Диалектика гегеля и философия социального оптимизм

Зуев Андрей Яковлевич
(выступление Зуева А.Я. на партийном собрании местного отделения политической партии КПРФ  Ленинского района г. Перми от 16.11.2017 года как пример применения социальной диалектики в идеологической работе и социальной психотерапии)
 
       Надо сказать, что тема моего выступления очень объёмная. Вообще вся теория марксизма-ленинизма – это теория социального оптимизма. Раз уж, поскольку заявлена такая тема, которая связана с «Наукой логики» Г.Гегеля, я предлагаю проследить этапы движения научной мысли великого философа и сопроводить их примерами конкретной общественной жизни, утверждающими социальный оптимизм.

       Диалектическая логика Г.Гегеля – одна из источников и составных частей марксизма-ленинизма. Не все люди понимают, насколько велико значение «Науки логики» в развитии высшей теории общественного развития и конкретной жизни человека. К сожалению, труды Георга Гегеля не так часто читают и не очень тщательно изучают. Изучение их – дело непростое, оно требует времени и труда. Даже В.И. Ленин с его гениальным умом и необычайной работоспособностью приступил к проработке «Науки логики» лишь в 1914 году в возрасте 44 лет, когда, по его словам, в философии всё окончательно запуталось.

       Начало диалектической логики  кажется не очень впечатляющим, хотя Гегель добросовестно обосновал его научную состоятельность, используя несколько вариантов его доказательства. Надо же дать себе труд вникнуть в суть дела, вдумчиво с ними ознакомиться. Не так просто это сделать. Заслуга Гегеля состоит в том, что он глубоко изучил философские труды своих предшественников и синтезировал их в принципиально новой логической конструкции.   Не все современники Гегеля, да и те философы, которые живут ныне, принимают его диалектическую философию как научную теорию. Многие из них откровенно ею пренебрегают, пробегая по выдающейся личности Г.Гегеля в ряду прочих философов скользящим вниманием.
   
       Они объявляют «Науку логики» умозрительно-спекулятивным учением, не имеющим большого научного значения.  Однако же, умозрение – умение зрить (видеть) умом - никогда не отвергалось научной общественностью. Благодаря этой форме мышления развивается всякая наука. Спекулятивное умозрение выдающегося мыслителя выводит из простых философских категорий сложную теоретическую конструкцию. Спекулятивность диалектической логики Гегеля освободила его мышление от господствующих прежде философских догм, что послужило мощным стимулом дальнейшего развития научной мысли.
 
        Надо считать большой удачей и заслугой  учёного, сумевшего, по выражению В.И.Ленина, в диалектике понятий гениально угадать диалектику вещей. Элемент спекулятивного мышления в диалектической логике Гегеля вполне естествен для философа такого масштаба и людей, подобных ему, что может быть позволено далеко не каждому человеку.  Ленин призывал истолковывать «Науку логики» Г. Гегеля материалистически. Мне бы хотелось осуществить то же, и материалистически, и оптимистически.


1. АБСТРАГИРОВАНИЕ (ОТВЛЕЧЕНИЕ).

       Чтобы сосредоточить внимание на главном в философских размышлениях, Гегель использует широко известный в науке приём отвлечения (абстрагирования) от второстепенных деталей изучаемого объекта.        Диалектический приём отвлечения от всего менее существенного в бесконечно сложном феномене социальной жизни позволяет сосредоточить внимание на наиболее значимых  всеобщих вопросах и проблемах общественного бытия. Таким образом, в мышлении, нам удаётся занять господствующую (стратегическую)  высоту, овладение которой даёт возможность обеспечить победу. А нам с Вами нужна победа – «…одна на всех, мы за ценой не постоим». Только тот человек, который не делает ошибок всеобщего, стратегического значения, может рассчитывать на конкретный социальный успех.

       Научное, диалектическое абстрагирование имеет самую тесную связь с конкретной действительностью. Такое абстрактное понятие является непременным моментом истины и всякого конкретного понятия. «Всеобщее» есть момент «особенного» и «единичного». Всё только что сказанное мною имеет прямое отношение к силе человеческого духа, к положительным и стеническим эмоциям его, к основам психологической саморегуляции, вере в свои силы и замечательному настроению. Эмоция – элементарная оценочная реакция, которая определяется способностью к чётким оценкам и суждениям. Следовательно, культура эмоций всецело зависит от культуры мышления. Культура мышления – это культ понятий и определений. 

       В итоге, самой отвлечённой философской категорией  оказалось БЫТИЕ как то, что ЕСТЬ. Что есть бытие? – ОНО ЕСТЬ. Всё есть бытие. Оно получилось ЕДИНЫМ ВО МНОЖЕСТВЕ. Однако Гегель отвлекается и от этого множества в «едином», введя дополнительную категорию ЧИСТОГО БЫТИЯ, которая есть вне множества -  просто есть. Тем самым он отвлекается и от материальной сущности бытия. Таким образом, ЧИСТОЕ БЫТИЕ, которое есть без материальной сущности – это ЧИСТОЕ НИЧТО. Вневременный мысленный переход ЧИСТОГО БЫТИЯ в ЧИСТОЕ НИЧТО Гегель обозначил новой философской категорией – ПРЕХОЖДЕНИЕ.
2. ПРЕХОЖДЕНИЕ – ПЕРЕХОД БЫТИЯ В НИЧТО.
 
      Диалектическая категория «ЧИСТОГО БЫТИЯ» у Гегеля – пример самой всеобщей абстракции, мгновенно переходящей в «ЧИСТОЕ НИЧТО».      Прехождение – самая пессимистическая категория всей диалектики Гегеля. Всё в этом мире когда-нибудь заканчивается, разрушается, переходит в небытие. Однако, как это ни удивительно, без неё не может быть никакого социального оптимизма. К сожалению, человек смертен. Единственный способ не умереть – не родиться. Всё в нашей жизни разрушается и умирает. Мы ещё не успели осуществить нашу мечту  построить коммунизм, а он уже исчез и перешёл в своё отрицание – капитализм.

       Мы ещё не успели построить светлое коммунистическое общество,  как его уже  победила контрреволюция. Это правда, но только одна правда, поскольку есть и другая правда, противоположная первой.  Движение с ущербом для бытия – то, что никогда нельзя изменить. Нужно спокойно, без лишних эмоциональных переживаний принять то, что невозможно изменить, и с холодным рассудком подчиниться всеобщей необходимости.  Прехождение – всеобщая категория философии, отражающая бесконечную тенденцию – движение с ущербом для бытия и превращения его в НИЧТО.  Однако же и на эту «печальную историю» можно взглянуть с оптимизмом.

       ПРЕХОЖДЕНИЕ – это бытие, содержащее в себе своё отрицание. Но, разрушается и то, что разрушает. Всякая бесконечная тенденция включает в себя совокупность конечных событий, ограниченных временем их существования.        Умирают и наши враги. Наша страна победила в Великой Отечественной Войне, уничтожив немецкий фашизм. Нет в живых Гитлера, Збигнева Бжезинского и прочих заклятых врагов российского государства, правда, появилось и много новых.  Но мы, учитывая опыт славных и сокрушительных побед над  поработителями, знаем, что их можно бить, побеждать, уничтожать. Кроме того, тенденция к саморазрушению всегда присутствует в каждом нашем противнике. Её нужно умело использовать, превращая недоброжелателя во врага себе самому.

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ – ПЕРЕХОД НИЧТО В БЫТИЕ.

       ВОЗНИКНОВЕНИЕ – следующая категория диалектической логики. Мы рассматриваем ЧИСТОЕ НИЧТО и понимаем, что ОНО ЕСТЬ, а всё, что есть – есть БЫТИЕ. В своём сознании фиксируем вневременный мысленный переход ЧИСТОГО НИЧТО в БЫТИЕ – это и есть ВОЗНИКНОВЕНИЕ. Гегель делает гениальный вывод, находя в каждом движении бытия две противоположных тенденции, существующих всегда и одновременно – ВОЗНИКНОВЕНИЕ и ПРЕХОЖДЕНИЕ.  Всё в этом мире с бесконечным упорством возникает вновь и вновь, не смотря на движение прехождения. ВОЗНИКНОВЕНИЕ – тенденция бесконечная. Никакие добрые дела не бывают напрасными. Хорошие мысли и идеи обязательно возникнут в очередной раз и навсегда останутся в памяти последующих поколений людей. «Рукописи не горят».


 Не хочется транжирить жизнь беспечно,
 Чем меньше времени, тем больше дум о вечном.
 И если точит душу червь сомнения,
 Вернись к началу – возвысь до знания мнение.
 В начале есть одно движение,
 Не допусти к нему пренебрежения.
 Оно способно задержать мгновение
 В творении духа – одухотворении.
 Идеи добрые потомкам будут милы
 В большом значении материальной силы.
 Пусть каждый осознает до «отбытия»,
 Что счастие в движении развития.               
  14.01.2017. А.Я.Зуев. Пермь.
      
       Всё в бытии с бесконечным упорством возникает вновь и вновь. Предыдущее движение никак не сильнее движения с преимуществом для бытия. Обе противоположные тенденции по значению равноправны настолько, что ни одна из них невозможна без другой. Каждая из них является причиной и следствием существования своей противоположности. Смерть невозможна без жизни, жизнь невозможна без смерти, хотя и никогда не встречается с ней. Равноправие, кстати, в диалектической логике относительно. Здесь тождество существует как тождество различия. По этой причине мы с Вами, уважаемый читатель, ещё живы и наслаждаемся полнотой жизни. Вы считаете, что у Вас всё хорошо? – значит, Вы чего-то не заметили. Умение отвлекаться от грустных мыслей – счастливое свойство вашего характера и большое преимущество для вашего бытия.
 
       В учебниках по философии и энциклопедических словарях движение развития определяется как движение с вектором одного направления: превращение простого в сложное, низшего в высшее. Создаётся ложное впечатление о том, что движение развития строго и безвозвратно поступательное. На самом деле это движение правильнее сравнивать с движением отбойного молотка, рабочая часть которого осуществляет движение возвратно-поступательное. В том и заключается его пробивная способность. Нас убеждали, что социализм в СССР победил окончательно, а наше поколение 50-х и 60-х годов будет жить при коммунизме. Неправильная теоретическая концепция (или отсутствие таковой) опровергнута жизненной практикой.

       Движение развития содержит в себе в снятом виде все формы всеобщих движений: собственно движение, в том числе, покой как форму движения и бытия материи, а также движение изменения. Векторы их движений направлены во все стороны одновременно. Стоит ли удивляться тому, что развитие - то есть, то его нет, то оно идёт зигзагами, то откатывается назад, развивается медленно или скачками с перерывами постепенности.   В обществе побеждает революция, но, иной раз, с контрреволюционными отступлениями. Таким образом, РАЗВИТИЕ – движение сложное, хотя, в итоге, всё равно, поступательное.  Человечество имеет свою историю, следовательно, оно развивается, что и вселяет в нас оптимизм.

       Почему возможно движение РАЗВИТИЯ? Движения – прехождение и возникновение, по своему значению, моменты равноправные, уравновешивающие одно другое.  Их можно назвать тождественными. С точки зрения формальной логики никакого развития быть не должно.  Однако же, всякое тождество в диалектике существует как тождество различия, а различие как тождество. Это значит, что равенство этих  моментов во временных рамках конечных событий постоянно нарушается. По этой причине, движение с ущербом для бытия может порождать следствие с преимуществом для него. Болезнь с последующим хирургическим вмешательством содержат несомненный ущерб для жизни человека. Выздоровление как следствие успешной операции – явное преимущество для неё.
    
      Каковы всеобщие предпосылки движения развития? Почему так упорно развивается бытие при абсолютно равноправных тенденциях: «возникновение» и «прехождение»?

        1. Во-первых, потому, что ВОЗНИКНОВЕНИЕ – тенденция всеобщая и равноправная. Движение развития обусловлено неотвратимостью «возникновения» («ничто», переходящего в бытие). Возникновение – всеобщий закон материального мира. Так не бывает, чтобы его не было. Всё в этом мире с бесконечной неотвратимостью возникает вновь и вновь.
 
        2.  Во-вторых, бытие развивается от целого к целому, то есть накапливает в себе материальные силы и, следовательно, возможности эффективно противостоять ПРЕХОЖДЕНИЮ.  В движении развития бытие приобретает всё большую устойчивость, которая закрепляется в бесконечности этого процесса всё более новым качеством. 

       3. В-третьих, самодвижение развития инициируется его внутренним противоречием. Оно содержит в себе простое абстрактное противоречие движения: движение и покой.  Покой – это спокойное в явлении, в движении, то, что не изменяется в изменениях,  и фиксирует движение развития в его устойчивом состоянии, предопределяя (в борьбе и единстве с движением)  его (дальнейшего развития) долженствование.

        4.  В-четвёртых, материя  в движении - это закон. Как бы не развивалась материя, она всегда в движении и покое. Таким образом, самодвижение развития обусловлено единством и борьбой моментов: движения и покоя. Разность моментов в становлении исчезает, и бытие в становлении, отрицает себя, образуя посредством снятия (отрицания отрицания) новое качество движения – движение развития, которое фиксируется состоянием покоя в его спокойной простоте.
 
      5.   В-пятых, при одновременном существовании двух равноправных движений (тенденций) – возникновения и прехождения – имеется возможность ограниченно-неограниченного во времени преимущества ведущей (развивающей) тенденции движения  бытия к бытию с переходом его конечной формы в форму бесконечную.  Равноправие тенденций – не формальное, а диалектическое тождество, то есть тождество различия.

     6.   В движении развития заложена возможность развития не только благодаря чему-либо, способствующему прогрессу, но и вопреки существующей тенденции прехождения, поскольку отрицание бытия содержится в самом бытии.
\
     7. Кроме того, имеется специфический (особенный) фактор развития социального бытия – жизнь со знанием и смыслом, что обеспечивает устойчивую установку на самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира, формирует активную жизненную позицию как мощный материальный импульс движения, приводящего объект в соответствие с понятием. Иначе говоря, векторы движений, определяемых  причиной и следствием, благодаря жизни со знанием могут иметь противоположные направления. Причина может отражать тенденцию ущерба для бытия, а следствие, исходящее из этой причины, может проявляться преимуществом для жизни, её развитием.
   
      4. СТАНОВЛЕНИЕ – первая, но вовсе не единственная, истинная категория диалектической логики.  СТАНОВЛЕНИЕ – БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЕДИНСТВЕ.В становлении две противоположные категории – два момента – яростно и бескомпромиссно борются между собой, образуя в этой борьбе некое единство. Нет жизни без смерти, как нет смерти без жизни. Нет революции без контрреволюции, как нет контрреволюции без революционного процесса. Нет свободы без необходимости её ограничения.    Нет ничего единичного и конкретного, не содержащего в себе что-либо всеобще-абстрактное. Объективное противоречие – причина борьбы противоположностей.   Это то, что никогда невозможно изменить. Это обстоятельство нужно всегда иметь в виду и спокойно принимать без лишних переживаний.

       Объективное противоречие уничтожить нельзя, но его можно разрешить диалектическим компромиссом. Оно СНИМАЕТСЯ (разрешается) новым качеством бытия, которое фиксируется в процессе развития состоянием относительного покоя. При этом, единство как множество, в результате, становится простым, а яростная борьба – покоем. Развивающееся бытие снимает (отрицает с удержанием и созиданием) отрицающее его становление и принимает его в себя, сохраняя форму бытия. Образуется новое качество бытия с его спокойной простотой. Диалектический компромисс сочетает в себе два диалектических закона: «Единство и борьба противоположностей» и «Отрицание отрицания».

5. ПЕРЕХОД КОНЕЧНОГО В БЕСКОНЕЧНОЕ. ФИЛОСОФИЯ БЕССМЕРТИЯ

       Гегель определяет «конечное» как НЕЧТО (бытие) взятое со своей границей. В таком «конечном», уже по определению, содержится момент бесконечного,  которое выражается должествованием бытия-для-иного, то есть ИНОБЫТИЯ бесконечного (вечного).  Во всяком «конечном» мы находим два момента его: ДОЛЖЕСТВОВАНИЕ и ПРЕДЕЛ. Предел – граница, которую переходят. Должествование – способность НЕЧТО быть тем, что оно не есть.
 
       Таким образом, каждое конечное событие, в том числе конечная человеческая жизнь, изначально включает в себя момент «бесконечного», то есть вечного бытия, но в иной форме – форме инобытия. Здесь обнаруживается тождество двух НЕЧТО – бытия и инобытия, хотя и видится их различие.  В этом конкретном рассуждении имеются, как минимум, четыре пары противоположных моментов (определений). Следовательно, сам собой напрашивается их синтез. Проще говоря, человек смертен и бессмертен одновременно.

       Развитие жизни включает в себя моментами «конечное» и «бесконечное» как время и вечность, каждый из которых стремиться стать своей противоположностью. Один момент определяет другой и немыслим без него. Бесконечное движение перманентно проникает в движение конечное, что даёт преимущество и ущерб для бытия одновременно. Опухолевые клетки, к примеру, бессмертны, но сокращают человеческую жизнь, то есть порождают «конечное», а конечная жизнь отдельных клеток способствует продлению жизни целому организму.
 
        Эволюция органического мира и развития человеческой цивилизации – это единый вечный и бесконечный процесс.  Его нельзя понимать как арифметическую (формально-логическую) совокупность не связанных в единое целое конечных событий (человеческих жизней). Такую бесконечность великий Гегель называл «дурной бесконечностью». Бесконечное множество конечных движений (жизней) образуют единое целое бытие вечной жизни. Время и вечность как «конечное» и «бесконечное» состоят, будучи моментами становления, в диалектическом противоречии по отношению друг к другу. В накале никогда не прекращающейся борьбы, они сливаются воедино. Их различие исчезает в становлении с возникновением нового качества бытия – бессмертия.