С героями фильмов Эльдара Рязанова-по жизни

Марина Кэч
 Недавно  общественность  отмечала 90-летие со дня  рождения  любимого  кинорежиссёра, а  я  весь этот  субботний день  ловила  себя  на  мысли, что   события , конкретные  люди, встреченные мною на  жизненном  пути в  том  или  ином  возрасте ,ассоциируются с фильмами Эльдара  Рязанова,  стихами  и  музыкой  из  них... Наследуем  мы многое у него.

«Гусарская  баллада», эта  прекрасная история  Шурочки  Азаровой,  выдававшей  себя за  корнета  и  ловко размахивавшей  саблей,  отважной  и  по-девичьи  гордой, -первый фильм ,  который  вообще  мне  вспоминается. И музыка из кинофильма знакома с детства
 А  как  чудесно  пела «Колыбельную  Светлане»  Тихона  Хренникова  двоюродная  сестра  мамы моей,  Вера! Разве  не  под  впечатлением от  этого  просила  я  купить  и  мне  пианино, «.. когда  в  школу пойду...». Да  и  отец, и брат  отца , мой  крёстный, так задорно «Давным-давно..» и лукаво «Жил-был  Анри четвёртый...» пели  не  только  в  застолье,  но  и  отправляясь  картошку  окучивать  за  Каму.

 А если рассуждать об  истоках патриотизма,то уверена: не  в одном юном сердце  после  просмотра  фильма  воспылала отвага и решимость за Отечество постоять, если придётся!
 Уникальна  и стихотворная  речь фильма. Как узнать,где истоки любви к поэтическому  слову у  меня, учителя литературы?
И  ещё  раз  вспомнить  фильм  пришлось   пару  лет  назад, читая  страницы  «Войны и мира», посвященные  Николаю  Ростову и Денису Давыдову. Сегодняшние учащиеся  не  знали,  кто  такие «гусары»  ...

 Позже  почему-то  через осознание того, какие  бывают чиновники/роль Огурцова в  исполнении  И.Ильинского/, пришла  «Карнавальная  ночь».  Да-да,не восхищалась  осиной  талией Гурченко, а  хохотала над нелепыми ситуациями .
 Людмила Гурченко потрясла в «Вокзале  для  двоих»! Судьбой  героини, тем,  как  актриса  жила  на  экране.
 В тот  год  мне пришлось  в заснеженном Оренбурге  искать  воинскую  часть,  где  проходил  срочную  службу  мой  молодой  муж. Не  колония, - армия, но утром он обязан был не опоздать  на построение... Пирожки  и  борщ  со сметаной  как уминал, никогда мне не забыть.    С  тех пор-«...  Ты  за  мной - стеной,  я с  тобой горой,  всё у нас с тобой  в жизни поровну»...Помните финал фильма и песню под аккордеон? Ах,  Эльдар Рязанов..
  И Новый  год  в  городе  моего  студенчества-Харькове- тоже  был  в компании с его  героями: 1января 1976 года  вечером  впервые  показали  «Иронию  судьбы». Песни  на  стихи  М. Цветаевой  и Б.Пастернака,  Беллы  Ахмадулиной  и    Владимира Киршона до того поразили,  потрясли студентку  филфака ,как,  впрочем,  и сама история врача,который  «каждый год 31 декабря с друзьями ходит  в  баню» ..и учительницы  ЛИТЕРАТУРЫ/заметьте!/ 
 Вы только представьте,как полюбили  Рязанова  филологи!!  Насколько божественным  было как бы и ЕГО ТОЖЕ это  предостережение  «С  любимыми  не  расставайтесь...»  А колоннада Исаакиевского  собора,а метель в кадре!  ВОСТОРГ! И это наше НАСЛЕДИЕ, ведь не случайно каждый  Новый  год хочется слушать волшебные стихи, музыку из фильма.
  А  уж  когда на экраны  вышел  «Жестокий романс»...
Учитель  русской словесности,  никогда  я  не  принимала в « Программе образовательной...»  «Грозу» Александра Островского.  Да ещё анализ драмы в ракурсе «протеста  в  душе самых слабых». Дело житейское: выдали  замуж  девушку,  не  успевшую  мужа и узнать,не то, что полюбить, свекровь её тиранит...
 А  ведь  куда уместнее с пятнадцатилетними  разговор  о том, что, оказывается, в мире денег, стяжателей без  приданого ты  НИКТО,вещь. И эта идея "Бесприданницы" преподнесена мудрым Эльдаром.
 Как мудро поступил режиссер Рязанов, растянув действие в фильме на  2 года/у Островского в пьесе 2 дня/! А критика и за это режиссёра пинала!
  Всегда провожу на уроке мысль:"Смотрите, девушки,как обманчивы  обещания блаженства, вглядывайтесь в таких,  как Паратов /бесподобная роль Михалкова!/.  ДО ТОГО  распознайте  эгоиста,  для которого люди-мусор!
 Как  нужны эти сцены и  со стрельбой по мишеням в день рождения Ларисы, и на обеде у Карандышева накануне  свадьбы для характеристики героев Островского и,конечно,теперь уже Рязанова   А каждый  новый  романс в фильме как  бы  всё "сгущает и сгущает  тучи"  над  бесприданницей.
 Спасибо Эльдару,что  у  сегодняшних  девушек  глаза  наполняются  слезами при  первых  аккордах  гитары  «Я, словно  бабочка,к огню...». Правда,не у всех..
 Об  этом  тоже в тот день подумалось.Сколько семнадцатилетних в день90-летия Рязанова посвятило просмотру  передач  о нём хоть час?     ЭТО ЖЕ НАСЛЕДИЕ  НАШЕ.
  Не  знают.  Не  смотрели.  Жаль.