Материал опубликован в Молодом дальневосточнике 49

Андрей Крикливый
ПАТРИОТИЗМ – БЛАГО ДЛЯ СТРАНЫ, ИЛИ НЕСЧАСТЬЕ?

 Патриотизм граждан – ущербность, достоинство? 

Слово патриотизм  в России нынешнего времени – расхожее выражение. Оно употребляется к месту и не к месту людьми разных убеждений, чтобы сильным аргументом подтвердить свою правоту. Но, если большинство российских граждан (хотелось бы думать, что большинство) считает патриотизм жизненной необходимостью, без которой невозможно дальнейшее развитие Страны, как мировой державы, то, часть, тоже граждан России, считает, что патриотизм россиян это «гири на ногах страны», мешающие её вхождению в мировое сообщество. К этой категории, в основном, относятся «интеллектуалы – люди мира» для которых принадлежность к какому-либо народу, стране не главное, а главное это свобода личности, в первую очередь, от всяких обязанностей перед страной, свобода самовыражения любым способом, права человека, жизнь по «европейским стандартам». Вот они считают слово «патриот» ругательным, как в лихие 90-е тех, кто имел другое мнение и был против развала и разграбления Страны, называли «красно-коричневые».
В самом ли деле быть патриотом своей страны это значит быть каким-то недоумком, непонимающим истинных мировых ценностей? Обратимся к определению. Слово «патриотизм» происходит от греческого patris – родина, отечество и  означает любовь и ответственность перед народом,  страной, гражданином которой являешься – одно из наиболее глубоких народных чувств, закреплённых в сознании людей на протяжении веков. Это понимание идёт ещё со времен родовых обществ, хотя так тогда и не называлось. Поэтому, любовь к своей стране, её защита от любых посягательств во все времена может быть только положительным качеством человека, уважаемым  и ценимым со стороны граждан своей страны.
К сожалению и, вероятно к несчастью для России, с некоторых пор отношение к патриотизму стало восприниматься некоторыми, как некоторая обуза, мешающая им стать «гражданами   мира». Например, чиновникам мешает полностью погрузиться в Западный мир: иметь собственность и деньги за границей, переместить туда детей – сначала на учёбу, а затем и на постоянное жительство.
Я этот разговор затеял не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что Россия «заражена» вирусом антипатриотизма, а показать, как патриотизм помогает другим странам добиваться выдающихся успехов в своём развитии.
  Патриотизм, и успехи японцев или корейцев общеизвестны и изучаются многими странами. Например, в Республике Корея бизнесмену, явившемуся в общество в костюме сшитому за границей, или передвигающемуся на авто иностранной марки могут не подать руки и отказать во взаимоотношениях. Но сейчас речь  о  другой стране…


Патриотизм китайцев – основа их скачка в первые страны Мира.

Китайская Народная Республика отмечает день своего образования первого октября. В этом году именно в дни празднования 68-й годовщины образования КНР мне довелось отдыхать в Китае. За отсутствием русскоязычной информации пришлось довольствоваться 45-ю каналами китайского телевидения.
На многих каналах, изо-дня в день шли художественные фильмы или документальные передачи о героической борьбе китайцев с японскими захватчиками. Причём, победа всегда оставалась на стороне китайцев – коммунистов, комсомольцев, простых крестьян, солдат…   Во многих случаях показан Мао Цзе Дун, как мудрый руководитель борьбы. Хотя, на самом деле обстояло всё ровно наоборот – Япония была близка к тому, чтобы оккупировать весь Китай. 
Тем, кто занимается или интересуется историей известно, что в возникновении КНР огромную роль сыграл Советский Союз. И, если бы не молниеносный разгром в 1945 году Квантунской армии и освобождение Маньчжурии Советской Красной Армией  ещё неизвестно, как бы повернулась история Китая. Но ещё раньше, Советский Союз оказывал огромную помощь Китайской республике в борьбе с японской агрессией. Но, в китайских средствах информации нет даже упоминания об этом.  На первом месте стоит китайский патриотизм, а он не приемлет какого-то ущемления. Помогли советские, ну и ладно. Забудьте…
Но нам-то нельзя забывать свою историю, хотя бы для того, чтобы по простоте душевной не наворотить новых ошибок.

История  вопроса. 
В сентябре 1931 года войска императорской Японии оккупировали Маньчжурию. В марте 1932 года создали марионеточное государство Маньчжуо-Го  во главе с бывшим императором Китая Пу И. 
(В 1945 году он был пленён Красной Армией и до 1949 года находился в Хабаровске в лагере для военнопленных японских генералов и адмиралов. Сейчас в этом здании находится городская Поликлиника №3) 
В июле 1937 года между Японией и Китайской республикой началась полномасштабная война. Япония выставила против большой (почти 2 миллиона человек) и крайне плохо организованной китайской армии 12 дивизий – около 300 тысяч солдат и офицеров, 700 самолётов, около 450 танков и 1.5 тысячи орудий. Японцам удалось быстро оккупировать значительную часть Китая, включая и столицу Бейцзин (Пекин), Шанхай, Нанкин… Сопротивление японцам оказывали войска Гоминьдана и китайских коммунистов. Правда, в результате внутренней борьбы к 1938 году войска коммунистов были почти полностью уничтожены гоминдановской армией. И вот в это трагическое время Советский Союз решает поддержать Китайскую республику в сопротивлении  Японской агрессии. При этом гоминдановцы вынуждены были согласиться с созданием единого фронта с коммунистами в сопротивлении японцам. Коммунисты из отдельных партизанских отрядов создали 8-ю армию под командованием Чжу Дэ.
Советский Союз в Китай направил советских военных советников, для организации ПВО –  лётчиков, артиллеристов-зенитчиков, танкистов, врачей… Для доставки вооружения и боеприпасов советские дорожники в рекордные сроки построили через Монголию и Синьцзян шоссе. Начиная с 1937 года, СССР поставил в Китайскую Республику 1285 самолётов, 1600 орудий разных калибров, 82 легких танка, 14 тысяч пулемётов, 1850 автомашин и тракторов. С конца 1937 года японская авиация уже не могла безнаказанно летать и бомбить китайские города – советские лётчики сбивали бомбардировщики и вступали в бой с истребителями. Только в первые месяцы войны в воздушных боях советские лётчики – истребители сбили свыше ста японских самолётов.
Но и советские лётчики гибли. Более 200 советских соколов покоятся в китайской земле. По аналогии с Красной Армией для поднятия духа и воспитания бывших крестьян в духе патриотизма в китайских войсках была введена должность политрука. Весьма любопытно как проходило воспитание. На политзанятиях политрук задавал вопросы, а солдаты должны были отвечать.
– «Какова эта вражда?» (имеется в виду к японцам А. К.)
- «Такова, что не можем существовать с японцами под одним небом.»
- «Если мы не отомстим врагу, то останемся мы людьми или нет?»
- «Нет, если не отомстим врагу, то не только не останемся людьми, но будем хуже свиней и собак»
 Офицеры воспитывались по-другому: «Полководец не смеет, есть, пока пища солдатам не роздана».
История войны Советского Союза с Японией в 1945 году известна лучше. Красная Армия освободила Маньчжурию и Ляодунский полуостров с военно-морской базой Порт-Артур. Части Красной Армии находились в Маньчжурии до мая 1946 года. За это время там была создана база народно-демократической власти и Народной Революционной армии. Советским Союзом были переданы НРА всё вооружение и снаряжение Квантунской армии. Вплоть до образования в 1949 году КНР Советский Союз оказывал помощь Народно-демократической власти промышленным оборудованием, автомашинами, нефтепродуктами, медикаментами, оружием. А  советские инструкторы обучали кадры новой армии авиаторов, танкистов, артиллеристов...
После образования КНР Советский Союз передал ей КВЖД со всем имуществом, передал военно-морскую базу в Порт-Артуре, предоставил огромный кредит на поставки в КНР оборудования и материалов, для строительства 50 крупных промышленных предприятий. 
Военная помощь оказывалась КНР вплоть до 1953 года, в частности советские авиационные соединения и зенитчики прикрывали с воздуха индустриальные центры Восточного Китая от налётов американской и чанкайшистской авиации.   Полностью Советский Союз вывел свои части с Ляодунского полуострова к 31 мая 1955 года. На кладбищах Китая покоится прах 14.5 тысяч советских воинов.

Дружба на век, или интересы своей страны?
Люди старшего поколения советских людей помнят, какой ажиотаж был в отношении «вечной» дружбы с китайским народом. В Советском Союзе об этом звучали песни: «Москва – Пекин», «Сталин и Мао – слушают нас», переименовывались пароходы и улицы. В Амурском пароходстве появились буксиры «Мао-Цзе-Дун», «Пекин», «Сунь-Ят-Сен»…
Как показала «жизнь», это было на грани наивности и глупости. Никакой дружбы между народами и государствами нет, и быть не может. Есть только взаимный или односторонний интерес, да и то не вечный. Сегодня взаимоотношения между Россией и КНР, конечно, несколько другие, чем были тогда, в 50-60-х, но, нет-нет, да и проскакивает с нашей стороны выражение наивных людей о «вечной» дружбе. Для китайцев – беспримерных патриотов своей земли, это пустые слова, для них имеет значение только интерес. Сегодня мы нужны Китаю, отношения будут благожелательными, завтра необходимость отпадёт – отношения перейдут в разряд чисто деловых, а то и равнодушных. Собственно, они уже таковыми и являются. Китай уверенно, спокойно, без излишней шумихи проводит политику утверждения в качестве мировой державы номер два, и делает только то, что ему выгодно. Россия их интересует, как источник сырьевых ресурсов и технологий, которых пока нет в Китае. Правда, в уме китайцев всегда сидит мысль, что территория Российского Дальнего Востока раньше осваивалась маньчжурами.
Попытки России привлечь китайские капиталы  для переработки сырья здесь, на месте, заканчиваются ничем. Китайцы соглашаются максимум на 50 процентов. В области международных отношений Китай проводит согласованную политику с РФ, только выгодную ему. Китайцы никак не выразили отношение к присоединению Крыма к России или, участию России в войне в Сирии, борьбе с международным терроризмом вообще…
Без шума они внедряются в республики Средней Азии – сферу влияния России.  Нам не нужно враждовать с Китаем – отношения должны быть благожелательными, но и не нужно вести себя, как пьяный мужик, готовый отдать собутыльнику последнюю рубаху…
Трудно представить себе, чтобы китайцы ставили памятники людям, принесшим им несчастье – подобно нашим «благодарным», ставящим памятники Б. Ельцину,  разорявшему Страну, доведя её «до ручки».
Вероятно, этим и отличается китаец от русского – холуйство и унижение китаец не приемлет. Нужно понимать, что патриотизм для китайцев это не пустые слова, не ёрничанье наших «демократов», а вековая традиция и источник жизнестойкости. Где бы китаец ни жил, и не зарабатывал, даже в самой благополучной и богатой стране, он всё равно считает себя частью «поднебесной»,  заработанные деньги он отправляет домой, а потом и возвращается сам.

Андрей Крикливый