезает полог и в прореху суёт горлышко от бутылки. Мужики остановились. Решили, что барин их пистолью пугает, а может и стрельнуть. Тут же они бросились врассыпную. Вот Родерик, наверное, посмеялся.

       В 1841 году Мурчисон отправился в Париж в Сорбонский университет. Там он по материалам работы на Урале защитил свои выводы и таким образом в геохронологии появился Пермский период Палеозойской эры, продолжавшися 45 миллионов лет. Также он описал и знаменитое Пермское море. Думается, что такой человек достоин памяти в нашей стране. Его трудолюбие, тяга к знаниям, научная проницательность вполне могли бы быть примером для молодёжи. Но, увы. У нас сейчас в ходу другие «герои» и другие «ценности». Пройдя по этим ссылкам, можно подробнее познакомиться с работами Мурчисона.
http://urbibl.ru/Knigi/kak-otkriti-uralskie-gori/39.htm
http://www.prpc.ru/gazeta/100/passage.shtml

       В последующие годы Мурчисон работал в Австралии, где в то время была золотая лихорадка. И по сей день в Австралии стоит  стотысячный город Мурчисон. Затем он исследовал Африку, где его именем назван огромный и прекрасный в своей дикости водопад в Уганде. Всего на Земле именем Мурчисона названо 15 объектов, а один из лунных кратеров также носит гордое имя Мурчисон.


       Сэр Родерик Мурчисон у себя на родине обладал большим уважением и авторитетом, что позволило ему в 1853 году, как гражданину и президенту Королевского Географического Общества, организовать общественную компанию против вступления Англии в Крымскую войну. Хорошо зная Россию и любя русский народ, Мурчисон писал: «Даже если Россия расширяет свои владения за счёт сопредельных колоний, в отличии от остальных колониальных держав, она отдаёт этим своим новоприобретениям больше, чем берёт от них. И не потому, что ею движет некая филантропия или что-то в этом роде. Изначальные устремления всех империй мало разнятся, но там, где появляется русский человек, всё чудесным образом получает совсем иное направление. Выработанные у восточных славян ещё с дохристианских времён нравственные нормы не позволяют русскому человеку насиловать чужую совесть и посягать на имущество, ему по праву не принадлежащее. Чаще, из коренящегося в нём неистребимого сострадания, он готов отдать от себя последнюю рубашку, чем у кого-то её отнять. Поэтому, каким бы ни было победоносным русское оружие, в чисто меркантильном отношении Россия всегда остаётся в проигрыше. Побеждённые же ею или взятые под защиту, в конечном итоге, обычно выигрывают, сохраняя в неприкосновенности свой образ жизни и духовные институты, вопреки их явной неспособности для прогресса.
Последнее нам кажется парадоксом, но такова реальность, первопричины которой кроются, несомненно, в особенностях русской морали…».

       История колониальной России знала и нелицеприятные примеры. Однако Мурчисону удалось подметить самые характерные черты русского менталитета. Поражает также храбрость человека, идущего в предвоенное и в военное время против официальной политики государства. В большинстве стран это могло бы кончится не только общественным осуждением, но и гораздо жёстче. Однако, даже не смотря на самоотверженное противостоянии Мурчисона, Англия вступила в союз с Турцией, Францией, Сардинией против России. В результате этой войны с обеих сторон было убито 47.738 человек. Умерло от ран 40.384 человек. Умерло от болезней в войсках 208.04 человека. Кому же стало от этого лучше? Любые войны преступны по своей сущности. Человек разумный должен находить альтернативы убийствам. Компромисс, это не беспринципность, а желание понять оппонента и, возможно, пойти ему навстречу.


       С годами здоровье не добавляется и Мурчисон вынужден прекратить свои экспедиции. Но он полон творческих замыслов и проектов. Если ему не удалось консолидировать усилия английских и русских моряков в достижении Северного полюса, то в снаряжении знаменитой экспедиции Дэвида Левингстона прямая заслуга Мурчисона. Целью экспедиции было нахождение истоков Нила. Экспедиция пропала и через пять лет на поиски пропавших отправляется Генри Стенли. Шансы на успех призрачны, но 22 октября 1871 года на берегах озера Танганьика Стенли находит следы экспедиции. А в этот же день Англия на лондонском кладбище Бромптон прощалась со своим славным сыном. Гремели залпы королевской гвардии. Сэр Родерик Импи Мурчисон 79 лет, ненадолго пережив свою жену, отправился в свой последний путь.

       Я уверен, что такие люди, как Мурчисон оказывают своей жизнью честь всему Человечеству. Они подобны ярким маякам среди повседневной серости, показывающим вечный пример трудолюбия и насыщенной полной жизни. Думаю, что сэр Родерик Мурчисон был не только большим тружеником, но и мечтателем тоже, и ощущал себя счастливым человеком.



* - Интересно, что Томас Мур в 1827 году в сборнике стихов "Песни народов мира" поместил "Русскую мелодию". В переводе Ивана Козлова первые её строки звучали так:

"Вечерний звон, вечерний звон,
Как много дум наводит он..."

И далее по тексту знакомого всему старшему поколению романса. Как иногда в жизни переплетаются, казалось бы, совсем разные вещи! Вполне возможно, что сэр Родерик напевал этот романс на мелодию, написанную его земляком, композитором Джоном Эндрю Стивенсоном.




            Африка.
            Национальный парк Уганды.
            Один из каскадов водопада Мерчисон (Мурчисон)
            Фото из интернета.