Священномученик Серафим Чичагов

Вячеслав Иванович Марченко
Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Санкт-Петербургский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
4-я субботу по Пасхе - Собор новомучеников в Бутово пострадавших
3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых
20.09/03.10 – Собор Брянских Святых
28.11 /11.12 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов Леонид Михайлович) родился 9 июня 1856 года в Санкт-Петербурге. Происходил из дворян Костромской губернии. Потомок адмиралов В.Я. и П.В. Чичаговых.

Образование получил в Императорском Пажеском корпусе, курс которого окончил в 1874 году по первому разряду. По прошествии многих лет святитель Серафим говорил: "Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной Родины".
Затем проходил службу по военному ведомству и в чине поручика гвардейской артиллерии участвовал в Турецкой кампании 1877-78 годов.
Георгиевский кавалер, герой Плевны. Л.М. Чичагов неоднократно (как это, например, имело место при переходе через Балканы и в сражении под Филиппополем) проявлял высокий личный героизм.
За книгу военных мемуаров и книгу о французской артиллерии пожалован болгарскими орденами: "За гражданские заслуги", Александра II степени со звездою и французским орденом Почетного Легиона.

Промысл Божий, уберегший поручика Л. М. Чичагова от смерти и ранений на полях брани, привел его вскоре после возвращения в Санкт-Петербург в 1878 году к встрече с великим пастырем святым праведным Иоанном Кронштадтским, разрешившим многие духовные вопросы молодого офицера, который с этого времени свои важнейшие жизненные решения принимал лишь с благословения отца Иоанна.

В 1879 году Леонид Михайлович вступил в брак с дочерью камергера Двора Его Императорского Величества Наталией Николаевной Дохтуровой, внучатой племянницей генерала Д.С. Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года. В уклад своей семьи сумел внести дух православного благочестия. Их супружество от обычных великосветских браков отличалось возвышенностью взаимоотношений.
Будучи военным, Леонид Михайлович стремился претворять в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Состоял ктитором одного из военных храмов. Интересовался Богословскими науками, в результате чего не получивший даже семинарского образования офицер превратится в энциклопедически образованного Богослова. Разработал практику медицинского применения лекарственных трав в военно-полевых условиях.
Он был удостоен более десяти российских и иностранных орденов.
По совету отца Иоанна Кронштадтского, чьим духовным сыном был на протяжении тридцати лет, решил бросить военную службу и принять духовный сан.

В 1891 году Л.М. Чичагов в чине полковника лейб-гвардии Преображенского полка вышел в отставку и переехал в Москву, где начал готовиться к службе в Святой Церкви.
26 февраля 1893 года рукоположен во диакона.
28 февраля 1893 года – во иерея.
В 1893-95 годах – священник синодальной церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле.
Восстановил этот храм на собственные средства, за что Московским митрополитом Сергием (Ляпидиевским) был награжден набедренником и скуфьей.
Основал общество "Белого Креста" с целью призрения офицерских детей.

В 1895-98 годах – священник церкви святителя Николая на Старом Ваганькове в Москве.
На свои средства реставрировал и эту церковь.

В 1895 году овдовел. Отец Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище.

14 августа 1898 года принял постриг в монашество с именем Серафим. Иеромонах Серафим был причислен к братству Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
В 1899 году возведен в сан архимандрита.
В 1899 году архимандрит Серафим – благочинный монастырей Владимирской епархии.

26 августа 1899 года архимандрит Серафим (Чичагов) был назначен К.П. Победоносцевым настоятелем первоклассного Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря во Владимирской губернии (монастырской тюрьмы). Вместе с суровой внешностью, военной выправкой и командирскими манерами, отец архимандрит имел очень доброе истинно-христианское сердце. Не было ни одного заключенного, участь которого он бы не облегчил, за которого он не ходатайствовал бы. И через два-три года в тюрьме не осталось ни одного узника. Здесь архимандрит Серафим сумел в силу своей гуманности обратить в Православие закоренелого сектанта-изувера Федора Ковалева, который в 1897 году во время первой всеобщей переписи заживо замуровал девять человек, в том числе всю свою семью.
Здесь же, за несколько лет до открытия мощей преподобного Серафима, архимандрит Серафим (Чичагов) составил "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря".
На составление «Летописи» отец Серафим получил небесное благословение от самого батюшки Серафима через блаженную Пашу Саровскую. Едва он вошел к ней в келью, как Паша, лежавшая в постели (она была очень старая и больная), воскликнула: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления». Отец Серафим недоумевал поначалу, да как же это сделать, как попасть на прием к Государю и как ему сказать-то – ведь за сумасшедшего могут принять. Но Господь показал путь осуществления благословленного.
Возвращаясь в Москву, он невольно обдумывал слова Паши. В Москве они опять пришли в голову, и вдруг однажды пронзила мысль, что ведь можно записать все, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря и заимствовать оттуда все, что относится к жизни преподобного и последующего после его кончины периода. Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд, основанный не только на воспоминаниях, но и на фактических данных и документах, дающих полную картину жизни и подвигов преподобного Серафима и значение его для религиозной жизни народа, напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля преподобного, переданная в категоричной форме Пашей.
5 декабря 1903 года за написание "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" отец Серафим (Чичагов) Высочайше был назначен заведующим подготовительными работами к торжеству прославления отца Серафима Саровского. По окончании Саровского торжества – открытия святых мощей преподобного Серафима – архимандрит Серафим лично Императором Николаем II был награжден драгоценной митрой.

С 27 февраля 1904 года он – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в Московской губернии. Отец Серафим за один год успел отреставрировать величественный собор этой знаменитой обители.

10 апреля 1905 года митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским), епископами Трифоном (Туркестановым) и Серафимом (Голубятниковым) в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Сухумского.
Недолгое пребывание на Имеритинской (Сухумской) кафедре епископа Серафима совпало с весьма трудным периодом как жизни Абхазии, так и России в целом. К приезду в мае 1905 года владыки Серафима на Сухумскую кафедру резко обострилась политическая ситуация. Действовали революционные банды, которые нападали на монастыри, грабили их на "революционные нужды", были кровавые столкновения между отдельными группами, грабежи, которые также обостряли обстановку в Абхазии. Были часты разбойничьи нападения на священников и даже их убийства. Кроме того, на всю эту сложную обстановку революционного времени накладывались проблемы межнациональных отношений. Грузинская Церковь пыталась распространить свое влияние на абхазское население (абхазские приходы и школы сплошь состояли из священников и учителей-грузин, которые вели Богослужение и преподавание на непонятном населению грузинском языке).
Еще в 1892 году решением Синода была основана Комиссия по переводу Богослужебных книг на абхазский язык, чтобы "священники и учителя абхазы, по инициативе правительства, перевели Богослужебные книги с церковнославянского на абхазский язык". Но только при епископе Серафиме, после событий 1905 года, начал осуществляться перевод практически.
Для восполнения недостатка церковных кадров при епископе Серафиме было основано Богословское училище "для подготовки кандидатов на священнические места в абхазские приходы".
Каждый шаг нового епископа требовал от него большой выдержки и такта, ему приходилось решать непростые вопросы как национального, так и политического характера.
Сухумская епархия входила в состав Грузинского экзархата. Еще в 1901 году епископ Сухумский предоставил в Синод проект о выделении его епархии в самостоятельную. Этот проект активно поддерживал и епископ Серафим, который считал, что выделение кафедры должно пройти законодательным путем, что было невозможно при прогрузинской политике правительства. Это и послужило поводом для его отзыва с кафедры в 1906 году.

С февраля 1906 года Владыка – епископ Орловский и Севский.
Вскоре после своего назначения на Орловскую кафедру он писал: "С 1-го февраля, со дня моего приезда в Орел, я еще не спал ни одной ночи как следует. Бью набат, стремясь к скорейшему возрождению приходской жизни. Веду беседы с миром и клиром по городам и в залах Думы. Последствия прекрасные. Трудно поднимать духовенство, но мир поможет, если епископы будут жертвовать собой".

В 1907 году преосвященного Серафима назначили членом Синода.

С 16 сентября 1908 года он – епископ Кишиневский и Хотинский.
Глубоко пережив революционную смуту 1905-07 годов, владыка Серафим счел для себя должным принять участие в деятельности Союза Русского Народа, программные декларации которого находились в наибольшем созвучии с традиционными идеалами русской государственности, на которых был с детства воспитан будущий Святитель. Произнося 21 декабря 1908 года проповедь во время освящения хоругвей, принесенных членами Союза Русского Народа в кафедральный собор, владыка Серафим ясно выразил свое понимание той политической деятельности, которую должна была вести эта самая влиятельная в Бессарабии общественно-политическая организация: "Возлюбленные братья! – Говорил святитель Серафим. – Сердце мое всегда преисполняется радостным чувством, когда я вижу представителей Союза Русского Народа, шествующих со священными хоругвями и направляющихся для молитвы в храмы... Сзывайте же народ на мирную борьбу с распространившемся злом в Отечестве, на защиту веры Православной, для объединения под сенью храмов, и тогда он на своих могучих плечах высоко поднимет Помазанника Божия, Русского Царя, и снова воссияет сила русская, создавшая великое государство не многочисленным войском, не золотом, а единственно крепкой верой в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа".
Владыка принимал активное участие в монархическом движении – был членом старейшей национально-патриотической организации – Русского Собрания, в 1907-09 годах входил в Совет Русского Собрания. В Орле, а затем в Молдавии он занимал посты почетного председателя местных отделов Союза Русского Народа, был участником 4-го Всероссийского Монархического съезда в Москве весной 1907 года, нередко выступал с речами в Русском Монархическом Собрании. Осенью 1909 года был почетным председателем Монархического съезда в Москве.

12 июня 1909 года владыка Серафим присутствовал на торжественном восстановлении церковного почитания святой благоверной Великой княгини Анны Кашинской в Тверской епархии. Приняв деятельное участие в подготовке синодального указа о восстановлении почитания великой подвижницы Русской Православной Церкви, святитель Серафим с благоговением принял в дар от Тверской епархии икону святой Анны Кашинской с частицей ее мощей и перевез ее в Кишиневскую епархию, где икона была помещена в храме Измаильского Свято-Успенского монастыря и прославилась неоднократными чудотворениями.

16 мая 1912 года владыка Серафим был возведен в сан архиепископа.

С 20 марта 1914 года – архиепископ Тверской и Кашинский.

Владыка Серафим не принял февральскую 1917 года революцию, но продолжал, верный своему военному воспитанию, подчиняться высшим церковной и государственной властям. При этом не скрывал своего отрицательного отношения к происшедшим в России переменам. В либеральных церковно-общественных кругах, открыто ненавидевших владыку Серафима, он имел репутацию "черносотенного монархиста".

В 1917 году Синодом он был назначен архиепископом Варшавским и получил от епископа Иоасафа – управляющего Варшавской епархии – дела.
Из показаний митрополита Серафима на следствии 1924 года (7 июля): "В момент октябрьской революции был в Москве, присутствовал на соборе и получил направление в Варшаву, куда выехать не смог... Осенью 1917 года пошел на покой... Жил в Черниговском скиту".
Не смог выехать в Варшаву в связи с отказом польских властей выдать ему въездную визу.

На Священном Соборе Российской Православной Церкви 1917-18 годов архиепископ Серафим – председатель отдела о монастырях и монашестве.

С 1918 года – митрополит.

В 1918-20 годах проживал в Черниговском скиту Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Московской губернии. Хлопотал о выезде в Варшаву.

В 1920-21 годах проживал в Москве. На квартире его много раз производился обыск.

9 мая 1921 года был арестован и заключен в Таганскую тюрьму (Внутреннюю тюрьму ГПУ), где просидел несколько месяцев. В качестве вины митрополиту Серафиму вменялось прославление преподобного Серафима Саровского.
11 мая 1921 года Владыка был вызван на допрос к чекисту Шпицбергу. Шпицберг составил заключение, что никоим образом нельзя отпускать Чичагова в Польшу, где он будет действовать «как эмиссар российского патриарха» и «координировать – против русских трудящихся масс … за границей фронт низверженных российских помещиков и капиталистов под флагом «дружины друзей Иисуса». Шпицберг потребовал заключить митрополита Серафима в Архангельский концлагерь.
24 июня 1921 года тройкой ВЧК в составе Самсонова, Апетера и Фельдмана митрополит Серафим был приговорен к двум годам заключения в концлагерь, в Архангельск.
Решением Президиума ВЧК от 14 января 1922 года по болезни из-под стражи был освобожден: "Прежнее решение от 24.06.1921 года применить условно, освободив из-под стражи".

По освобождении проживал в Москве, где вскоре был снова арестован.
12 сентября 1921 года его поместили в Таганскую тюрьму.
16 января 1922-го он вышел на свободу. Всю зиму Владыка тяжело болел.

22 апреля 1922 года следователь дал новое заключение по делу Митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным [патриархом Тихоном], совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю... Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство как административного ссыльного».
25 апреля 1922 года Коллегия ГПУ приняла в отношении Митрополита постановление: "Отправить в распоряжение Архангельского губотдела ГПУ для вселения на место жительства как административно ссыльного сроком по 24 июня 1923 года".

С мая 1922-го до 27 апреля 1923 года Владыка находился в ссылке в Архангельске на Никольском подворье.
В архивном деле содержатся документы: подписка митрополита Серафима от 8 мая 1922 года: "Без разрешения ГПУ из Архангельска не отлучаться и являться в комендантскую часть 2 раза в неделю. Проживать буду в Никольском подворье..."; расписка от 16 ноября 1922 года в "получении разрешения ввиду болезненного состояния являться на регистрацию 1 раз в неделю".
Заседанием Коллегии ГПУ от 20 марта 1923 года, во изменение постановления Президиума ВЧК от 25 апреля 1922 года, было принято новое постановление: "1 год высылки в Марийскую АО, считая срок с 25.04.1922 г."

С марта 1923 года по 25 апреля владыка Серафим проживал в Марийской АО.

По окончании срока ссылки вернулся в Москву.
Из показаний митрополита Серафима на следствии 1924 года: "В настоящее время воздерживаюсь от всяких церковных дел, бываю только в Даниловском монастыре – у духовника – архимандрита Георгия [Лаврова] или у епископа Феодора [Поздеевского]". Некоторое время владыка Серафим, среди других Преосвященных, жил в обители князя Даниила.

Вскоре – 16 апреля 1924 года – вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
Решением Коллегии ОГПУ от 14 июля 1924 года был из-под стражи освобожден с подпиской о невыезде и решением о продолжении следствия по делу.

29 августа 1925 года Коллегией ОГПУ обвинен в "проповеди контрреволюционного характера" по статье 69 УК РСФСР.
Приговор: дело следствием прекратить, подписку о невыезде аннулировать.
В деле содержится ходатайство патриарха Тихона начальнику 4 отделения СООГПУ об освобождении митрополита Серафима (Чичагова) и протоиерея отца Александра Стефановича – настоятеля церкви Адриана и Наталии "в лойальном отношении которых к существующей власти ручается".
Из обвинений, предъявленных Митрополиту на следствии (17 июля 1924 года): "...При открытии мощей Серафима Саровского Чичагов присвоил большую сумму денег на ее организацию. Вместе с обер-прокурором Синода Ширинским-Шихматовым был одним из организаторов палаты Михаила Архангела и Союза Русского Народа".
Заключение: "Т.к. собранного материала мало, и освобождение из-под стражи не может повлиять на ход следствия – из-под стражи освободить, и дело следствием продолжить".

В 1925 году он был вынужден покинуть Москву и поселиться на несколько лет (до 1928 года) в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей во Владимирской области. Работал там над второй частью "Серафимо-Дивеевской летописи".

С 10 февраля 1928 года по 11 августа 1933 года – митрополит Ленинградский.
"Город на Неве" в 1920-е годы из-за происков государственных властей и немощей некоторой части епархиального клира превратился в цитадель обновленчества. Но именно в этом городе, где богоборческая природа большевистской власти проявлялась особенно ожесточенно и изощренно, стало возможным церковное движение исповедников, твердых в вере, которые отказывалось признавать духовную оправданность политики митрополита Сергия (Страгородского), направленную на сохранение путем компромиссов с государственной безбожной властью официально существующей церковной иерархии.
В то время когда архиереи-исповедники не признавали каноничности власти митрополита Сергия, митрополит Серафим, по-военному дисциплинированный, признал ее, считая церковную дисциплину важнее исповедничества. Он признал митрополита Сергия как единственно законного преемника Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, равного ему по своим каноническим полномочиям, и поддержал его политику отстаивания официального признания Православной Церкви богоборческой государственной властью.

В жизни митрополит Серафим был хорошим музыкантом, недурно рисовал. Так в его столовой висела на стене его картина Христа Спасителя на кресте. В той же столовой под стеклом хранилось письмо к нему отца Иоанна Кронштадтского. Сам владыка Митрополит производил на знавших его очень хорошее впечатление, но, по свидетельству многих, еще большее впечатление производила его благочестивая дочь, матушка Серафима. Владыка любил играть на своем чудном органе-фисгармонии, в том числе вещи из своего творчества. Между прочим и чудную музыкальную вещь о преподобном Серафиме Саровском. В ней он выразил шум саровских сосен и пение птиц, и молитву Угодника. Играл Владыка и им сочиненную мелодию к акафисту святому благоверному князю Даниилу Московскому, которого очень чтил, и разные вещи, например, из Чайковского и Архангельского. Играл прекрасно.

В 1929 году он испросил из больницы Ленинградской тюрьмы тело усопшего архиепископа Илариона (Троицкого) и отпел его.
14 октября 1933 года указом Синода был отправлен на покой.

С сентября 1933 года до 30 ноября 1937 года проживал на покое в Московской области на станции Малаховка Казанской ж/д и затем – на станции Удельная Ленинской ж/д.
Незадолго до ареста митрополит Серафим говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством Христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история Христианства».

30 ноября 1937 года он был арестован.
Говорили, что при последнем аресте он по старости и состоянию здоровья был уже не в состоянии идти и потому был на носилках вынесен и погружен в "черный ворон"...
Содержался в московской Таганской тюрьме.
81-летний больной и немощный старец мужественно держался в заключении.
7 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Московской области митрополит Серафим был обвинен в "контрреволюционной монархической агитации".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

11 декабря 1937 года расстрелян в поселке Бутово Московской области, на "Бутовском полигоне" НКВД.
Место захоронения: Московская область, поселок Бутово, "Бутовский полигон".

Всю жизнь владыка Митрополит боролся за чистоту Православия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский незадолго до своей смерти, благословляя его в последний раз, сказал: «Я могу покойно умереть, зная, что ты и Преосвященный Гермоген [священномученик Гермоген (Долганов), епископ Саратовский] будете продолжать мое дело, будете бороться за Православие, на что я вас и благословляю».

23 февраля 1997 года священномученик митрополит Серафим (Чичагов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 893,990.
2. ЖМП. 1997. № 4. С. 34-36.
3. Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т. 3. Орел, 1996. С. 48.
4. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 83-86.
5. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 87.
6. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 2.
7. Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937-19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420 с. С.3 78, 405.
8. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19 с.
9. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. С. 12, 22, 42, 43, 46, 105, 116, 163, 177, 179, 192, 203, 219, 223-225, 249, 424, 548, 549, 552.
10. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000. 1016+32 с. илл. С. 384, 386, 457, 459, 662, 663.
11. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280 с. С. 7.
12. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416 с. С. 7.
13. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384 с. С. 104-105.
14. Современники о Святейшем Патриархе Тихоне/ Сост. М.Е.Губонин. Рукопись.
15. Лакоба Станислав. Очерки политической истории Абхазии. Сухуми: "Алашара", 1990. С. 45-61.
16. Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн. 1. С. 423-450.
17. Да будет воля Твоя. Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова)/ Сост. игумения Серафима (В.В. Черная-Чичагова). М., 2003.
18. Автобиография архиепископа Леонтия Чилийского. Журнал «Русскiй Паломникъ», № 42.
19. http://pstbi.ru
20. http://www.vladkan.ru

Документы:
1. Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
2. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.87.
3. ЦА ФСБ Р-47540.
4. ЦА ФСБ Д.Р-25582.