О рифмах

Михаил Ярославцев
Раньше я стихи писал душой. Никогда особо не корпел над рифмами. Как легло – так и легло, как написалось – так и ладно. Со временем, начав публиковать свои произведения в интернете, общаться с другими поэтами и писателями, я узнал страшный секрет: оказывается, не все рифмы подходят для творчества Настоящего Поэта. Оказывается, давным-давно известно, что тот, кто рифмует глагол с глаголом – графоман по определению, досадный прыщ на теле современной поэзии и вообще не достоин упоминания. Всё потому, что рифмовать глаголы в русском языке – проще некуда. «Ходить – бродить», «смотрю – говорю», «ждать – летать» и так далее.

Я, конечно, смутился, когда узнал об этой литературной аксиоме. Начал стихи свои перечитывать, искать в них глагольные рифмы. К моему облегчению, таких рифм в моих стихах оказалось не так уж и много. Но были, были! И безжалостно разоблачали во мне графомана и дилетанта.

Понятно, что далее у меня было два пути: либо продолжать писать как писал, навсегда забыв о большой поэзии и слившись с армией графоманов, заполонивших интернет, либо начать работать над своей поэзией, искоренять эту глагольную заразу как класс и вытягивать свои произведения на уровень, достойный Настоящего Поэта.

Я выбрал второе. Писать стихи стало сложнее. Теперь уже недостаточно было довериться вдохновению, ведь нужно было отслеживать, чтобы не дай Бог случайно не зарифмовать «бегу» и «не могу». Да и слоги стал считать, ритм стиха подгонять под строгие и устоявшиеся каноны. И оказалось, что это не так уж и трудно, даже лучше получаться стало, чем ранее.

Дальше – больше. Выяснилось, что вообще все однородные рифмы считаются простыми и банальными, то есть и «красивый - счастливый», и «всяко – однако» - это низкий уровень поэзии, и всерьез серьезными литературоведами не рассматривается. Ну, что поделать, пришлось и дальше поднимать свой поэтический уровень и зорко следить, чтобы впредь «всяко» рифмовалось только с «плакать», а «красивый» со «сливой». И тоже стало получаться! И я даже стал позволять себе, читая произведение начинающего поэта, небрежно обронить: «А, рифмы глагольные, однородные… Слабенько…»

А потом… В один момент меня как осенило:

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

И всё стало на свои места.

Творить надо – душой!