ОСЫ

Александр Шаламов


Полдень переходил в вечер, но солнце было ещё жаркое. Руслан Степанов сидел на скамейке аллеи сквера в тени магнолии. Он неторопливо ел мороженое и не очень присматривался к прохожим.
– Эй, закурить есть?
– Я не курю, – ответил Степанов.
– Молодец, да?
Руслан внимательно взглянул на худого, небритого и подвыпившего пожилого мужчину. «Так это же Володька Ткаченко!» – узнал он его.
Степанов проводил сочувствующим взглядом знакомого с детства соседа, который проживал в те далёкие годы на другой, Средне-Слободской улице.
Прилетела оса и стала назойливо кружить над пломбиром. Степанов отмахивался от осы, свёрнутой в трубочку газетой. Ткаченко ушёл, но пришло воспоминание.


Руслан возвращался с моря домой. На своей Верхне-Слободской улице увидел Вовку Ткаченко и Серёжу Шипилина. У Ткаченко в руках была длинная ветка.
– А вот и Рыжий появился! – произнёс Ткаченко.
– Сколько раз тебе говорить: я не рыжий! – ответил Руслан. – Ещё раз обзовёшь, получишь!
– От тебя ли?!
– Вот увидишь!
– Смелый такой? Сейчас проверим.
Руслан не настроен был драться. Он ещё и подзагорел на пляже так, что всю ночь не спал от жгучей боли. Сегодня же на берегу всё время находился под зонтом.
– Вот тебе «рапира». Пошуруди ею вот в этой дырке, а то я не достаю до неё, – сказал Володька, протянув Руслану прут – очищенную ветку, и показывая на тёмное отверстие между крышей и стеной сарая.
Руслан вопросительно взглянул на низкорослого Серёжу, но тот пожал плечами: мол, не знаю, зачем это.
– Запросто, – согласился Руслан.
Он подошёл к стенке. Легко попал концом «рапиры» в цель. И как только хорошенько «пошурудил» ею, услышал крик Володьки:
– А теперь бежим!
– Вы чего?! – удивился Руслан, глядя убегающим ребятам вслед.
Когда же повернулся к сараю, замер, с ужасом глядя на вылетающих из-под крыши ос и уже густо окруживших его голову. Бежать было поздно. Одна оса вонзила жало в верхнее веко. Руслана стал отчаянно отмахиваться от ос. Без майки, в одних только шортах и сандалиях он вмиг был искусан осами!
Тело местами распухло, чесалось и болело. Да ещё глаз заплыл!
Всю ночь Руслану снились осы, слышалось их жужжание. Руслан злился на Володьку и Сергея: «Ну, я вам! Теперь только попадитесь мне!»
Руслан увидел Володьку возле своего двора.
– Да мы просто подшутили, да? – стал оправдываться Ткаченко. – Мы и Костю так разыграли. Но он успел убежать. Его не покусали. Он классно бегает, да?
– А я, значит, бегаю плохо?!
– Выходит так, да?
Руслан сжал кулаки.
– Тебе ещё повезло, что это были только осы, – смеялся Володька. Я вот прошлым летом подтягивался, ухватившись за карниз балкона, а из-под него вылетел огромный мохнатый шмель и залетел мне прямо в рукав. Знаешь, сколько было укусов?! И каждый укус, как сразу от всех пчёл.
– При чём тут твой шмель?! – Руслан еле сдерживал себя.
– А вон идёт твой папаня-алкоголик, – перевёл разговор Володька на другую тему. – Во, как шатается, да?
В конце улицы действительно появился отец Руслана.
– И никакой он не алкоголик! – стал защищать Руслан папу.
– Настоящий пьяница, да? Алкаш твой отец!
У отца Руслана был отличный слух.
– Ах ты, гадёныш! – крикнул он и яростно кинулся на Ткаченко. – Я, вот, тебе!..
Володька бросился бежать. Отец Руслана – за ним. И упал.
– Повезло ему, что я споткнулся. Иначе я бы его! Я бы ему!..
Падение отца, некрасивое, позорное, Руслан простить Володьке не мог.
«Теперь ему не бывать на моей улице!» – решил Руслан.
Он стал дежурить у проулка с каменной лестницей, по которой можно спуститься на Средне-Слободскую улицу.
Появился Володька.
– Тебе на моей улице играть нельзя! – заявил Руслан
– Ишь ты! А то что будет?!
– Получишь тумака.
– Это не твоя только улица, да?
– Я предупредил.
Ткаченко попытался пройти дальше по дороге, но Руслан так оттолкнул его, что тот чуть было не покатился кубарем в проулок.
– Ты так?! Да? Ладно-ладно! – обиженно произнёс Ткаченко. И пригрозил: – Тогда ты тоже не суйся на нашу улицу. Понял, да?
Чтобы попасть на свою улицу, Руслан должен был подняться по Слободской улице, соединяющей все три улицы, с Нижне-Слободской. Ткаченко подговорил всех своих дружков не давать Руслану прохода.
Теперь Руслан с боем пробивался на свою улицу. Мальчишки, как осы, налетали на него. Он был весь в синяках и ссадинах. Так продолжалось до конца лета. Когда ребята пошли в школу, о мальчишечьих неурядицах уже никто не вспоминал. Но с тех пор Володька на Верхне-Слободской улице ни разу не появился.


Опять прилетела оса. За ней появились другие. Руслан Степанов положил на краешек скамьи остаток пломбира в вафельном стаканчике и пошёл домой. Уже у выхода из сквера он увидел лежащего на газоне Володьку Ткаченко. Приостановился, чтобы убедиться, что тот живой.