Ах, желания! Ах, мечты

Галина Кузьмина 2
В голове все чаще стала мелькать мысль "Ой, да кем только я раньше не хотела быть!" Что бы это значило? А сегодня утром все так же "вдруг" мне подумалось: хотелось разного, порою, нелепого. Но всегда становилась тем, к чему принуждала меня жизнь. В десять лет стала "мамой" для своей новорожденной младшей сестренки, в тринадцать - продавщицей в маленьком больничном киоске, потому что матери нужно было ухаживать за больным отцом после аварии в районной больнице. Она уезжала первым автобусом и возвращалась последней электричкой. Детская забава - прилавок из кирпичиков и весы на палочке с камушками вместо гирек - превратилась в реальность практически на целый год. Я не имела возможности посещать школу. Но наша классная Лия Николаевна, как сейчас ее помню - высокая статная дама сорокалетнего возраста, очень любившая свою работу, убедила руководство школы дать мне возможность обучаться на дому на тот период, пока существуют такие обстоятельства в семье. Училась я всегда на отлично, и, в общем, это не составило труда не только самостоятельно готовить уроки, но еще и подтягивать младшую сестренку по некоторым предметам. Это было началом самой настоящей взрослой жизни: рано утром отвести малышку Светочку в садик, проводить среднюю сестренку Ларису в школу, приготовив ей завтрак и бутерброд с собой, успеть вовремя открыть киоск, чтобы принять товар и успеть продать молочную продукцию. Мать научила меня взвешивать на весах и считать на счетах. Да, да! Тех самых, костяшных, на которых мы с девченками катали кукол, делая из них карету))) Я настолько привыкла умножать и делить на косточках, что уже потом, когда все это закончилось, купила себе маленькие счетики для урока математики, ведь в те времена еще не знали, что такое калькуляторы и вычислительная техника вообще. Это было очередное испытание жизнью, когда от меня что-то зависело, когда мне приходилось принимать решения и отвечать за свои поступки. Лариска после занятий обычно закидывала портфель домой и бежала ко мне на работу. В киоск для больных привозили все самое необходимое - соки, лимонад, конфеты, печенье, колбасную и молочную продукцию. И эта маленькая шмакодявка почему-то считала, что всякие вкусности можно было брать просто так...Ведь их же тут много! А то, что каждая конфетка или печенюха стоила денег, до нее как-то не доходило. И мне приходилось "иметь глаза за макушке", чтобы уследить за ней. Но она и тут приноровилась. Приходя ко мне на работу, занимала самое видное место и таким жалобным взглядом смотрела на то, что покупают больные, что ей всегда перепадало какое-нибудь угощение. Правду говорят, что земля слухами полнится. Очень быстро разлетелась весть о том, что у меня еще две маленькие сестренки, что мы едва не потеряли отца, и что мать не имеет возможности работать. Вот тогда нас стали жалеть... Ужасное состояние, скажу я вам...Но девченок это радовало и уж они старались! Особенно самая маленькая... Находила же нужный момент, чтобы детским лепетом ввернуть при покупателях что-нибудь типа "А ты еще на вафельку не заработала?" Я готова была убить обеих и не знала, куда деваться от стыда...А они, шельмы, получали все, что хотели. Случалось, что сестренки делились со мной. Именно тогда, наверное, я научилась отказывать себе ради сестер, тогда я впервые поняла, что для меня очень многое значит семья. В свои тринадцать с небольшим я мечтала о детях, собственных детях. Представляла, какими они могут быть, и что это непременно должны быть мальчики... Девочками я сыта была уже по самое горлышко...