Караваджо. Нарцисс у ручья

Алина Алексеева-Маркезин
        Караваджо Микеланджело Меризи.Нарцисс у ручья.1598-1599. Национальная галерея античного искусства, Рим.

                Караваджо в своём искусстве выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Героем своих произведений художник делает человека из уличной толпы — римского подростка или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой картин Караваджо предстает то в роли музыканта, то в образе простодушного карточного игрока, то в качестве бездумного щеголя, внимающего лукавой гадалке, то в облике Нарцисса или юноши с атрибутами античного бога Вакха.

            Нарцисс — в древнегреческой мифологии сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы , либо сын Эндимиона и Селены, ставший символом юношеской гордыни и самовлюбленности.
            МИФ О НАРЦИССЕ.( Есть несколько вариантов этого мифа.

     В Нарцисса были влюблены многие юноши и девушки, но он с пренебрежением отвергал их. Когда Нарциссу было пятнадцать лет, его полюбила горная нимфа Эхо или, в другом варианте, юноша Аминий. Прекрасный, но, холодный и гордый, он отвергает их любовь.

        Во всех версиях отвергнутые влюбленные страдают и теряют жизнь или телесный облик: Аминий кончает с собой перед домом Нарцисса, от нимфы Эхо остается лишь голос. Отвергнутые взывают к богам (в частности, к Немезиде), прося наказать Нарцисса («Пусть же полю­бит он сам, но вла­деть да не смо­жет люби­мым!»), и та внимает их просьбам.

 Во время очередной охоты Нарцисс видит в реке своё отражение и влюбляется в самого себя, причем так сильно, что не может больше расстаться со своим отражением и умирает от голода и страдания. Когда нимфы приходят за его телом, на том месте, где оно должно было быть, вырастает красивый нарцисс. Наяды оплакивают его.