ИМЯ ТВОЕ - СВЕТ

Светлана Новомлинская
Вся земная жизнь состоит
из борьбы света и тени,
оглянись…

– Михаил Новоселов


Царство добрых дождей и задумчивых красок…
Эта осень прекрасна, желать ли иной?
Знаешь, Радость моя, я прочла столько сказок!
Но зачем? Ведь тебя не нашла ни в одной…*


Драки в нашем дворе были чуть ли не повседневной реальностью. Просто удивительно, сколько народу влилось в этот поток агрессии, в том числе и девчонок. Юные леди сражались с отчаяньем спецназа, если требовали обстоятельства. Взрослые возмущались. Домохозяйки кричали нам из окон, стыдили, грозились пожаловаться отцам. Прохожие разнимали нас, вразумляли, взывая к нашим лучшим чувствам... А все без толку.

– Что с твоим платьем? Что с коленками? – охала мама. – Опять дралась с Димкой? Какой стыд!

Папа, напротив, подбадривал меня:

– Хорошо, что ты растешь не Красной Шапочкой и не позволишь волку тебя съесть.

Джина из бутылки выпустил Димка. Именно он был главным интриганом и зачинщиком всех дворовых историй. Его забавляло сеять всюду раздор, распалять страсти, стравливать ребят между собою. Ну и девчонкам от него доставалось. Особенно мне…

Кошмар ворвался в мою жизнь внезапно, когда Димка обратил на меня внимание; тут все и началось. Есть тысячи возможностей отравить жизнь другому человеку, и я познакомилась на личном опыте со всем их многообразием. Побудительные мотивы? Поди-ка разберись в чужой душе. Было ли это влюбленностью? Если да, то в очень нездоровом ее варианте. Останавливаться на подробностях нет нужды. Впрочем, вот некоторые детали: дать пинка на льду, чтоб я расшиблась, обстрелять снежками, спрятать в раздевалке мою куртку, облить (нечаянно!) липким соком в столовой, выкрасть тетрадку с конспектом, посадить страшного жука на волосы, и так далее…  На злые выдумки Димка был неистощим. Чего ради? Рос он интересным парнем, с замашками неформального лидера, да и творчеством был не обделен. Девчонки на него заглядывались. Мог бы без хлопот стаю принцесс собрать, но собрал стаю местных пиратов, чтобы удобнее было давить мне на менталитет.

Мало-помалу драки утихли. Прекрасные амазонки вовсе вышли из игры; мы ведь начинали взрослеть… Только у мальчишек еще случались истории. Но для меня кошмар продолжался из года в год. Димон следовал за мною всюду по пятам, как тень Командора, и всегда с язвительным словом, с какой-нибудь гадостью, с отвратительными выходками. Отмалчиваться? Не видеть? Избегать? – не давало результата. Он все больше опутывал меня паутиной внимания и ненависти, притягивал к себе мои мысли, против моей воли. Я чувствовала, что живу не свою жизнь, а совсем чужую, по извращенному, навязанному сценарию. Снежный ком наших отношений превращался в грозную лавину…


Кто выходит ко мне, словно призрак, навстречу?
Кто стремится увлечь мою душу во мрак?
Знаешь, Радость моя, несгораемы свечи,
Что над нами Архангелы держат в руках.


Как-то после каникул я расслабилась. Одноклассники подросли за лето; была надежда, что некоторые и поумнели. Ранним вечером я шла домой через замороженную стройку. Территория ее совсем небольшая, но безлюдная, служила для выгула собак.

«Я СТЕНАЮ В ГОРЕСТИ МОЕЙ, И СМУЩАЮСЬ ОТ ГОЛОСА ВРАГА, ОТ ПРИТЕСНЕНИЯ НЕЧЕСТИВОГО… СЕРДЦЕ МОЕ ТРЕПЕЩЕТ ВО МНЕ…»**

Жизнь во мне замерла, когда я встретилась с Димоном глаза в глаза… Но ненадолго. Ибо ТЫ взял мою душу в Свои руки и укрепил меня Силою Своею! Страх исчез, а воля стала подобна алмазному камню. Еще я уловила, что во всем происходящем есть некое таинственное предопределение, и это давало чувство покоя: Сильнейший – здесь, с нами, и держит ситуацию под контролем.

– Какая встреча! – Димка двинулся ко мне с ленивой грацией леопарда и преградил дорогу. Слова летели мимо сознания… Кажется, он улыбался… Только, что хорошего могла предвещать его улыбка? С ним давно все было понятно. Но ребята? Я внимательно смотрела на пиратов: от кого придет помощь? Найдется ли хоть один ЧЕЛОВЕК? Ведь я никому из них не сделала зла. Вот с Ромкой, например, мы были соседями, росли вместе, гуляли, праздновали дни рождения. Неужели он не заступится? Струсит? Проявит равнодушие?

Ребята стояли поодаль, переминаясь с ноги на ногу. Ситуация могла стать слишком отвратительной даже для отпетых хулиганов. Одно дело – веселая драка с девчонками потехи ради, и совсем другое – издевательство над беззащитной жертвой. Такого в их жизни еще не было. Легко ли перешагнуть рубеж, превратиться в орудие чужой ненависти? Рядом с каждым из этих мальчишек находился Ангел Хранитель, и в сердце каждого из них шла борьба. Воля колебалась. За Димкой же стояли силы тьмы. Он умел манипулировать сознанием и приводить в действие все худшее в человеке. Что же происходило в мире невидимом? Брань велась нешуточная за каждую душу! За кем будет победа?

Я с надеждой взглянула на Ромку; мы поняли друг друга, но он опустил глаза. Последняя ниточка обрывалась… Я прикусила губы… Последняя?.. Нет! Ведь есть ТЫ!.. У меня есть ТЫ! ТЫ один не предашь меня! Не оставишь меня здесь без помощи!

Димон хотел использовать ситуацию с максимальной выгодой для себя. Мы объяснялись вполголоса.

– Тебе идет загар.

– Ты дашь мне пройти?

– Пожалуйста! Со мной вдвоем.

Он пытался повернуть отношения в другое русло, но через силовой прием, на мой взгляд, неблагородно. Так я ему и сказала.

– Это не мой лексикон, – враг нисколько не смутился. – Уходим вместе.

– Исключено.

– У тебя есть выбор?

Может, и надо было слукавить, прикинуться заинтересованной, сказать пару лестных слов, чтобы просто выйти с ним на проезжую часть, а там… Увы, хитрость – не моя сильная сторона. Нетерпение любой подлости, обостренное чувство справедливости всегда мешали мне выживать в этом мире.

Взорвалась я мгновенно, не повышая голоса, зато на понятном Димону лексиконе:

– В гробу и в белых тапках я тебя видала! Понятно? Умру! Только фейс тебе разобью! Понятно?

Я кипела праведным гневом и наговорила много лишнего, да еще и замахнулась на него…

– Не наигралась, амазонка? – Димка без труда поймал мою руку и сдавил запястье. – Детство давно прошло.

Это верно. Мы выросли. Защищаться я уже не могла. Силы были неравные. Действие в «Колизее» начинается?

«ИЗВЕДИ ИЗ ТЕМНИЦЫ ДУШУ МОЮ…»

В следующее мгновение кто-то третий встал между нами…


Там, где жизни и смерти стираются грани,
Открывается Свыше спасительный Свет.
Знаешь, Радость моя! Если сердце изранят
Когти хищников, я не заплачу в ответ.


Многие годы спустя я узнала об одном удивительном духовном законе. Бог любое зло может обратить во благо. «Бог не попускает испытания, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдет, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать свое дело».***

Так и произошло. Зло обратилось во благо, и пустыня расцвела – как лилия. В мою жизнь вошел Герка. Обычный парень из соседней школы. Мы с ним как-то встречались на шахматной олимпиаде, но я его забыла и не сразу вспомнила при встрече. Ничем особенным он не выделялся, авторитет не зарабатывал, шумных историй вокруг себя не создавал. Внешне его трудно было описать; если одним словом, то – неяркий. Красота этой личности могла открыться только в общении, но какой светоносной была эта красота! Ей удивлялись все Ангелы небесные!

Герка – один из тех людей, которые не могут пройти мимо чужой беды, причем, не задумываясь о последствиях для себя лично. Они совершают и малые и великие подвиги, не считая себя героями. Благородство – это их кислород. Их руками Бог творит добро и укрощает зло.

Так и сейчас! Оценив ситуацию, он не смог пройти мимо. Ребята не вмешивались. Их сдержал Роман. «Спасибо тебе, друг! Хоть ЭТО ты для меня сделал! Спасибо и за то, что после дал нам уйти!»

Я боялась страшной драки, однако произошло все иначе. Обе стороны были в хорошей спортивной форме, сильные и рослые, но Димон отличался коварством, любил бить невзначай, владел отвлекающими приемами; тем не менее, именно он остался лежать лицом в траве. Как это произошло, никто толком не понял. Лишь одно не вызывало сомнения – Димкин авторитет разлетелся вдребезги. Сердца ребят были на Геркиной стороне.

– Ты – молодец, – сказал он мне, – хорошо держалась!

– Слышь, ковбой? – лидерство в стае уже перехватил Ромка. – Мы ничего против тебя не имеем. Верно, пацаны? И против Светки тоже. Проводи ее. А у нас тут мужской разговор будет…

Мы уходили…  Уж, не знаю почему, но захотелось оглянуться на Димку. «…ТОЛЬКО СМОТРЕТЬ БУДЕШЬ ОЧАМИ ТВОИМИ И ВИДЕТЬ ВОЗМЕЗДИЕ НЕЧЕСТИВЫМ». Он приподнялся с травы. В его глазах застыл такой непередаваемый ужас, словно ему сейчас открылось нечто чудовищное и мистическое. Как знать? Может быть, на мгновение ему дано было заглянуть в адские бездны, к которым приблизилась его душа? Много лет он стремился зажать меня в тисках страха и боли, мучил, отнимал радость, пил из меня жизненные соки… И вот этот страх и боль вернулись к нему седмерицею…

Да… чувствовалось в воздухе нечто великое и вышеестественное… Неисчислимое воинство Небесных Сил ликовало! Интересно, что это почувствовал и Ромка.

– Свет! – окликнул он меня. – Ты это…  Прости! Мы же с тобой…  Ну, помнишь?.. – В его глазах читалось страдание. Я кивнула:

– Помню, Ром… Ты мне всегда розочки с торта отдавал!

Хотелось немного подбодрить его шуткой. Было радостно, что он не пошел до конца по пути Иуды, и нашел в себе силы сказать то, что сказал. Это тоже дорогого стоит. «Эх, Ромка-Ромка! Ты не получил славы героя, но твой сегодняшний подвиг – не меньше, чем Геркин. СВЕТ всегда побеждал в тебе, и поэтому ты всегда будешь мне дорог».

– Все хорошо, Ром! Ты – ДРУГ! – я улыбнулась ему.


Мои крылья – любовь! Чтоб парить над страданьем,
На колени не пасть перед злобой слепой.
Знаешь, Радость моя, я жила ожиданьем!
Я хотела быть сильной для встречи с тобой!


Мы уходили… И веянье огненных крыльев, и Покров Небесной Любви были над нами…

Заглядывая вперед, скажу, что шикарный профиль Димке все же разбили. Ребята накостыляли. У каждого с ним были личные счеты. После этой истории он притих, но ненадолго. В целом его жизненная позиция не изменилась. Он еще не раз встанет на моем пути. СВЕТ – победил! Но тьма – мстительна… Правда, об этом другая история.



Шли молча. Осенние сумерки быстро сгущались, и зажглись фонари. Сказать хотелось о многом, но от избытка чувств, все слова казались безжизненными, не настоящими. Иногда мы останавливались и смотрели друг на друга. Только смотрели. Во мне кипела напряженная работа. Нежданно открылись источники слез, теперь можно было их не сдерживать; они получили полную свободу. Герки я не стеснялась. Он был свой, очень близкий! Это как-то сразу и безошибочно постигло сердце.

Томительный ужас пустыни, наполненной призраками, оставался позади. Начиналась дорога в Землю обетованную. Идти по ней предстояло не одной, а вместе со своим земным Ангелом Хранителем, которого Бог послал внезапно, но вовремя. Там! Не будет изматывающей борьбы за жизнь без боли, за собственное достоинство, за право дышать свободно, и просто радоваться текущим дням! Там уже не надо выжимать из себя Стойкого Оловянного Солдатика, а можно стать обычной Принцессой, Белоснежкой или Красной Шапочкой! Вернуться к своей глубинной женственной сути! Стать самой собой! Прошлое? Стоит ли о нем вспоминать?! Передо мной простиралась новая Земля. Ее дарил мне Герка.

Сердце мое разрывалось от полноты всего, что так трудно было высказать! Не осушая слез, я обхватила Герку за шею обеими руками и уткнулась мокрым лицом в его лицо… Он понял меня правильно…

Так мы и стояли, обнявшись, под мигающим фонарем…  Двое отважных подростков, внезапно ставших совсем взрослыми! Заглянувших в страшные глубины духовных тайн! Выдержавших достойно натиск тьмы, и вместивших в свои сердца СВЕТ! Ведь именно СВЕТ дал нам бесстрашие, мужество и силы. СВЕТ привел Герку в нужное время, в нужное место. СВЕТ смог помочь мне, зная его чистое, благородное сердце. СВЕТ укрепил мою волю, чтобы не сломаться и не унизиться перед тьмой, не потерять надежды. СВЕТ спас душу друга и укротил гордость врага!

СВЕТ – ПОБЕДИЛ! Но тьма…


Враг смущает и сердце, и ум  ежечасно.
Что земные желанья? – звенящая медь!
Знаешь, Радость моя, все здесь будет – напрасно!
Если, встретив тебя, не смогу разглядеть…


Дождь обрушился внезапно, обдавая нас ледяными струями, и Герка натянул на меня капюшон. Мы долго не могли расстаться… Сказала ли я ему в тот вечер хоть одно доброе слово? – не помню. Да разве мы нуждались в словах? СВЕТ рассказал нам о самом главном…

--------------------------------------------
* Здесь и далее – стихи автора
** Здесь и далее крупным шрифтом – цитаты из Библии
*** Автор цитаты: Паисий Святогорец