Апология на Третью и Четвёртую книги Царств. Ч. 1

Николай Старовойтов
Третья и Четвёртая книги Царств: общее
 Эти две книги Царств являются продолжением книг Самуила, составляя раньше с ними, до разделения переводчиками Септуагинты, одну целую историческую книгу. Она ни в какой степени не является литературным произведением, а представляет собой просто запись истории царей. В этой истории имеются различные пробелы; летописец сознаёт это и многократно ссылается поэтому на "Хронику царей Израиля и Иудеи" (Первая и Вторая книги Паралипоменон), хранившиеся вероятно в архивах обоих государств.
 Книги описывают: 1.Царствование Соломона. 2.Разделение царства и параллельную историю двух царств. 3.Последующую историю Иудейского царства до его пленения.

 Период времени
 Книги начинаются с конца царства Давидова (описанием национальной славы еврейского народа) и продолжаются до гибели Израильского и Иудейского царств (заканчиваются повествованием национального падения и разрушения). В 4 Цар.25:27-30 повествуется ещё об освобождении царя Иехонии из темницы. Таким образом Третья и Четвёртая книги Царств  охватывают период времени в 4 с лишним века, от начала X до середины VI в. до н.э.

 Составитель
 Составитель совершенно неизвестен. По одному еврейскому преданию называется Иеремия. Но это вряд ли можно принимать во внимание, так как повествование совпадает с временем вавилонского плена, а тогда пророк находился в Египте. Так как в последней записи рассказывается о помиловании Иехонии на 37-м году его вавилонского плена (538 г. до н.э.), то возможно, что книга была написана только после его смерти, которую составитель видимо пережил (4 Цар. 25: 29-30). Возможно также, что этот фрагмент был добавлен позднее. Наверняка однако, что книги были написаны до окончания вавилонского плена (538 г. до н.э.), иначе бы об этом определённо упоминалось.
 Подлинность книг подтверждается ссылками в других библейских писаниях: Мф.12:42; Луки 4:25-27; Рим.11:2; Иак.5:17-18 и т.д. Следует ещё заметить, что в распоряжении составителя были государственные записи и другие исторические документы, существовавшие в то время, как например: "Книга дел Соломоновых", "Летопись царей Иудейских", "Летопись царей Израильских" (3 Цар.11:41; 14:19,29; 15:7,23,31; 16:5,14,20 и т.д.). Из этого видно, что в то время было много записей, доступных для пользования автором Священного Писания, руководимым Духом Божьим.
 В литературе египтян, ассирийцев и вавилонян есть ряд подтверждений событий, описываемых в книгах Царств.

Содержание
 Обе книги показывают нам Израиль обоих государств, который вследствие своей неверности Богу и пренебрежения к Закону постепенно опускается внутренне и внешне в свою погибель, пока наконец не ввергается в бездну изгнания. Царственность и духовность достигается не золотыми коронами и пышными одеяниями священников, а единственно только посредством Духа и всевластия Божия. Если же последние отсутствуют, то несмотря на внешнюю пышность человек становится жалкой карикатурой.
 Каждый царь в отдельности оценивается поэтому по своему отношению к Богу и Закону. Жизнь каждого из них составитель определяет вкратце словами: «и он делал неугодное пред очами Господа», или «и он делал угодное пред очами Господа».
 Назначение этих книг таким образом - показать изгнанному из родины, тяжко угнетаемому народу, знающему, что его родина разорена - как бы его изображение в зеркале, чтобы он осознал свою вину и смирился бы перед Богом.
 Ключевые слова: 3 Цар.- Раздел, 4 Цар. - Выселение.

 Типология
 Соломон
 Мирное царствование Соломона было плодом побед Давида. Поскольку Христос поразил и победил наших врагов, можем и мы приобщиться к Его царству мира. Царствование Соломона - прообраз мирного царствия Иисуса Христа.
 Царица Савская
 Сам Христос указывает на разницу между царицей Савской, пришедшей из далёкой страны, чтобы услышать Соломона, и людьми Его времени, оставшихся равнодушными, хотя неизмеримо Величайший, нежели Соломон, находился среди них (Мф.12:42; Луки 11:31). Царица Савская - прообраз человека, приходящего ко Христу и находящего в Нём удовлетворение.

 Третья книга Царств: содержание
 Третья книга Царств говорит о смерти Давида, царствовании Соломона, разделении царства при Ровоаме и Иеровоаме и об истории образования двух царств вплоть до царствования Иорама над Иудеей и Охозии над Израилем. Она также включает описание служения пророка Илии.

 Апологетический комментарий
 Историчность и деяния Соломона
 Кандидат исторических наук пропагандист атеизма М.Рижский признал следующие факты: «царь Соломон - историческое лицо, правил в начале Х в. до н.э.»[1] и «После смерти Давида царём стал его сын Соломон. Он ещё дальше отодвинул границы своего государства на юг, подчинив области у Акабского залива Красного моря, заключил союз с Египтом и женился на дочери египетского царя. Соломон также принимал участие в торговых морских экспедициях финикийских царей. При нём в Иерусалиме с помощью финикийских мастеров был возведен роскошный храм Бога* Яхве, рядом с которым построили не менее роскошный дворец для царя. По свидетельству Библии, гарем Соломона состоял из 600 жён и 300 наложниц, кроме того, царь был большим любителем лошадей, покупка которых обходилась тоже недёшево. Непомерно выросли государственный аппарат и отряды наёмных воинов»[2].
 Гробница Давида?
 Давид был погребён в городе Давидовом [Иерусалиме] (3 Цар.2:10). В конце XIX века архимандрит Никифор пишет: «По возвращении Иудеев из Вавилонского пленения гробницы Давидовы указывались между водоёмом Салах и домом храбрых (Неем.III,16). Его гробница, сделавшаяся усыпальницею последующих царей Иуды, упоминается и в позднейшее время. «Гроб его [Давида] у нас до сего дня» (Деян.II,29), говорит св. ап. Пётр в день чудеснаго излияния св.Духа на апостолов. При императоре Траяне гробница находилась в развалинах, а во времена Иеронима она служила особенно важным пунктом странничества и паломничества благочестивых верующих христиан. Внизу coenaculum на Сионе указывают ныне здание, бывшее, по преданию, гробницею Давида»[3].
 Процветание Иуды и Израиля при Соломоне
 Многие археологические находки подтверждают историческую точность Библии. Например, в Библии говорится, что, когда царь Соломон принял царство от своего отца, Давида, царство процветало. Мы читаем: «Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились» (3 Цар.4:20). В подтверждение этого мы читаем сообщение: «Археологические находки свидетельствуют, что в течение Х века до н.э. и впоследствии, когда мир и процветание, которых достиг Давид, позволяли строить много новых городов, в Иуде наблюдался бурный рост населения»[4]. В книге «Археология страны Израиль» говорится: «Богатство хлынуло в царский дворец со всех сторон, коммерция процветала... [поэтому] произошли быстрые и заметные изменения во всех областях материальной культуры»[5].

Мудрость Соломона
 В древности все исследователи считали составителем большей части библейской книги Притчей Соломона, и это не даёт никаких оснований для возражений. Содержание притчей также указывает на время расцвета государства. Кроме того, при чтении книги создаётся впечатление, что мы слышим отзвук откровения Божьего, дарованного Соломону в начале его правления и ответ на его мольбу о мудрости (2 Пар.1:7-12). Да и как иначе могли бы мы понять это место в 3 Цар.4: 29-32:
 «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря... И изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять».

 Главы 5-8. О постройке Соломоном храма (см.2 Пар.2-7)
 Понять символику этого храма, если у него вообще есть символическое значение, трудно. Новый Завет постоянно обсуждает символику скинии, а не храма. Символика последнего может быть раскрыта в тех книгах Писания, которые толкуют о Царствах. Новый Завет употребляет греческое слово «наос» (святилище), по-русски переведенное как «храм», по отношению к 1) Иерусалимскому храму (Мф.23:16); 2) телу верующего (1 Кор.3:16-17 и 6:19); 3) поместной церкви (2 Кор.6:16); 4) истинной Церкви (Еф.2:21). Во всех этих случаях имеется в виду место пребывания Бога. В Писании нет ссылки на конструкцию храма, говорится лишь о скинии (Евр.9-10).
 6:4. Ср. с 2 Пар.4:20. Во Святом-святых не было иного света, кроме «шекины» - славы Господней. Во многих отношениях храм Соломона свидетельствует о духовном упадке народа и благодатном снисхождении к нему Ягве.
 Освящение храма аналогично освящению человека (1 Фес 5:23). Храм делится на три части: двор, то есть то, что видимо всем; святилище, где всё импонирует чувствам человека; Святое-святых - место общения с Богом (Исх.25:22). По аналогии можно говорить, что человек обладает внешностью, тем что видно окружающим, душой и духом. Из всей утвари храма (Исх.25:9) ковчег был наиболее всеобъемлющим прообразом Христа. Поэтому, когда священники вносили ковчег через двор во святилище и потом во Святое-святых они символически воцаряли Христа над телом с его наклонностями и желаниями, над душой, откуда исходят чувства и желания, и над духом с его способностью познавать Бога и общаться с Ним. В христианском опыте это соответствует тому, что говорится в Рим.12: 1-3, Еф.5:18.

Апологетический комментарий
Царствование Соломона и его взаимоотношения с финикийцами
 Археологические раскопки шаг за шагом подтверждают достоверность повествования Библии о великом царе Соломоне. Наука располагает очень важными находками, связанными с жизнью и деятельностью Соломона. Профессор археологии Олбрайт в работе «Археология Палестины» отмечает: «Эпоха Соломона была периодом наивысшего расцвета в истории Палестины. После долгого молчания археология наконец-то убедительно подтвердила сведения, сообщаемые Священным Писанием»[6].
 Из богатого археологического материала, связанного с Соломоном мы возьмём только ограниченное количество данных, касающихся особенно важных этапов его жизни и деятельности.
 Царь Давид завещал своему сыну поистине огромное царство. В Священном Писании сказано: Соломон был главой, государем и правителем всех тех царств (или государств), пределом которых на востоке была река Евфрат, на западе — земли филистимлян, а на юго-западе — Египет (2 Пар. 9: 26). Цари и правители этих государств доставляли Соломону дары, были его данниками и пожизненно зависели от него (3 Цар. 5: 1. Ср.: 2 Пар. 9: 26). Отрицающие историческую точность Священного Писания сомневаются в том, что к 950 г. до н.э. Соломон мог управлять государством, занимающим такую большую территорию. Тем не менее этот факт подтверждается как археологией, так и древней историей. Археологические находки свидетельствуют об упадке, переживаемом Египетским государством в тот период (с 1150 г. до н.э.). В 1100-900 гг. до н.э., когда стало складываться Израильское царство, в Египте правила «слабая и бесславная 21-я династия». В то же самое время Ассирия переживала стадию военного и общего упадка[7]. Таким образом, двум израильским царям — Давиду и Соломону — представился редкий случай расширить и укрепить своё государство[8].
 В Священном Писании говорится об участии финикийцев в деятельности Соломона. Но в начале XX века это свидетельство считалось недостоверным. Богодухновенный текст сообщает нам, что Соломон при строительстве своего величественного храма в Иерусалиме обратился за помощью к Хираму, царю финикийского Тира. Имя «Хирам» упоминается в надписях, найденных в саркофаге времён Рамзеса II в Джебейле в Сирии, там оно записано как «Ахирам». Джебейль во времена Ветхого Завета по-еврейски назывался Гевалом. Это — Библ древних греков[9]. Упоминание в Священном Писании финикийского царя Хирама и его подданных — ремесленников и моряков, услугами которых пользовался Соломон (3 Цар. 5: 15,22,23; 9: 11,27), указывает на то, что финикийцы были народом, достойным внимания. Среди них было много искусных ремесленников, купцов и т.д. Надписи IX в. до н.э., найденные при раскопках на Кипре и Сардинии, обнаруживают их значительную активность в Средиземноморье, о чём свидетельствует и Священное Писание. Профессор Олбрайт в связи с важностью этих надписей отмечает: «В очередной раз мы видим, что следует полностью пересмотреть скептическое отношение к исторической точности Ветхого Завета, характерное для прошлого века (...). Неожиданно повествование о царствовании Соломона опять оказалось исторически верным и логичным»[10].
 Следует также указать на то, что во время правления Соломона в Израиле, Финикия была одной из величайших держав Востока. Её народ, представлявший северную ветвь хананеев, отказался от стремления к военной славе и занялся торговлей. Превосходные финикийские мастера были желанными гостями на всём Востоке. Этим объясняется и большое количество памятников финикийского искусства и архитектуры, встречающихся в соседних с Финикией странах. Вот почему Соломон использовал талантливых и расторопных финикийцев в работах, связанных с сооружением зданий, обработкой металла, постройкой кораблей и управлением ими.
 Камни стен Соломона, каменоломня
 «Всё это было сделано из дорогих камней, обтёсанных по размеру... камни большие, камни в десять и в восемь локтей» были использованы для Соломоновых построек и стен Иерусалима (3 Цар. 7: 9-12; 9: 15).
 В юго-восточном углу храма стена поднимается на высоту 23 м. В 1868 г. буровая скважина была пробуравлена на 24 м глубины, до природной скалы. Следовательно, стена здесь достигала высоты 47 м. Её угловой камень был размером в 4 м длины и 1 м высоты. Ремонт, произведенный во время Соломона, был заметен и в последнее время (3 Цар. 11: 27).
 В 1952 г. Барклей обнаружил каменоломню, где высекались огромные камни для иерусалиской стены. Вход в эту каменоломню - пещеру находится у Дамасских ворот, и она простирается далеко под Иерусалим. Там были найдены частично обделанные камни и изучен способ их обработки. Длинными зубилами делалась насечка на желаемой линии вокруг камня. Затем буравились небольшие дыры в насечке, в них забивались деревянные клинья, на которые лилась вода. Клинья разбухали и кололи камень. На камнях обнаружены небольшие дыры, в которые ставились свечи, так как работа производилась в полной темноте.
Города - крепости и военные базы Соломона
Ветхий Завет сообщает нам, что Соломон построил города-крепости и городские стены Асора, Мегиддо, Газера и Иерусалима (3 Цар. 9: 15, 19 (евр. текст); 10: 26). Действительно, последующие за раскопками исследования показали, что ворота городов-крепостей, особо сконструированные и прекрасно выполненные в городах Асоре, Мегиддо и Газере, относятся к периоду царствования Соломона. Кроме того, в результате раскопок в Мегиддо (современный Телль-эль-Мутезеллим) был обнаружен интересный образчик одной из военных баз Соломона. Эти базы располагались в стратегически важных пунктах. Эти города были «колесничными городами», т.е. местами расположения боевых колесниц. Там же проводилось обучение всадников (3 Цар. 4, 26 (евр. текст); 10, 26-29 и др). Раскопки были начаты Германским Обществом Востока (1903-1905 гг.), а позднее их продолжил Восточный институт при Чикагском университете. Район, в котором предстояло произвести раскопки, был обширным, поэтому они продолжались более двадцати лет. Работы возглавляли последовательно Кларенс Фишер, П.Л.О. Гай и Гордон Лауд.
В 1928 г. Гай обнаружил в этом районе руины, имеющие большое значение. Эта находка в четвёртом слое относится к эпохе Соломона. Верхний уровень слоя почти полностью состоял из общественных зданий, в одной пятой части которых располагались две группы конюшен на 450 лошадей и навесы для 150 повозок[11]. Находки показали, что жилой район находился вне стен, а внутри была только крепость. Схожие группы «конюшен» были обнаружены в Фаанахе, Асоре, Телль-эль-Эзи [Аиалоне?] и Газере. Но недавние исследования, проведённые профессором Иерусалимского университета Йигаэлем Ядином, показали, что руины, найденные Гаем в самом верхнем слое, датируются более поздней эпохой, чем эпоха Соломона. Скорее всего они относятся ко времени Амврия и Ахава[12]. Тем не менее, по мнению профессора археологии Томпсона, «конюшни» эпохи Соломона были внешне сходны с этими сооружениями и, возможно, ещё будут найдены в том же самом районе[13]. В результате новейших исследований и археологических находок в Асоре, Телль-Шеве, Вефсамисе, Телль-Бейт-Мирсиме и других археологи пришли к выводу, что эти постройки являлись царскими складами. Были обнаружены поильники для животных и места для столбов, к которым их привязывали, когда приводили для погрузки и разгрузки. Конечно, не исключено, что города со складами были также и «колесничными городами». Поэтому, по мнению Томпсона, вопрос остаётся открытым до тех пор, пока мы не найдём другой археологический или филологический материал, который поможет нам уточнить, какие из упоминаемых в Священном Писании городов были складами, а какие — «колесничными городами». Дело в том, что в Третьей книге Царств (9: 15) (евр. текст) Мегиддо, Асор и Газер просто упоминаются как города, построенные Соломоном, в Третьей книге Царств (4: 26 (евр. текст); 10: 26-29) рассказывается о «колесничных городах», колесницах, конниках и лошадях, а в Третьей книге Царств (9: 15,17-19) (евр. текст) неконкретно говорится о соломоновых «городах для запасов», «городах для колесниц» и «городах для конницы». При этом не называются такие построенные и укреплённые им города, как Иерусалим, Асор, Мегиддо, Газер, Вефорон, Ваалаф и Тамар[14].
Во всяком случае, так или иначе археология подтверждает засвидетельствованное в Ветхом Завете: 1) Соломон с помощью финикийцев построил и укрепил в стратегически важных пунктах Палестины города для колесниц с самобытной архитектурой; 2) он использовал города преимущественно в качестве продовольственных складов и стоянок для колесниц, конников и лошадей.
Новейшие находки прольют больше света на эту проблему.
 Алан Миллард пишет: «до наших дней в трёх разных местах сохранились фрагменты городских стен и ворот эпохи царя Соломона (приблизительно 970-930 гг. до н.э.). Это остатки древних Гезера, Хацора и Мегиддо. В перечне строительных работ Соломона (3 Цар.9: 15) эти города названы сразу после Иерусалима. Каждый из них был окружён двумя стенами, возведенными на расстоянии 2-3 м друг от друга. Пространство между внутренней и внешней стеной было разделено перемычками на ряд внутренних помещений - казематов. Ворота защищали две квадратные башни, надстроенные над стеной (в Газере и Мегиддо) или примыкающие к ней (в Хацоре). За ними с обеих сторон дороги располагалось по три сторожевых помещения. Наверху, над воротами, возможно, были дополнительные перекрытия.
 В Газере и Мегиддо внешние ворота находились почти перпендикулярно к внутренним - известная хитрость, облегчающая защиту города. Все укрепления строились по одному плану и почти не отличались друг от друга по размерам.
 Конечно, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что описанные выше крепости сооружались по приказу Соломона**(...) Однако керамика в целом подтверждает наши предположения»[15];
 «Археолог Йигаэль Ядин установил, что во всех трёх городах одинаковые ворота и характерные казематные стены»[16].
 В 3 Цар. 10: 28-29 мы читаем: «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли всё это царям Хеттейским и царям Арамейским».
 Здесь говорится только, что царь Соломон покупал коней и колесницы, но ничего не сказано о том, что он их также и продавал. А между тем в результате археологических изысканий точно установлено, что он занимался посредничеством в торговле между Египтом и Азией, торговал лошадьми и колесницами.
 В 1925 г. археологическая экспедиция Восточного института Чикагского университета обнаружила в исторической долине Езреель развалины города Мегиддо. Город этот имел крупное стратегическое значение: он защищал северные рубежи долины, через него проходил торговый путь из Азии в Египет. Давид и Соломон превратили Мегиддо в сильную крепость, но город существовал уже в третьем тысячелетии до н.э.
 Именно там удалось раскрыть тайну Соломона. Среди руин были обнаружены построенные им конюшни на 450 лошадей (ср. 3 Цар.9: 15,19). Они были расположены вокруг большой площадки, где, должно быть, объезжали и поили лошадей и где, быть может, происходили конные ярмарки. Размеры и расположение этих конюшен на главном торговом пути доказывают, что Мегиддо был основной базой торговли лошадьми между Азией и Египтом.
 Огромный комплекс царских конюшен в Мегиддо соответствует библейским сведениям о строительстве Соломьоном городов для колесниц и городов для конницы (3 Цар.9: 19) и о наличии у него тысяч колесниц и всадников. Комплекс включал параллельные отсеки, каждый из них имел центральный проход шириной 3 м, фланкированный двумя рядами каменных столбов, служивших и для поддержания крыши, и для привязи лошадей. За столбами были распрложены трёхметровые проходы для вывода лошадей. В каждом отсеке находились 30 лошадей.
 Врата Соломона, раскопанные израильской экспедицией, работавшей в Асоре, выстроены по той же схеме, которая весьма схожа с планом Восточных Храмовых врат, описанных в Иез.40: 5-16. Одной из задач раскопок 1990-х гг. в Асоре было уточнение датировки «врат Соломона» и других ранних монументальных сооружений.[17] Было обследовано большое административное здание к западу от ворот и казематной стены, частично перекрывавшее хананейский дворец XV-XIV вв. до н.э. Оно, судя по найденной там керамике, активно использовалось со второй половины X в. до начала IX в. до н.э. Стратиграфическая привязка здания к шестикамерным воротам через разделявшую их мощёную улицу позволила уточнить и датировку ворот: и ворота, и казематная стена, и административное здание были возведены одновременно во второй половине X в. до н.э. (около 950 г.), то есть они вполне могли быть построены при Соломоне или при Иеровоаме I, который возглавил северное Израильское царство после смерти Соломона.
Морская торговля Соломона
 Как сообщает Библия, Соломон построил торговый корабль, который стоял в порту Ецион-Гавер на северном конце Аккабского (Еланитского) залива на Чермном (Красном) море и каждые три года ходил в страну Офир, привозя оттуда золото и серебро, и экзотические товары (3 Цар.9: 26-28 и 10:22). Исследователей Библии интересовали два вопроса: 1) где находилась загадочная страна Офир? 2) что могла вывозить в Офир такая сельскохозяйственная страна, как Израиль?
 О том, какая страна названа в Библии Офиром, спорят до сих пор. Называют Индию, Аравию, Мадагаскар. Известный востоковед В.Ф.Олбрайт пришёл к выводу, что речь идёт о Сомали. Другие учёные обращают внимание на фреску в одном из фиванских храмов. Там изображена темнокожая царица из некой страны Пунт. Подпись под фреской сообщает, что египетские корабли привозили из этой страны золото, серебро, чёрное и красное дерево, тигровые шкуры, живых обезьянок и рабов - негров. Родилось предположение, что Пунт и библейский Офир - одно и то же.
 Ответ на второй вопрос дала археология. В 1937 г. д-р Нельсон Глюк, член Американской школы восточных исследований, натолкнулся в пустынной долине Вади-Уль-Араба на выдолбленную в скале шахту медного рудника. Развалины каменных бараков, в которых жили шахтёры, и стена для защиты от нападений со стороны разбойничьих племён пустыни убедили Глюка, что это рудник Соломона.
 Вблизи Аккабского залива, где уже раньше были обнаружены под слоем песка развалины порта Ецион-Гавер, Глюк сделал ещё более важное открытие. На обширной площадке, окружённой крепостной стеной, находилось большое количество медноплавильных печей. Печные трубы были обращены отверстиями к северу, откуда дуют постоянные морские ветры. Таким остроумным способом удавалось без труда поддерживать необходимую для плавки температуру. Глюк обнаружил много меди и железной руды в этой окрестности. Здесь производились тарелки, гвозди, наконечники стрел, крючки для ловли рыбы... Эти изделия вывозились в обмен на золото и слоновую кость.
 Благодаря этим открытиям мы узнали, что Соломон был не только ловким торговцем лошадьми (см.выше), но и промышленником. По всей вероятности, он держал монополию на производство меди, что позволило ему диктовать цены и получать те огромные прибыли, о которых говорится в Библии.
 Раскопки подтверждают существование порта в Ецион-Гавере (в глубине залива Акаба, где расположен современный Эйлат, т.е. древний Елаф). Там были найдены многочисленные предметы, указывающие на активность мореплавания: медные и железные гвозди, обрывки верёвок разных видов и комки дёгтя (смолы). Были также обнаружены предметы, привезённые из других стран. Некоторые из них египетского происхождения, другие завезены из Южной Аравии. Всё это свидетельствует о существовании в Ецион-Гавере торгового центра, который функционировал главным образом за счёт моря. Израильтяне не были моряками. Они никогда не путешествовали по морю и не были знакомы с искусством мореплавания и кораблестроения. Поэтому Соломон обратился за помощью к превосходно подготовленным в этом плане финикийцам (3 Цар. 9: 26-27).
 Однако о строительстве порта в Ецион-Гавере известно не только из Священного Писания, но и из финикийских источников, в которых упоминаются имена командующих флотом финикийских капитанов. Этих опытных командиров звали Кедар, Иамин и Котил[18].
 Из прекрасно оснащённого и укреплённого порта Ецион-Гавера корабли Соломона отправлялись в далёкие путешествия и достигали Фарсиса и Офира, или Софиры, как называет эту землю Священное Писание (греч. текст) (3 Цар.9: 28). Мы имеем свидетельство о том, что Офир был источником золота. Это подтверждает и черепок, найденный в Телль-Казилехе. Надпись на черепке гласит: «Золото из Офира в Бефорон, 30 сиклей».
 В Священном Писании говорится, что корабли Соломона достигали Фарсиса (3 Цар.10: 22). Возможно, Фарсис — это Испания. Оттуда привозили драгоценные металлы, слоновую кость и другие экзотические товары. Слово «фарсис» (таршиш) по-финикийски означает «мастерская для очищения металлов». Такое название давалось местам, в которых финикийцы сооружали такие мастерские, как, например, в Сардинии и Испании[19].

Источники и примечания автора:
[1] Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.:«Политиздат»,1987, стр.11.
    * Слово Бог в изд. Рижского - с маленькой буквы.
[2] Там же, стр.19-20.
[3] «Библейская энциклопедия» (автор - архимандрит Никифор), издание Свято-Троице-Сергиевой Лавры, 1990 (репринтное воспроизведение московск. издания 1891 года: «Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия»), стр.181.
[4] Cornfeld Gaalyah. Archaeology of the Bible: Book by Book. 1976, p.99.
[5] («The Archaeology of the Land of Israel»).
[6] Albright W.F. The Archaeology of Palestine and the Bible. N.Y.: Revell, 1935, p.123.
[7] Breadsted J.H. A History of Egypt. N.Y.: Scribner's, 1912, p.525. Olmstead A.T. History of Assyria. N.Y.: Scribner's, 1923. Ch.VII: «Dark Centuries».
[8] Free J.P. Archaeology and the Age of Solomon: The Greatness of Solomon's Empire//Sunday School Times. Philadelphia, Pa.,Jan.15,1944; Vos. H.F. An Introduction to Bible Archaeology. Moody Press, Chicago, 1959, p.72.
[9] Barton G.A. Archaeology and the Bible. Philadelphia: American Sunday-School Union, 7th ed.,1937, p.128.
[10] Albright W.F. New Light on the Early History of Phoenician Colonization//Bulletin of  the American Schools of Oriental Research, N83, Oct.,1941, p.22; Free J.P. Archaeology and the Age of Solomon: Solomon's Phoenician Friend's// Sunday School Times. Philadelphia, Pa. January 22, 1944.
[11] Unger M.F. Archaeology and the Old Testament. Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1954, p.224.
[12] Yadin Y. New Light on Solomon's Megiddo// Biblical Archaeologist. May, 1960, p.62-68.
[13] Thompson J.A. The Bible and Archaeology. The Paternoster Press Ltd, 1973, p.103.
[14] Thompson J.A. Op.cit., p.103-104. Kitchen K.A. Ancient Orient and Old Testament. The Tyndale Press, L.,1966, p.85-86.
 ** Напротив, мы абсолютно уверены в Библии (в т.ч. 3 Цар.9:15), так как Богодухновенность Библии абсолютно доказана.
[15] «Библейская энциклопедия», Российское Библейское Общество, 1996, стр.48-49.
[16] Там же, стр.49 (аналогично стр.258 там же).
[17] Ben-Tor Amnon. Excavating Hazor Part I: Solomon's City// BAR, 1999. March/April.
[18] Keller W. «Библия как история» на греческом, афинское изд. 1968 г., стр.270,271.
[19] Cornfeld G., Freedman D.N. Archaeology of the Bible: Book by Book. Harper and Row Publishers, San Francisco, 1976, p.110-111. Thompson J.A. Op.cit., p.106.