Кайо Умный и Кайо Глупый

Николай Хомяков
В давние-давние времена, когда динозавры уже вымерли, а до первых государств время ещё ой как не дошло, на земле, которую сейчас называют Евразией, жило маленькое племя, люди которого называли себя хутеками, или, в переводе с их языка - «снежными лисами». Это было традиционное для того времени племя, которое кормилось охотой, рыбалкой, собирательством, кроме того, уже научилось разводить коз ради мяса, молока и шкур. Кроме того, опять же благодаря древним традициям, хутеки были не прочь поживиться военными трофеями, нападая на более слабые племена и забирая всё что можно и нужно. К слову сказать, хутеки и сами нередко становились жертвами нападения других, более сильных племен, и только хитростью спасались от полного истребления. У племени был свой бог – Мать-Лиса, чей идол был установлен в середине капища, устроенного на вершине небольшого холма. Все религиозные обряды совершал жрец Хайнун – мрачный старик с седыми космами и бородой. Руководил племенем вождь Кугек – плотный темноволосый мужчина, бывший воевода племени, избранный вождем после смерти предшественника, Хетута.
В племени жили два молодых пастуха с одинаковым именем – Кайо. Так уж сложилось, что эти тезки оба стали пасти козье стадо племени, и соплеменники дали им прозвища – Кайо Умный и Кайо Глупый. Почему они дали им такие прозвища? Кайо Умный действительно выделялся умом: он быстро находил подходящие пастбища для стада, умел принимать у коз роды, лечить их, устраивал ловушки на хищников, покушавшихся на стадо; соплеменники с удивлением отмечали его мудрость и рассудительность, не характерные для юного возраста, и некоторые всерьез считали, что со временем Кайо Умный вполне может стать вождем (хотя такой чести, как правило, удостаивались воеводы племени). В свою очередь, Кайо Глупый был молчаливым угрюмым грузным юношей, весьма равнодушно относившийся к своим обязанностям пастуха, ничем не интересовавшийся и не вступавший в беседы с соплеменниками.
***
Однажды вождь Кугек собрал племя на площади их поселения, где обычно решались все самые важные вопросы и провозгласил соплеменникам:
- Сородичи! Благая весть пришла к нам – Мать-Лиса посылает нам удачу! Помните, как три весны назад на нас напали подлые тунтулы, убив многих наших сородичей, захватив многих в плен, ограбив нас? Помните, как нам пришлось прятаться по тайным пещерам, до которых подлые тунтулы не смогли добраться, и сидеть там двадцать лун? У нас появился шанс отомстить подлым тунтулам! Наш разведчик Яок Острый Глаз узнал, что тунтулы собрались в поход на север – видимо, решили напасть на зукаров! Это ли не случай рассчитаться с врагами? Наше войско, ведомое нашим бесстрашным воеводой Пуртуем, нападет на их беззащитное поселение, и у нас будет славная добыча! Хайнун, ты подтверждаешь, что нас ждёт удача?
Хайнун мрачно пророкотал басом:
- Сегодня я принес в жертву Матери-Лисе куропатку. Дым от жертвы поднялся вверх – значит, нас ждёт удача!
Соплеменники радостно закричали. И тут Кайо Умный поднял руку и сказал:
- Позволь сказать, великий вождь!
- Говори, Кайо, что у тебя? – добродушно спросил Кутек.
- Извините меня, уважаемые соплеменники, но я считаю, что не стоит нам нападать на тунтулов. Во-первых, у них воинов втрое больше, чем у нас, и если они узнают о нашем нападении – тогда точно хутекам от тунтулов пощады не будет! Во-вторых, я очень опасаюсь, что наши воины попадут в засаду – позавчера я пас стадо возле границ земель тунтулов и видел несколько их воинов, они стояли на опушке леса и что-то бурно обсуждали.
Кутек нахмурился – то, что рассказал Кайо, ему явно не понравилось, тем более, что у Кайо не было повода врать. И он спросил разведчика Яока:
- Яок Острый Глаз, ты точно не видел возле наших границ тунтулов?
Яок обиделся:
- Великий вождь, почему ты не доверяешь мне?! Я уже семь вёсен являюсь острым глазом племени, а ты ставишь мои заслуги под сомнение из-за какого-то мальчишки!
- Я знаю, Яок, что на тебя всегда можно положиться, но всё-таки тебе придется снова сходить в разведку – в таком деле это лишним не бывает.
Тут вмешался воевода Пуртуй, предвкушавший большую добычу:
- Проверить еще раз, конечно, не лишне, но наш поход на подлых тунтулов – дело решенное! Не к лицу тебе, вождь, сомневаться из-за слов юнца – Кайо хоть и умный, но в военном деле ничего не смыслит! Тем более Мать-Лиса сулит нам удачу, правда же, жрец?
Хайнун, тоже рассчитывавший на свою долю в добыче, снова пророкотал:
- Сегодня я принес в жертву Матери-Лисе куропатку. Дым от жертвы поднялся вверх – значит, нас ждёт удача!
- Хорошо, так и порешим! – сказал Кутек. – Яок, отправляйся снова на разведку, да будь повнимательнее, а остальным – готовиться к походу! Воины, готовьте оружие, остальные помогайте! Хайся!
Соплеменники дружно ответили и разбрелись готовиться к походу. Через два дня к Кутеку пришел Яок и сообщил, что засад нет, и все тунтулы-воины ушли в поход на север.
***
Поход хутеков на тунтулов окончился ошеломительным провалом – хутеки попали в засаду и чудом вырвались из нее, потеряв две трети воинов убитыми и пленными. Воевода Пуртуй в этой сече потерял левый глаз, два пальца на правой руке и сильно повредил ногу.
Это было настоящей катастрофой для хутеков. Стало совершенно ясно, что теперь тунтулы обязательно нападут на хутеков – надо было срочно прятаться, как три весны назад. Кутек собрал соплеменников на площади и произнес:
- Сородичи! Удача отвернулась от нас – мы потерпели поражение, и теперь нам остается только спрятаться от подлых тунтулов, которые обязательно теперь придут сюда. Но прежде, чем мы уйдём к нашим укрывищам, давайте разберемся – почему нас постигла неудача? Хайнун, ты же предсказывал, что нас ждёт победа!
Хайнун побегал глазами по толпе соплеменников и пророкотал басом:
- Сородичи, как смеете вы не верить Матери-Лисе? Она предсказывала победу, но победу нужно заслужить умелыми действиями! Пускай ответят те, кто шёл и попал в засаду!
Кутек хмуро спросил:
- Яок – когда ты последний раз ходил на разведку, ты точно не видел тунтулов?! Говори правду!
Если бы Яок сказал правду, смерть настигла бы его тут же, поскольку Яок не ходил во второй раз в разведку, а прекрасно провел время со своей женой, в тайне от других. И поэтому Яок взмолился:
- Великий вождь, дорогие сородичи! Клянусь Матерью-Лисой, что я бдительно провел разведку, осмотрел каждый лесок, каждую лощинку, каждое место, где можно было бы спрятаться подлым тунтулам, и не видел ни одного из них! Верьте мне – я семь весен являюсь вашим зорким оком!
Тут вмешался Пуртуй – после этого похода его престиж воеводы явно пошатнулся, взгляды восхищения и уважения сменились взглядами обиды и презрения: ведь это он так настойчиво тащил людей в этот поход, и в результате многие недосчитались отцов, сыновей и мужей, мало того – самим соплеменникам теперь грозит гибель! Надо было срочно спасать положение и свою репутацию! Поэтому он сказал:
- Сородичи! Я, кажется, понял, почему нас постигла неудача, и Яок здесь совсем не причем! Я понял почему мы попали в засаду! Нас просто-напросто предали! И я даже знаю, кто это сделал! – и тут Пуртуй показал покалеченной рукой на Кайо Умного.
Все обернулись на ошеломленного обвинением Кайо Умного, а Пуртуй продолжал:
- Вспомните, как он восхищался войском тунтулов, говоря, что их втрое больше, чем у хутеков – уже тогда он замыслил предательство! Вспомните, как он предупреждал нас о возможной засаде – он уже тогда замышлял подговорить тунтулов сделать засаду против нас!
- Постойте! Погодите! – отчаянно закричал Кайо Умный. – Это всё неправда – я не предавал вас! Если бы я хотел вас предать – зачем бы я стал вас отговаривать, зачем предупреждал?
- Затем, - ледяным голосом произнес Яок, который почуствовал, что опасность, грозившая ему, миновала. – чтобы отвести от себя подозрения!
- А потом ты побежал к тунтулам и обо всем им донес, -продолжил Хайнун, обрадованный, что вера в Мать-Лису не пошатнулась.
Кайо Умный отчаянно пытался оправдаться, силился приводить доводы, призывал к разуму, но его никто не слушал – со всех сторон неслись в его адрес брань и проклятья:
- Предатель!
- Изменник!
- За что ты продался подлым тунтулам?
- Из за тебя погиб мой брат! Будь ты проклят, шакалёныш!
Кутек понял, что это будет лучший выход и самая малая жертва, которую могут принести хутеки в данных обстоятельствах, указал на Кайо Умного и прокричал:
- Гэй!
Тут же всё племя набросилось на несчастного Кайо Умного. После расправы племя отправилось на капище просить у Матери-Лисы помощи. На площади остались только растерзанное тело Кайо Умного и застывший в ужасе Кайо Глупый.
***
Кайо Глупый похоронил своего товарища под большим дубом – Кутек запретил хоронить его как предателя на кладбище племени. Они любили сидеть вдвоем под этим дубом и, глядя на протекающую внизу реку, думать о том, что их ждёт впереди. Кайо присел на камень и сказал сам себе под нос:
- Дааа… Вот ведь как получилось! Кайо всё верно сказал, его, наоборот, похвалить надо было, а его убили! То ли Кайо был не таким уж умным, то ли наше племя…
И тут Кайо Глупый зажал себе рот, с ужасом почувствовав, что начинает говорить умные вещи, а в их племени это может довести до беды…