День рождения Бусинки

Елена Тюменская
      Сегодня у Бусинки юбилей – 45 лет. Бусинка – слониха, главная прима цирка, стабильно собирающая полные залы зрителей. Отыграв представление, артисты цирка собрались в буфете. Всё было готово к празднеству, столы накрыты, шампанское стынет в ведерках со льдом… Дожидались только главного виновника, не Бусинку, её дрессировщика - Платона Рубахина. И вот он, Рубахин,представитель именинника, пришел при полном параде, не в занюханном, со следами навоза фраке, а в новом нарядном, как и подобает в таких случаях.

     Бусинка получила свою порцию овощей плюс пару кило яблок - в честь рождения и теперь мирно дремала в своей огромной клетке, не подозревая, что где-то совсем рядом собрались пить за её здоровье. 
 
     Первый тост за здоровье примы поднял директор цирка Карен Каренович. Он пожелал Бусинке здоровья, терпения дрессировщику и больше новых трюков, которые помогут цирку завоевать не только любовь российского зрителя, но и чего там мелочиться, а покорить сердца публики на международном уровне. Присутствующие артисты одобрительно загудели и зааплодировали. Рубахин кланялся, всех благодарил, прижимая руку к сердцу и даже пустил слезу, растроганный речью директора.

     Выпили по бокалу шампанского для разогрева и, не успев, как следует закусить, как появился второй тост от лица воздушных гимнастов - братьев Дураковых. Братья снова желали здоровья, долгих лет на арене и бла-бла…, всего того, что обычно желают именинникам, относительно их интересов и производственной занятости. Снова радостный гул и бурные аплодисменты.

     Цирк – это большая семья и радость одного становится достоянием другого, как и боль, которую артист не будет испытывать в одиночку. Всё поровну, таков закон цирка.

     Сидят, закусывают, шутят, смеются. Шампанское закончилось, не потому, что его нельзя достать, тем более, что вот он, буфет – под носом, а потому, что душа требует более серьёзных напитков, от которых в голову приходят гениальные мысли, а с ними и грандиозные решения. Тосты стали намного чаще и однообразнее,а присутствующие всё более раскованнее и словоохотливее…

     Ковёрные Сыр и Бор, сделав себе в рюмки «ерша», накатили безо всяких тостов, после чего стали жать руку Рубахину, благодаря его за слона. Рубахин снова плакал, кланялся и сморкался в кружевную манишку сорочки. После очередной рюмки артисты затянули песню Леонтьева «Куда уехал цирк?» и в конце песни разрыдались, потому, как никому не хотелось, чтобы цирк уезжал, а тем более так, по-английски, не оставив даже адреса.      

     Вообще, дрессировщики – интересные люди! Берут совершенно тупое животное и годами пытаются из него сделать "человека", терпя укусы, плевки или самое неприятное – полный игнор, это когда ты для животного – ноль, хоть с палочкой, хоть – без, ноль от этого не прибавит веса. Но проходят еще годы, и ты видишь, как животное начинает тебя замечать и даже иногда подаст лапку и присядет по команде, но всё же нехотя, за еду. Проходит еще время и это животное за ту же еду, уже активно подает лапку и садится, не дожидаясь команды, зная наперед весь номер. Еще немного, и животное уже не может жить без того, чтобы не присесть и не подать лапку. Ты – победил, ты – герой! Вот такие тяжкие будни у дрессировщика.

     И сегодня этот трудяга празднует День Рождения всеобщей любимицы, а если честно признаться, то самой тупой и ленивой слонихи в истории цирка. Если разобраться, то что Бусинка может? Какие такие чудеса она творит на арене? Может поет песни или ходит по бревну? Может прыгает в горящее кольцо или крутит обруч? Нет, всего этого она делать не умеет. Бусинка может только ходить по кругу с обезьяной на спине, взятой у местного фотографа в аренду, подавать лапу-ногу и сидеть. И так на каждом представлении. Но цирк востребован, потому, как другого цирка в городе нет и все артисты в нем, плохие они или хорошие, тоже востребованы, поскольку на безрыбье и цирк – цирк.

     Три года назад Бусинка была забракована дрессировщиком столичного цирка, который промучившись со слонихой пять лет, вынужден был списать ее, как негодную к дрессуре, совершив благотворительный жест в виде подарка за символическую сумму цирку города Зюйска.

     Вообще, Зюйск был небольшим провинциальным городком, где почти все знали друг друга, и отсутствие каких-либо развлечений в виде кинотеатров, клубов и прочих мест для праздного времяпрепровождения сделало цирк самым любимым и посещаемым местом для зюйсковцев.

     Помимо слона в цирке было еще полно других животных со своими дрессировщиками. Артисты не заканчивали каких-то специальных школ или училищ, они просто любили животных и еще больше любили выступать с ними на публике, зарабатывая на этой любви пусть небольшие, но всё же – деньги.

     Вот, например, Дульсинея Амурская, в простонародье – Евдокия, Дуня, женщина 65 лет со своими дрессированными кошками. Поскольку Евдокия имя далеко не благозвучное, она решила взять себе артистический псевдоним, а к нему и фамилию, по названию улицы на которой жила. Раньше баба Дуся собирала всех бездомных кошек, что находила на улице, но, когда кошачьи оргии, а еще страшнее – запахи, стали отравлять существование соседей, то последние обратились к участковому Нагайкину. Нагайкин совсем не любил животных и приказал бабе Дусе в 24 часа избавиться от «мусора» (и как только у него язык повернулся!?), пообещав в противном случае бабыдусино выселение, с усыплением ее питомцев. И баба Дуся, не найдя иного выхода, как придти в цирк вместе со своими 28 мини-тиграми, решила заняться дрессурой и «затмить» Куклачева.

     Карен Каренович был добрым человеком и приютил бабу Дусю вместе с будущими артистами, дав ей срок за полгода хоть что-то "выжать" из них для циркового номера. Баба Дуся – Дульсинея к номеру отнеслась со всей ответственностью и вскоре, кошки научились ходить по кругу арены. К сожалению, они больше ничего не умели, но ходили знатно, хвост - в хвост, ни на сантиметр, не выбиваясь из шеренги.

     Дрессировщик Семён Маленький занимался мышами. Кроме того у него была дрессированная свинья по кличке Суламифь. Свинья была очень крупной и надо сказать, вопреки расхожему мнению о нечистоплотности этих животных, очень опрятной и аккуратной свиньёй. Ну, это пожалуй всё, чем была знаменита Суламифь. Номер же состоял из того, что Суламифь ходила и подбирала разбросанные по арене яблоки, которые тут же поедала без остатка. Еще она могла, сидя на специальном свинском диванчике, ловить на лету всё те же яблоки, поражая публику своей ловкостью, поскольку ни одно из них не пропускала.

     Что до мышей, то эти маленькие грызуны «удивляли» публику тем, что бегали в специальном колесе, не выходя из клетки. В связи с тем, что звери были мелкие, и с верхних рядов невозможно было разглядеть, чем они заняты, то Маленький все их действия комментировал в микрофон, дабы зрители были в курсе происходящего.

     Были еще в цирке животные и "посерьёзнее", мышей. Например, старый лев - Пудик, местами «побитый» молью и не менее старый питон - Самсон, который вечно линял, теряя после каждого выступления ошметки сухой кожи на арене. Животные принадлежали одному дрессировщику – Сатиру Великолепному, такому же старому, как и его питомцы. Конечно, от Великолепного осталось только имя, и он сам был давно битый не только молью и волосы его падали быстрее, чем кожа питона, но он был артистом цирка и как мог, радовал зрителей своими номерами. А что мог Великолепный? Да что угодно! Он мог поднять питона и пронести его по арене, повесив себе на шею. Мог пройти возле публики и разрешить детям погладить эту опасную змею. Впрочем, на этом список его возможностей заканчивался. Конечно, питон не был опасен, поскольку был старым, ленивым, почти глухим змеем и постоянно спал, слегка оживляясь при виде мышей, но об этом знал только Великолепный. Ну и, наконец,не менее ленивый и уставший от жизни, лев, который всегда дремал, сидя на тумбе и просыпался только по свистку дрессировщика, когда нужно было рычать.

     Фокусник Владлен Пуповский – бывший наперсточник, отсидевший два года за мошенничество, специализировался на дрессированных голубях, которых он выпускал под купол цирка. Но поскольку голуби никогда не возвращались на место - к хозяину, а продолжали летать под куполом, гадя на головы и одежду зрителей, то предприимчивый Пуповский стал привязывать голубей на веревку и, отлетав голубями нужное для номера время, сматывал веревку, возвращая безмозглую птицу на место.
   
    Братья Дураковы - воздушные гимнасты выше 3-х метров никогда не поднимались, поскольку панически боялись высоты. Поэтому зрителям с верхних ярусов приходилось смотреть не под купол цирка, а – вниз, на арену.

    Были и две девочки на шаре – легкие и миниатюрные сестры из Китая – Вай и Фай. Вай стояла на большом шаре, а Фай катила его. После они менялись местами и продолжали выступление.

   Заклинатель змей Омар Кулебякин имея целую связку гадюк в террариуме, но не зная, как их «привязать» к номеру с Исидорой – главной змеи его номера, держал их просто так, чтобы были. Исидора – глухая, как пень кобра, привезенная из Туркмении его приятелем, добывавшем там яд в медицинских целях. Не имея музыкального образования, Кулебякин всё же научился играть на дудке, как и подобает настоящему заклинателю, и совершенно бесстрашно выуживал кобру из посудины, считая номер пустяковым, потому, что ему, бывшему разнорабочему на стройке, приходилось поднимать наверх еще и не такое, нежели какую-то змею из горшка…

     Иногда Исидора по какой-то причине не желала выходить из своего убежища, может крепко спала или настроение было не выступленческое, и тогда Кулебякину приходилось трясти горшок, а иногда и просто вываливать бестолковую кобру, перевернув посудину вверх дном. Исидора очень злилась, раскачиваясь из стороны в сторону, доводя впечатлительных зрителей до полуобморочного состояния, а Кулебякин, отпрыгнув на безопасное от змеи расстояние, начинал играть на дудке, стараясь показать зрителю полное безразличие к опасному пресмыкающемуся.    
 
     Бывший электрик Иван Проводкин развлекал публику тем, что ходил по канату. Конечно, ходить по канату совсем по-настоящему, как в больших столичных цирках он не умел, но всё же делал это лучше остальных и общим голосованием, с одобрения Карена Кареновича, был назначен на эту должность. Высота была небольшая, метра полтора, но всё же, чтобы невзначай не упасть, Проводкин совершал своё шествие по канату со страховочной веревкой, привязанной от столба до столба, держась за неё рукой.

     Ковёрные или попросту клоуны – Сыр и Бор заполняли паузы между номерами и изображали весёлую часть представления, ну или старались изображать, поскольку шутки были настолько заезженными и уже давно не смешными, а сами клоуны – в неопрятной, засаленной одежде, с ужасным толстым слоем грима на лице, нанесённым неумелой рукой. Как только какой-нибудь артист заканчивал выступление, Сыр и Бор с громкими криками выскакивали из-за кулис и начинали колошматить друг друга, что по клоунским меркам означало – смешной номер. Они падали, вставали, лупили друг друга, снова падали и местные ребятишки были в восторге от этого мордобоя.

     Последним артистом цирка был жонглёр Аркадий Шарашников, который когда-то давно учился в Москве в школе барменов, но у него там что-то не "срослось" и он, бросив столицу, переехал в Зюйск, где и нашел «себя» в местном цирке в роли жонглёра. Он еще знал пару-тройку фокусов с доставанием и прятаньем предметов в шляпу и несколько трюков с картами, давно набивших оскомину на всех пьянках, где каждый хочет чем-нибудь выделиться из толпы. Аркадий выступал в двух лицах – фокусника и жонглёра и даже если у него не получался какой-нибудь фокус или трюк, зрители ему прощали, поскольку зрители города Зюйска были самыми добрыми зрителями на свете. 

      Веселье было в самом разгаре, и артисты были уже изрядно выпивши, когда им взбрело в голову навестить Бусинку, чтобы каждый мог поздравить именинницу самолично. Набрав спиртного и закуски, они с громкими криками ворвались в цирковой отсек, где содержались животные.

     Бусинка лежала и видела свой десятый слоновий сон. Ей было абсолютно до фонаря, что она стала старше на год, праздничная атмосфера на неё никак не влияла, и она хотела лишь одного – спать и чтобы её никто на сегодня не тревожил. Но артисты были иного мнения. Они решили, что Бусинка, как королева бала, незаслуженно забыта и покинута всеми, включая её хозяина. Перебудив всех животных, за исключением тугих на ухо змей, артисты принялись открывать клетки, дабы попасть к своим любимцам, чтобы и они выпили за здоровье слонихи.

     Бусинка спросонья никак не врубалась, зачем к ней пришли люди? Может быть пора на арену? И на всякий случай подняла хобот и протрубила, да так, что глухие змеи проснулись и недовольно зашипели в своих горшках.

    Самсон немного спустился с коряги на которой он отдыхал и внимательно посмотрел вокруг, не несут ли ему мышей… Но мышей не было, зато была куча пьяных артистов, которые налили ему в поилку пива.

    Миску для Пудика тоже наполнили пивом и он, вначале брезгливо поморщился, понюхал, но неожиданно для себя начал пить, сначала осторожно, затем, войдя во вкус, вылакал всё без остатка. Артисты зааплодировали. Затем они обошли все клетки и наполнили миски всем животным и даже птицам.

    Первыми вырубились мыши. Вначале они шатались по клетке, а затем, пискнув, завалились на бок. Семён Маленький с криком: «Убили!» бросился делать мышам искусственное дыхание – рот в рот. Сыр и Бор предложили скормить их Самсону, пока не сдохли, но Маленький дал понять, что за мышь он убьёт любого. Удостоверившись, что мыши просто пьяны, Маленький немного успокоился и обернулся к Суламифи, которая сидела и икала, ожидая добавки, ну или, на худой конец, яблок, которые ей до тошноты надоели. Убедившись, что свинья просто напилась и с ней все в порядке, Маленький долил остатки пива в ее кормушку, на «посошок», дабы животное избавилось от икоты.

     Дульсинея–Дуся собственноручно выпоила бутылку пива своим многочисленным кошкам, облив им сухой корм, в честь праздничка и после отправилась смотреть, как будут поить Бусинку. Все артисты кучкой собрались у клетки с примой, а Рубахин протянул своей питомице половину ведра с пивом и Бусинка, опустив в него хобот, одним вдохом опустошила его, отправив в рот содержимое под одобрительные аплодисменты циркачей.

     Артисты решили продолжить праздник возле своих любимцев и братья Дураковы вместе с клоунами, сбегав в буфет, принесли еще водки. Теперь все хотели выпить за своих подопечных, причем каждый из присутствующих в обязательном порядке должен был расписать достоинства отдельного животного. Выпили за мышей, которые так самозабвенно крутятся в колесе, за Суламифь, виртуозно подхватывающую яблоки, кошек – за их ровную ходьбу по арене, льва – за его грозный рык и питона, потому, что он - питон. Конечно, не забыли и голубей и змей, в особенности Исидору, но про них сказать было нечего, поэтому пили просто так, за жизнь.   

     Наступило утро, оно было тихим и спокойным. Вчерашние участники торжества ровной поленницей лежали возле клеток с животными и мирно посапывали.

     Животные в своих апартаментах уже проснулись и с интересом наблюдали друг за другом. Мыши, давно очухавшись от пьянки, уже не валялись, а сидели кучкой, выкатив красные бусины глаз в сторону клетки с кошками. Те в свою очередь внимательно следили за тем, как следили за ними мыши.
 
     Самсон, вялым канатом повиснув на суку, прикидывался сонным, но на деле его интересовали все те же мыши и еще полупьяные голуби, которые тихо ворковали свои любовные песни.

     Лев не отрываясь глядел на Суламифь, нахально смотревшую ему прямо в глаза, а змеи, свившись в клубок, катались по своему террариуму, покусывая друг друга за хвосты.

     Лишь Исидора, высунув голову из горшка, не участвовала в этой бессмысленной свалке, а настороженно глядела в сторону Бусинки, которую казалось, вообще ничего не интересовало, кроме пустого ведра, от которого так вкусно пахло пивом.