Глобализм

Нина Изюмова
Сегодня не стоит вопрос о том, быть или нет глобализму. Вопрос состоит в другом –  какому проекту  будет соответствовать построенный на Земле Глобальный мир. Если отвлечься от частностей, то таких проектов два.

Первый, это монополюсный глобальный мир, где имеется мировой гегемон, который выстраивает всех остальных, согласно своему пониманию табеля о рангах. Это кастовый мир, где царит «золотой миллиард», а все остальные  либо подлежат уничтожению, либо принуждаются к роли приспешников  «мировой элиты». При этом, по мере истощения ресурсов, этот миллиард будет постепенно редуцировать к миллионам, тысячам и т.д. Такой мир, естественно, управляется мировым лидером, который может называться по-разному, в зависимости от мировоззрения называющего. В этом мире все обязаны подчиняться ценностям гегемона, все больше отказываясь от любой самоидентификации, будь то пол, нация, религия, государственное устройство и т.д

Второй – это многополюстый мир, где государства и народы во всем их многообразии, вступают в тесные политические, культурные, экономические связи, а урегулирование возникающих проблем происходит на уровне разнообразных международных организаций, результатом работы которых является  достижение консенсуса. Здесь нет места кастовости, избранности одних, на фоне подчиненности, второстепенности других.
 
В соответствии с этими двумя проектами, происходящие процессы следует оценивать, исходя из того, какому именно проекту мироустройства они соответствуют, что облегчает задачу понимания тех или иных событий.

Самое  свежее событие, признание Трампом Иерусалима столицей Израиля,  совершенно очевидный пример, соответствующий первому проекту. В то же время неприятие этого решения большинством стран – пример, свидетельствующий в пользу процесса формирования второго проекта.

Если окинуть взглядом человеческую историю, то мы увидим, что  эти проекты, в той или иной мере, осуществлялись в разных государствах.
 
Самым ярким представителем первого подхода является Индия с ее кастовой системой. По существу, мы даже не можем говорить о единой индийской нации, так как низшие касты, а в еще большей мере, т.н. неприкасаемые, не имеют ничего общего с высшими кастами, которые всегда осуществляли руководство страной. Этим объясняется, с какой легкостью огромный народ подчинился британцам. «Элиты» завоевателей и завоеванных прекрасно поняли друг друга, потому что  британцы  тоже кастовый народ, о чем красноречиво свидетельствует состав Палаты Лордов. Войдя в состав Британского Содружества наций, словно и не было страшных деяний колониального режима, Индия продолжила плыть в фарватере Британии, а теперь и США. 

В России элита, если и возникала на каких-то этапах развития страны, то была недолговечной и заменялась новым правящим слоем. К примеру, на смену боярству пришло дворянство, а в 1917 была сформулирована государственная система, отрицавшая всякую кастовость и сословность. Затем вычленился класс партократов. Нынешней «элите», возникшей после его падения,  стоило бы учитывать это обстоятельство.

В Китае, за счет системы государственных экзаменов, к власти допускались лишь образованные люди, происхождение которых не имело решающего значения. Это самым положительным образом влияло на устойчивость китайской государственности.

Поэтому естественно, что и Китай, и Россия стоят ныне на стороне многополюсного мира.

Индия, которая пока не готова к роли лидера монополюсного мира, может временно примыкать ко второму проекту, но в этом ей будет мешать кастовый подход. Она  стремится преодолеть его, например, президентом был избран т.н. неприкасаемый, но кастовость, к сожалению, глубоко укоренена  в самосознании народа.

Особое место занимают США. Там имеются элиты британского типа, которые в какой-то момент взяли верх и удерживают свое лидирующее положение, но в американском плавильном тигле присутствуют и иные силы. Поэтому дальнейшее развитие США предугадать весьма сложно. Однако очевидно, что началось противостояние различных  сил в жизни государства. 

По какому из двух путей пойдет мир?

Какие бы амбиции ни имели те, кто ныне считает себя властелинами мира,  его развитие  зависит от поведения каждого живущего на Земле человека.  Результирующая множества векторов, по которым направлены устремления людей, и даст тот или иной результат.