Герард Терборх. Бокал лимонада

Алина Алексеева-Маркезин
 Герард Терборх, Бокал лимонада,1660,Эрмитаж.

        Вернёмся в мир реалистичного искусства.Речь пойдёт о творчестве одного из художников Голландии 17 века ТЕРБОРХЕ ГЕРАРДЕ(1617—1681).Он считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи,лучшим мастером элегантного жанра.

         Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры.

          Но привлекательность Терборха, тонкого и вдумчивого художника, не только в этой несравненной, несколько холодноватой виртуозности.Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру, эмоциональное общение.

Картина Бокал лимонада.

        Это одна из самых известных его картин. Давайте присмотримся к этой сцене повнимательнее.Александр Бенуа о ней писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки».

       В картине "Бокал лимонада" изображена любовная сцена, происходящая между юным щеголем и молодой дамой, принимающей гостя. Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки.
Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Чувства персонажей открыто не представлены в работе. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены.

          Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Но, он старается выглядеть изящным и галантным. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство.
Третье лицо - старуха, склонившаяся над героиней, как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

          Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Кавалер изображен несколько иронически; его нарядный костюм с преувеличенно широкими панталонами, шелковыми лентами и туфлями, отвечает последнему капризу моды.
Все способствует тому, что рассказанная художником сценка кажется непосредственно выхваченной из жизни.

Художник как бы не договаривает до конца - он не столько изображает чувства и взаимоотношения персонажей, сколько заставляет догадываться о них.

История картины.

            Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.

       В XVIII столетии картину надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром. В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.

        Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.

      Недосказанность придает его картинам особую поэтичность и вместе с тем как бы сосредоточивает внимание зрителя на эмоциональных контактах героев. Терборх обычно выделяет главное - одну фигуру или группу, остальное погружает в прозрачную воздушную мглу: она кажется некой средой, в которой находят отклик их душевные импульсы ( Дама,моющая руки.)

           Картины Терборха отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд .