Мемуары. Целина-70

Владимир Сысолятин
Целина. 1. Не паханная, не подвергавшаяся обработке земля.
2. Место, пространство, по которому никто не ходил и не ездил.

                Словарь русского языка. С. И. Ожегова

Не было бы счастья, да несчастье помогло! Ну, да, несчастье было, а вот считать счастьем наше с ним знакомство? Кто его знает? 1 сентября 1963 года, был мой первый трудовой день! В школе! Нет не было у меня никаких педагогических склонностей или большой любви к детям... Всё гораздо проще. Мне тогда было всего лишь семнадцать. Стало быть никуда меня не брали из-за возраста! И ещё более за мой инфантильный вид. Ведь работа на нефтепромыслах тяжёлая, а других работ нет! Это же Вам не город, это деревня.

Работа лаборантом физкабинета не требовала не физических усилий, не большого ума. Зарплата соответственно, ниже не бывает! А кроме основной работы?.. Ну, есть такое, был в моей лаборатории магнитофон, хороший и дорогой. Праздники, пьянки учителей, пионерские линейки и прочее... И всё это на мне... Но вот, 1 сентября 1965-го, что называется день в день, ухожу я из школы. Ну, а дальше много чего трагического, неприятного, закончившегося моим неудачным поступлением в институт. И досрочно не поступив, приезжаю обратно в Чечню... Приезжаю с твёрдым намерением на следующий год туда же!..

Однажды, за несколько дней до Нового года, кто-то постучал в мою калитку. Выхожу во двор, а у калитки стоит ботаник, высокий пацан в очках. Оказывается он как бы мой приемник, так-как работает в той же школе и тоже лаборантом. А этот чёртов магнитофон взял да приказал долго жить! Пацан конечно смышлёный как оказалось, но? Но вот с практикой не очень, да и сроки опять же! Новый год на носу! Короче провозились мы дня два-три и всё заработало! Так вот я и познакомился с Толиком Мисником!

Мать и отец учителя, а он в следующем 1969-м заканчивает школу и естественно с золотой медалью! Я же говорю, что смышлёный!.. Между делом рассказал ему о своих экзаменационных мытарствах и своём твёрдом намерением туда же... Как оказалось, Толик из тех пацанов которым плюс-минус всё равно куда идти (в смысле институт)?! Единственно, что не в гуманитарный и тем более в педагогический! Не помню уж как там всё произошло, но ехать и поступать решили вместе.

Конечно же я готовился не покладая сил... Неожиданно, как-то по весне приходит по почте бамашка. Из института! Мол не хотите ли вы уважаемый (Ф.И.О.) на платные, заочные подготовительные курсы?! Не вопрос... И мы с Толиком вместе... А через некоторое время и на очные курсы прямо в институте где-то с июня месяца? И вот я делаю свой первый серьёзный шаг, — увольняюсь с работы с твёрдым намерением сюда (в Чечню) более не возвращаться! После того как Толик закончил школу, в середине июня мы и нарисовались в Таганроге, прямо у корпуса «А», как бы нашего уже института. Вот тут-то мы впервые увидели группу ребят и девчонок в форме. Это были студенты стройотряда (ССО), уезжающих на всё лето... Кто бы мог подумать, что ровно через год, мы вот так же будем уезжать в неизвестность?!

1970-й, пришла весна. Заканчивается второй семестр... Пошли разговоры о стройотрядах и планах на лето... И только тут я вспомнил, что я сирота казанская. И приходится жить на одну стипендию... И помощи ждать неоткуда... Прихожу к корпусу «А» (там же весь эпицентр всех событий). Да, объявления висят, только как оказалось все места плацкартные давно заняты! Ну, это как сейчас власть на Украине: кум, брат, сват! Брат кума, сват брата и тд... Так, что отряды уже давно (ещё зимой) сформированы. И вот не солоно хлебавши, поворачиваю оглобли в сторону общежития и? И вдруг вижу объявление, типа приглашаем в отряд «Связь»! Аудитория №... Я туда... За столом сидит мордастый пацан и чего-то пишет? Рядом худощавый прихрамывая (на подтанцовках) другой.

Странно всё как-то? Обычно в стройотряде бывает по тридцать-сорок человек, а здесь всего восемь? Но, в чужом монастыре лишние вопросы не задают! Наконец час «Х» настал и мы в голубых рубашках с шевронами на рукаве и громкой надписью «ЦЕЛИНА-70» попёрлись на вокзал. Вы спросите, а причём здесь целина? И, что значит «Связь» и целина? Это же всего лишь инерция... Как повествует песнь о вещем стройотряде, то в 1959 МГУ-шники впервые поехали на настоящую целину, в Казахстан. Думаю, что они были не последними. Так появилось название направления студенческих целинных стройотрядов, — ЦЕЛИНА! Ну, а уж потом, по инерции...

Так почему восемь голов? Ну, вообще-то семь. Восьмая, наша повариха. А мы были лишь бригада. Остальные же бригады разъехались кто-куда? Мы же в село Волошино. Это всё находится где-то в сорока километрах от Ростова-папы. На верхнем, левом снимке, слева, направо, все наши: самый низенький из нас, бригадир Валера. Правда он не был студентом, а каким-то там инженером в институте. Вдобавок был лишь материально-ответственным. А повариха Лариска оказывается, его жена. Далее я, Серёга из Кишинёва, Санька (он же Лев!), ещё один Санька (Лынок?) и Толик Качура. Вот он-то и был по сути бригадиром, в смысле руководил всеми работами! Снимал нас Санька Кирилюк (он наверное из Украины?). Вот такая «кумпания» собралась. Только мы с Кирилюком были с РТФ (радиотехнический факультет), остальные автоматчики (ФАВТ). Но на удивление, это нам никак не мешало дружно водку пить! Хотя это слишком громко сказано! В основном баловались автоматчики... Я же только в последний день, так для поддержки, не более. Пока собирались, да ехали до Ростова вся дурь и выветрилась...

Забегая вперёд, скажу, что мы устроились очень даже неплохо. Колхоз построил для себя одноэтажное здание быткомбината. И на момент 1970-го там только прозябала манюсенькая почта. Остальное занимали мы. Целых четыре комнаты. В самой дальней, маленькой Валера с Лариской. В одной самой большой ФАВТяне Качура, Серёга и Санька (Лев). В другой, большой два Саньки Лынок и Кирилюк. Мне как самому старому по определению, в кладовке. Там всё наше барахло хранилось. Окно этой кладовки Вы и видите на рис1. Он (снимок) единственный где вся бригада в сборе! Снимал наш (колхозный) водила Толик (Отец). Почему Отец? Не знаю, наверное наши охламоны его так прозвали? Он старше всех нас был (живой ли он сейчас?).

Вкратце о смысле нашей как бы предстоящей работе. Одни из нас готовят так называемые траверсы. Для обывателя это перекладины которые Вы могли видеть на столбах вдоль дорог. Другие готовили будущие опоры (столбы) и третьи вели разбивку линии со всеми погрешностями и исправлениями проекта. Потому как проект заваривали лет пять назад. Потом телились не один год. И пока дело дошло до дела, что-то на месте строительства изменилось. И естественно потребовалась коррекция уже на месте! А там соответственно потянется расход материалов. Кто занимался любым строительством меня понимает, — нельзя всё учесть! Тем более с постоянно меняющейся обстановкой.

Когда всё готово столбы развозят по линии и вызывают бурильщика. Так мы называли машину на базе ГАЗ-66 с бурильной установкой. Ну, а далее в темпе 600 столбов за неделю. В четыре утра подъём, — в десять вечера отбой! Когда всё столбы установлены и траверсы окончательно смонтированы начинается размотка проводов. Натяжение с помощью машины и вязка (привязывание более тонкой проволокой основного провода к изоляторам). После окончания убираем погрешности и всё! Ну, а далее небольшая пьянка (не до беспамятства естественно) и домой, в Таганрог!

На рис1 вся бригада у «офиса» на момент когда мы развозим по будущей линии столбы. Слева направо: Санька (Лынок), Валера в своей дурацкой шляпе, я, за ним чуть выше, Серёга, Качура, Санька Кирилюк и Санька, он же Лев. На верхнем снимке справа я в последний день уже по гражданке. Это тополиная аллея на окраине села. Возможно за аллеей прячется колхозный сад? Двое из наших обнаружили недоделки и пошли устранять все косяки. Мы уже всё прибрали, машину со всем барахлом загрузили и ждём тех двоих. Часа через три-четыре мы уже будем в Таганроге!

Конечно было не всё так гладко, особенно для меня. Так-как мы, как сейчас, так и тогда жили в стране дураков и идиотов, то? То из-за одного такого, местного идиота я чуть было не стал убийцей, а он не стал трупом! Такая история случилась!

Делали мы переход через дорогу по которой почти никто не ездил. Я остаюсь на дороге, все наши машиной разматывают провод и тут же начинают вязать. Естественно сначала натягивают провод. А столбы при переходе через дорогу высокие. До того как начнётся натяжение провода (пара) лежат на дороге прижатые по краю чем-нибудь (комьями чернозёма). И вот начали натяжение (мы друг друга не видим, слишком далеко, где-то за буграми?). Вдруг я замечаю, что Серёга (он набрасывал провода) неправильно набросил на столб и его (столб) при натяжении начало разворачивать. Если не предпринять меры и не исправить сейчас, то?..

Одним словом я на когтях вверх и с усилием выправляю уже натянувшийся провод и? И провод вздрогнул, соскочил с комьев и повис над дорогой! И всё бы ничего, если бы не страна идиотов!?! Слышу рёв мотора и у меня всё холодеет. По той дороге несётся во весь опор идиот на мотоцикле. Вы видели когда-нибудь такое, чтобы мотоциклист ехал по дороге и смотрел не на дорогу, а в сторону под девяносто градусов? Я видел! Что я мог предпринять? Даже если бы я смог просто сползти со столба, сбросить когти и отстегнуть пояс я не смог бы добежать до дороги. Что мне осталось делать?

Сбрасываю рукавицы, пальцы в рот и свистеть? А как реагирует идиот? Не сбавляя скорости, он ещё сильнее отворачивается от дороги (и кто это ему свистит?)! Всё! Это конец! Далее как в замедленном кино... Вы видели как самолёты-истребители садятся на авианосец? Правильно, специальный крюк сзади самолёта при посадке цепляется за поперечно натянутый трос. Самолёт резко сбавляет скорость до нуля! Вот так и в этом случае. Идиоту повезло, что провод поднялся до уровня ниже фары мотоцикла. Мотоцикл резко стал тормозиться натянутым проводом. Идиот удивлённо поворачивает голову и? И в этот момент мотоцикл переворачивается, делает сальто. Идиот вылетает вверх и перевернувшись в воздухе, падает на дорогу и проползает на животе. Повис бы провод выше, — и отрезало бы голову этому идиоту! С тех пор мы стали на дороге оставлять только двоих.

Но были не только грустные, но и весёлые приключения и в самый последний день! Уже ближе к концу работы к нам присоединилась бригада шабашников. Они должны были соединить нашу линию, оканчивающуюся на окраине села, подземным кабелем с местной АТС. У них был трактор «Кировец» и драндулет «ЗИЛ». И эти обалдуи, как-то раз поехали на колхозную бахчу. Кто не в курсе, это поле где растут арбузы (бахчевые) и? И своровали полкузова ЗИЛа этих самых арбузов. Привезли и нам половину и себе половину! Короче, в последний день я до Таганрога еле доехал! Вместо старого вокзала в центре города выскочил со скоростью звука на Главном! Со всеми вытекающими, «ессессственно»! Водка плюс арбуз, — «ЭФ-Ф-ФЭКТ» потрясающий! Попробуйте, — Вам-м-м понравится!..

Так вот весело и закончилась моя самая первая целина, — «ЦЕЛИНА-70»!

На рис2 буровая установка в действии. Это так называемая фреза. Она врезается на небольшую глубину и вытягивает вверх землю. Затем включается максимальная скорость вращения и земля разлетается по кругу. Затем всё повторяется пока не будет достигнута нужная глубина. На рис3 рабочий момент. Правда я не снимал всё это и не в курсе чего они там затеяли? Может хотят сдёрнуть 66-м столбы по очереди? Кстати, ГАЗ66 может не только работать как бур, но и как кран! На рисунке видна опущенная стрела крана.

На рисунке справа, вверху наша бригада, кроме одного. Это Санька Кирилюк, он нас снимал. Внизу я в последний день, на краю села, у тополиной аллеи.
Часа через три будем дома, в Таганроге.