Рецензия на роман Молот ведьм авт. Константин Обра

Лев Вишня
Рецензия на роман «Молот ведьм» (авт. Константин Образцов)

1. Язык и стиль.
Прекрасный образец того как красивый язык и стиль начинают работать против автора. Несмотря на множество мелких деталей, нарочитая красочность в описании действий персонажа придает действию заведомо нереалистичный характер. Чувствуется на каждом шагу, что все это «всего лишь сказка» и не более того. Причем само действие развивается неспешно и без накала, и выглядит как фентези, а не хоррор.
То есть для хорорра нужен более грубый язык.
В результате уже в первой сцене, когда «маньяк» раздевает «жертву» и потом начинает зачитывать приговор… текст окончательно выпадает из жанра хоррор в жанр простого фентези, каким скорее всего и является в итоге.

2. Поведение персонажей.
В первой сцене чрезвычайно спорное.
Вообще дама, которую ударили электрошоком, потом провели по дворам и в итоге привязали к стулу и раздели донага, когда ей начинают читать «обвинения в колдовстве и ереси» да еще над столом, наполненным всякими железными штучками – нормальная женщина должна замереть от ужаса (даже «ведьма»). Персонаж в романе не только не замирает, а хохочет во все горло и орет «Ты сумасшедший!». Это выглядит скорее как подобие шоу садомазохизма, но точно не отношения уровня «маньяк-жертва».
Далее реалистичность утрачивается полностью.
Маньяк кричит: «Ты не оставляешь мне выбора!»
Жертва: «Нет! Нет! Псих! Отпусти меня! О, ненормальный!»
(диалоги из садомазошоу – просто «шведский фильм» включили)

Интересный пассаж: «жидкое пламя, член набухает и ноет, подсказывая невыносимые ответы» - интересно на какие вопросы ему ответил его член?

«Мне придется пытать тебя до тех пор, пока ты не признаешься. Видит Бог, я не хочу этого делать. Правда, не хочу...» - звучит буквально как: «дорогая, ты еще хочешь боли или мне нужно остановиться?». Ожидаемый ответ: «да, пожалуй, остановись дорогой! На сегодня хватит!»

Потом, когда ведьма «призналась и покаялась» ее само собой душат и скидывают в воду…
(вопрос, зачем она каялась и признавалась – остается за кадром)

Очень много мелких проколов во всей сцене «садомазо» в плане деталей. Но это уже и не страшно, текст и так уже как хоррор не воспринимается.

И т. д.

Вывод. Перед нами фентези с элементами эротики и гротеска.


3. Сюжет

После того как жанр текста и примерная суть сюжета стали ясны (инквизитор гоняется за ведьмами, своеобразный новый «Ван Хельсинг»), встали вопросы иного плана, а что собственно будет дальше?

Дальше никаких неожиданностей. Начинается расследование, которое ведет, конечно, женщина. В общем, следствие ведет Алина, а «маньяк» тем временем ведет свой дневник. События – довольно редкое явление для этого романа. Алина нереально долго разбирается с трупом, потом также неспешно выдвигает версии, «маньяк» нереально подробно досконально рассказывает о своей жизни и о том, как он выбирал необходимые для «работы» приборы и устройства, а также само место для «работы». Диалогов в тексте очень мало и все они носят номинальный характер, не раскрывающий суть персонажей в языке. Тотально доминирует описательная часть и авторский язык (местами переведенный в «язык ГГ», но принципиально от авторского практически не отличающийся).
К 40-вой странице никаких новых событий.
Описание второго убийства «ведьмы Стефании» уже переходит гротеск. На электоршокер ведьма огрызается в стиле конг-фу и лихо бьет налетчика ногами, пока не получает эл. дугу в лодыжку (к слову от такого удара она сознание не потеряет, как в романе, но будет орать и корчиться). Очень много глуповатых выражений: «гнусная тварь» или «старая карга», причем слово «карга» очень понравилось автору, он повторил его в той сцене раз сорок!
Дальше опять допрос в стиле «садомазо» и опять никакого ужаса, а скорее порношоу с раздеванием в стиле:
«признайся, о презренная!» - «да пошел ты, баловник! Ой, ой. Ой!»

Сакраментальное:
« - О, милый, ты решил меня побрить, как хорошо! Да, вот так, так, еще, не останавливайся…А теперь отлижи мне, ты же это любишь!» - на этом месте у меня возник вопрос, а что я вообще читаю??

Еще пассаж: «Нос с хрустом ломается под моей ногой, как гнилая ветка» (нос - это ветка!)
И описание «ужасов», от которых ну ни капельки не страшно.

«— Признаешь ли ты обвинения?.. — спрашиваю я, с трудом ворочая языком.
— Пошел ты на хер, мудозвон — шепчет она и снова закрывает глаза.»

Просто любовь и наслаждение!
В общем, к окончанию сцены, признаюсь, знатно поржал…

Ну да ладно.

Ключевая фраза, произносимая героем, обращенная к полиции: «— Я сделал за вас вашу работу.» - предельно абсурдна по содержанию. Милиционеры не инквизиторы - наказывать и ловить ведьм не в их компетенции, а изгонять дьявола тем паче!

Далее, с десятой главы сюжет стал чуть по-интересней (добавилась тема петровских времен), но которая тут же завернулась в никуда (слилась).

Дальше и почти до конца романа идет перемена сюжетных линий:
1-я глава – рассказывает инквизитор
2-я глава – «следствие ведут знатоки» (все та же Алина и к ней добавляется еще и Чекан - образец туповатого полицейского, ненавидящего всех женщин, особенно тех, кто в форме)

Вообще персонажей в романе – кот наплакал, а «переплетений» вообще ноль.
К 18-ой главе добавляются наконец и остальные ведьмы, которые после третьего трупа начинают вести свое расследование. 

Возникает тема детишек (очень веселенькая эротическая история, трех малолеток, завершающаяся похищением младенца).

Далее жуткая смерть ошибочно взятого подозреваемого, прямо в тюрьме (скорее конечно веселая и абсурдная, чем "жуткая" -  у него в животе нашли полкило канцелярских скрепок – прям «Кафка в натуре!»). Продолжение садомазошоу еще в двух вариантах почему-то в одном из них ГГ (инквизитор) долго исследовал у своей жертвы анус – что он там хотел найти, мне осталось не ясно. Исследования его в итоге не удовлетворили, и он оставил свою жертву в живых. Опять бесконечные расследования «клуба знатоков», блуждания по питерским улицам и так далее…
В финале немного порадовали шабаш ведьм и жертвоприношения.

Можно ли жанр произведения определить, пусть не «хоррор», а скажем нуар? Едва и с натяжкой. Брутальность губится на корню двумя моментами:
1) слабой сюжетностью и диалогами в стиле современных сериалов.
2) гламурными и местами крайне сентиментальными воспоминаниями автора.

У старика Стивена (Кинга) помимо хорошего языка и множества новаторских решений всегда соблюдается необычайный уровень реалистичности и социального содержания текстов. Его персонажи выбраны из толпы, и прописаны до последней морщинки на лбу. Здесь же четкая гламурная бытовуха практически без малейшего социального подтекста. Очень скучно, если честно.

Кровь, мат и брутальщина. Это все есть, и это хорошо, но к сожалению убивается, когда замыкается на шоу либо в стиле «шведского фильма», либо перетекает в «криминальный сериал». То есть когда брутальность подается четко и одновременно с социальными моментами, тогда она усваивается читателем. Тут все выглядит просто как каскад холостых выстрелов, громких, но неубедительных. Многие хорошие хоррор моменты глушатся откровенной пошлостью. Так что атмосферности к сожалению нет.

Оценку отрицательную ставить не буду, но хочу сказать честно, если создавать ужасы, нужно работать больше! И самое главное нужен принципиально иной подход.

7,5 из 10.