Глава XXIV. 1. Выборы. Ельцин

Альберт Иванович Храптович
          (Предыдущее см.http://www.proza.ru/2016/02/15/2007)
                «…И вечный бой.
                Покой нам только снится».  А. Блок.

                I. ПРЕДВЫБОРНАЯ БОРЬБА. ПАРТКОНФЕРЕНЦИЯ.

             Расставался со службой без всяких сожалений, переживаний, видимо потому, что меня к тому давно подготовили. Как сказал В.Тихонов устами своего героя из кинофильма «И другие официальные лица»:  «Я не могу служить в системе, которая меня не защищает». Горько на душе было только от того, что не встретил среди своих сослуживцев и старших начальников должной поддержки в хождениях по инстанциям. Понимающие были, однако молчали. Иные даже поддерживали, но до первого окрика вышестоящих.
             Вот, что сказал позже, уже после выхода в отставку, например, вице-адмирал В.Д. Рязанцев:

             "Уважаемый Альберт Иванович! Мы с Вами заочно знакомы. По крайней мере, я много хорошего о Вас слышал от обыкновенных офицеров-подводников, и слышал критику Вашего доклада от начальников. Вопросы, которые Вы поднимали в своем докладе тогда были очень "неудобными" Вашим начальникам 2 флотилии и ТОФ в целом. Вроде бы Ваши начальники соглашались с Вашими выводами и в тоже время сами они боялись открыто Вас поддержать. … весь трагизм такой ситуации заключался в том, что ВЫ БЫЛИ В ЕДИНСТВЕННОМ  ЧИСЛЕ. Нет, Вас поддерживали многие сослуживцы, но они Вас поддерживали «на кухне», открыто Вас поддержать, значит обречь себя на то преследование, которому подвергались Вы. Крепко жму руку, С уважением, В. Рязанцев".

            Так что особого расстройства я не испытывал.  Тем более, что не остался сразу же без дела – мне предстояла предвыборная кампания. Получилось так, что уволили меня фактически незаконно, кандидата в депутаты увольнять было нельзя.
           Один из участников той кампании сказал мне после выборов:
- После того, как с Вами так поступили, Ваша победа была, практически, предрешена. Но ни Вы, ни Ваши доверенные лица не смогли или не захотели тем воспользоваться.

            Да какой там «не смогли или не захотели»! Мы не имели ни малейшего представления о проведении настоящих выборов. Те, что были у нас раньше, выборами можно было называть лишь условно. Так что толком не знали что и как надо делать. Тем более, даже не догадывались о том, что сложившуюся ситуацию можно обратить себе на пользу.
              Я остался один с двумя товарищами из УЦ, изъявившими желание поработать со мной в качестве моих доверенных лиц. Ни я, ни они никогда раньше подобными делами не занимались не имели никакого опыта. Тем более, что оба моих помощника были заняты преподавательской работой в УЦ, где их старались нагрузить побольше, чтобы не осталось времени для помощи мне. И всё!  Мало того, однажды в местной печати появилась даже статейка, хоть и без особого компромата, (его и здесь не нашлось), но, в какой-то мере, против моей кандидатуры. (Якубовским выполнялось распоряжение сверху).

             Партийно-хозяйственная система, остававшаяся в полной силе, естественно, выставила кандидата из своей среды. Им стал зам. директора ФЭИ  И. Силаев. К его услугам было всё: транспорт, связь, все городские газеты, радио, ТВ. Куча пропагандистов, советников, политологов, средства без ограничений на печатную продукцию. Мне, и таким как я кандидатам на встречи с трудовыми коллективами приходилось ездить на своих стареньких «Жигулях» одному или с кем-нибудь из двух моих помощников. Такие, как Силаев, ездили на больших служебных машинах, со свитой. Так что если считается, будто все кандидаты были в равных условиях, то некоторые из нас были явно равнее других. Не буду всего рассказывать, возьму только пару примеров.
             Вот один из них.
 Выступаем в Балабаново. Зал битком набит народом – как же, интересно! Это же первые фактически дебаты кандидатов.  И там, уже тогда, выступавшие от имени избирателей представители, сказали прямо: «Кто проведет нам водопровод, за того и проголосуем!». Ну и кто из кандидатов смог на следующий день пригнать грузовики с техникой, рабочими и материалами? Думаю, понятно.
            Или вот еще пример, может и не такой яркий.
            На встречу с рабочими трикотажной фабрики в Боровске никто из боле «равных» кандидатов в депутаты не поехал –  видимо там, среди рабочего класса, им нечего было ловить. Поехали мы, те, кто попроще. Кто на «Жигулях», кто на автобусе. На фабрике чудовищно грязный, до нельзя захламленный двор не удивил – так они выглядели в то время почти везде. А вот то, что увидели в цеху, просто повергло нас в шок. Перед нами наяву встала картинка из учебника истории, где говорится о средневековых мануфактурах. Те же громадные чаны с клубами пара над ними, полуголые мужики, что-то там мешающие палками.  Какие-то допотопные станки с длинными приводными ремнями, только вместо паровых машин электромоторы. Всё это в какой-то сырой, душной полутьме.
 
            В следующем цеху за ободранными столами что-то кроили женщины. Здесь было посветлее, пока мы осматривались, прозвенел звонок на обеденный перерыв. Женщины на этих же столах, заваленных какими-то выкройками, разложили нехитрую снедь, начали обедать. Начальство распорядилось пригласить сюда людей из других цехов, (пришло десятка два человек), и нам предложили перед ними выступать со своими предвыборными программами!

           Когда мне предоставили слово, я просто не знал, что сказать. А они улыбались, шутили, подбадривали. Пришлось говорить. Вкратце моя речь свелась к тому, что работать в таких условиях, как у них на фабрике, с допотопным оборудованием, без должных мер безопасности, когда нет даже столовой, это просто безобразие. Что мы ничем не хуже людей в развитых странах, и пора нам тоже взяться за ум, подумать, что и как можно и нужно сделать. Ну и несколько слов о том, что я бы предложил, будучи депутатом, сам. В том числе сказал, что нам надо добиваться не только модернизации промышленности, нормальных условий труда, но и достойной его оплаты. И что для того необходимо создание хотя бы еще одной, например, социал-демократической партии в стране. Что конкуренция между ней и КПСС могла бы оздоровить обстановку, особенно в руководстве. А потом и в промышленности, в том числе конкретно на этой фабрике.
           Примерно так я  выступал перед многими коллективами, в том числе и на собраниях в институтах, на производствах и даже на площадях. Мне кажется, многие меня понимали. В чем чуть позже пришлось убедиться.


             На выборах, как и ожидалось, победил представитель партноменклатуры И.Силаев. Но и за меня было подано немало голосов. А главное – вскоре после выборов пошли звонки по телефону. В стране готовился ХХVIII-й Съезд КПСС, начинались выборы делегатов от партийных организаций. Так вот, первичные парторганизации нескольких обнинских предприятий предложили мне, (!), быть их кандидатом на общегородской партконференции. Именно там должны были выбрать одного  делегата на Съезд от Обнинска. Просто невероятно – в каждой парторганизации своих достойных людей много, руководители институтов, профессора, доктора наук, и вдруг предложение мне!  Единственное, чем я мог объяснить происходящее, это только опьяняющим чувством новизны, что теперь люди сами могут выдвигать кандидатов, свободно излагать своё мнение, что-то решать. И, может быть, тем, что в ходе предвыборной кампании я говорил, какую роль может сыграть партия в ходе перестройки, вместо того, чтобы её тормозить. Что громадную пользу могла бы принести нам еще одна партия, чтобы не было монополии одной КПСС. Такие речи совсем недавно были немыслимы, может именно это и понравилось многим.

            В конце-концов, поддавшись на особо настойчивые уговоры секретаря одной из самых крупных в городе парторганизации научно-производственного объединения, НПО «Тайфун»,  я согласился поучаствовать в выборах кандидата от них. На общее партсобрание НПО,  куда меня пригласили, низовые партийные ячейки прислали своих представителей и выставили кандидатов. В том числе самого директора. Каждому из нас дали слово для изложения своего понимания, что нужно решить на Съезде. Дебаты по кандидатурам и их программам были исключительно жаркими, затянулись до полуночи. Голосование было тайным. Каждый коммунист писал на бумажке фамилию кандидата, за которого голосует, и опускал в урну. Каким же было моё изумление, когда после вскрытия урны, оказалось, что за меня проголосовало подавляющее большинство присутствующих!  Подумать только – за меня, новоиспеченного пенсионера, даже пока еще не члена их парторганизации!  Просто немыслимо.


             На общегородской партконференции победил, конечно же, кандидат от самой мощной парторганизации города – ФЭИ. Много было голосов и за меня, из числа тех, кто хотел перемен в нашей жизни и партии. Но еще больше в зале было тех, кто никаких перемен не хотел, кто предпочитал жить спокойно, по-старому. (Выборы делегатов на общегородское партийное собрание в низовых парторганизациях делегатов были организованы "правильно").  То же самое произошло и на самом Съезде КПСС. И там тоже в большинстве оказались те, кто составлял, как потом его прозвали, «агрессивно-послушное большинство». И никаких новых, радикальных решений на Съезде принято не было.
 
             Вскоре после этого, мне предложили должность заместителя председателя городского исполкома по науке и промышленности. От этого почетного предложения  отказался сразу – в такой сфере я не специалист. В городе есть много профессионально подготовленных, толковых людей в этой области. Сложностей там и так много, и, пока я буду «врастать» в обстановку,  их станет еще больше. А проблем не только в городе, но и в стране действительно с каждым днем становилось всё больше, и они становились всё более сложными.

                Продолжение:   http://www.proza.ru/2015/11/11/612