Повесть Встреча глава 9

Тамара Сафронова
 


                .

                Крест

          Девятнадцатого мая, в день рождения пионерской организации им. Ленина, Шуру принимали в пионеры. Многих ребят в этот день принимали. Сережка Галкин играл на пионерском горне. Все встали на торжественную линейку.
          Те кого принимали, держали в руках перед собой галстуки, а старшие пионеры потом их повязали ребятам, после клятвы. Шура с Олей Гашковой выучили песню и пели ее:
«Взвейтесь кострами синие ночи
Мы пионеры, дети рабочих.
Близится эра светлых годов
Клич пионеров всегда будь готов».
       Было очень торжественно. Весело. Потом все пошли в поход.

       Лето промелькнуло быстро. Никита опять уехал в город. Этим летом он заработал много. И ему купили новый костюм, шапку, сапоги.
       Все в деревне говорили об укрупнении сельхозпредприятий. Их колхоз должны были объединить с соседним. Сказали будет не колхоз, а совхоз, что когда всем выдадут паспорта будут рассчитываться не трудоднями, а деньгами и сельхозпродукцией. Все ждали, что же это такое будет.
       Зима пришла суровая и очень метельная. Где-то в середине января, вечером поднялась очень сильная буря. Ветер так бушевал, что Шурка испугался и забрался к матери в постель. Утром они еле вышли из дома. Хорошо, что двери открывались во внутрь, то сидеть бы им дома пока кто ни будь их не выгреб. Катерина утром ходила огребать Фроловну. У нее дверь из сенок открывалась на улицу. Снега-то намело выше крыши, дверей совсем не видно было.

        Вечером Катерину пригласили в гости, и они с Шуркой пошли вдвоем к тетке Прасковье в другой конец деревни. Ветер неистовствовал, он просто валил с ног. Они возвращались поздно. Огни в домах уже не горели, уличного освещения не было, а луна то выглядывала из тучи, то снова пряталась.
         В ту зиму о волках часто поговаривали. Дядька Матвей, даже одного застрелил.
        Катерина с Просковьей распили бутылочку горького и она, весело напевая, шагала впереди, а Шурка еле поспевал за ней. Его ноги увязали постоянно в снегу. Он очень устал и никак не мог догнать мать. Кое-как они добрались до дома. Шурка свалился в постель как подкошенный и сразу уснул.
       И приснилось ему: «Мать от него ушла очень далеко. Шла не оглядываясь, а он кричал ее, звал, плакал. Вдруг небо посветлело, он поднял голову и увидел, что с неба на него смотрит седой с красивой белой бородой человек: «Бог», - подумал Шурка и остановился.
      Тут Бог протянул ему большой золотой крест.
- Бери, и береги его, не роняй и не бросай. Неси домой и поставь в передний угол,   
       Бог исчез, но на плече у Шурки лежал тяжелый золотой крест. Он опомнился и увидел, что мать ушла еще дальше. Шурка бросился за ней, но споткнулся и упал, уронил крест. Поднял. Он был по-прежнему тяжел, но уже не блестел, как прежде. Был бел, как снег. «Стал серебренным», - подумал Шурка и снова побежал за матерью. Нога оступилась с тропинки и он опять упал и уронил крест. Так он упал несколько раз, ронял и снова поднимал крест пока дошел до дома. А когда вошел в дом матери не нашел, а крест стал черным и очень тяжелым. Ему стало страшно. Он хотел его выбросить, только крест словно приклеился к рукам.
       - Мама, мама, - звал Шурка, заливаясь слезами, но мать не появлялась.
Он проснулся, всхлипывая,  весь в слезах.
       Было утро, мать топила печь, весело трещали поленья, и отблески огня играли в окне. В доме пахло лепешками. Он успокоился, но сон запомнился ему на всю жизнь.
       - И только теперь, когда мне уже близится к шестидесяти. Я понял, что мне действительно был дан золотой крест – мой талант. Но я его растратил в пустую», - сказал Александр Кузьмич, горестно вздохнув

.
                Артист = баянист

        Поезд наш мчался вперед к нашим станциям назначения.
- Что же было дальше? – спросила я.
Он продолжил свой рассказ.
       Прошло еще два года, Александр перешел в шестой класс. Он уже отлично играл на гармошке любую мелодию на слух.
       Летним вечером собрались ребята и девчата на полянке не далеко от пруда. Рыбы в пруду было много, особенно леньков. Вода прогрелась и линек хорошо шел на удочку. Местные обычно вечерком побродят, глядишь ведро есть. Городские тоже наведывались посидеть на бережку с удочкой, особенно в субботу и воскресенье.
        Александр развернул свою гармонь. Вначале девчата пели, он им подыгрывал. Потом плясовую заиграл. Тут один из рыбаков отложил удочку и направился к танцующим. Подошел, сел на бревнышко и стал слушать.
- Где же ты научился так играть?
- Нигде.
- Как нигде, кто тебя учил?
- Сам.
- И давно ты так играешь?
- Давно.
-Как давно? Год, два?
- Не, я не помню. Кажется, я раньше научился играть, чем говорить.
- Как это так?
- Мамка говорит я с гармошкой родился. Меня музыкантом зовут в деревне.
- А как тебя по настоящему зовут?
- Шурка.
- Значит Александр. Учиться тебе надо, дружок! В городе школу музыкальную открыли. Там есть класс баяна. Приезжай. Есть тебе где жить? Родственники есть в городе?
- Не, у нас с мамкой никого нет.
- Ничего, найдем, где тебя устроить.
- А вы кто?
- Я директор этой школы. Только я класс фортепиано веду.
- К нам сюда приезжал слепой баянист, он так здорово играет.
- Вот у него и будешь учиться.
- У него?! – у Шурки округлились глаза и пропал дар речи. Большего счастья он не мог ждать.
- Поиграй еще, что умеешь?
- А я все умею
- Все уметь не возможно. Слух у тебя отменный, а вот музыкальной грамоте тебя надо учить.
         Вечер перешел в ночь. Девчата много пели, особенно частушек.
Леонид Леонтьевич, так звали директора музыкальной школы, все сидел и слушал, пока все не пошли по домам.
       Александр прибежал домой, когда Катерина уже спала.
- Мама, мама, проснись! Ты только послушай. Меня берут в музыкальную школу, такая есть в городе.
- Хорошо, хорошо. Утром поговорим.
- Нет, мама, мне надо туда обязательно. Меня будет учить слепой баянист Иван Иванович.
- Ты собрался учиться в городе?
- Да, мама, я очень хочу.
- Хорошо, а сейчас спать.
         Александр долго не мог заснуть. Он уже мысленно видел, как Иван Иванович играет, а когда заснул, то увидел во сне, как они играют вдвоем. Баян был тяжелый, и у него даже рука заболела. Проснулся утром, руку отлежал, пошевелить пальчиками было больно.
        Мать ушла на работу. Александр наскоро умылся, оделся и пустился искать Кузьму Ивановича. Счастье переполняло его. Радость плескалась через край. Пришел в дом отца.
- Его уже давно нет. Он уехал в райком, - сказала Людмила Семеновна.
          Выбежала Лена, обняла брата.
- Рассказывай, с чем пожаловал.
         Шурка передал разговор с Леонидом Леонтьевичем.
- У меня там сестра живет, - сказала Людмила Семеновна.
- Может он у нее и поживет, мама?
- Не знаю, надо поговорить.
        Александр не верил своим ушам. Неужели так бывает?
- У нее никогда не было своих детей, поэтому вряд ли она согласится.

        Катерина пришла с работы. И они с Александром долго обсуждали, что им делать.
- Никитку в армию забрали, ты в город учиться собрался. А я с кем жить буду?
- Со мной! – твердо заявил Шурка.
- Хорошо. Поедем в город. Поговорим с директором. Может и для меня работа там найдется. Если Кузьма Иванович справку даст на получение паспорта.
- Даст, даст. Он же не будет меня держать. Правда, мама?
- Думаю, он не против твоего счастья.
       На другой день Катерна и Шура поехали в город. Школу они отыскали быстро, а вот директор был в отпуске.
- Что будем делать? Видно зря приехали.
- Мама, может тетя знает, где он живет.
- Удобно ли, сынок, беспокоить человека.
- Он же сказал: «Приезжай обязательно».
- Хорошо! Давай спросим.
        Они спросили, как найти директора.
- Зачем вам Леонид Леонтьевич?
- Он позвал меня учиться музыке.
- Его нет. Он уехал в область. Будет дня через три, не раньше, но работает приемная комиссия. Вы пройдите в пятый кабинет.

      Когда Катерина с Шуркой зашли в кабинет, они увидели там трех человек. Две женщины и Ивана Ивановича.
- Проходите. Вы хотите поступить учиться?
- Да.
- Сколько вам лет, молодой человек, и на какое отделение вы хотите поступить?
- Мне, одиннадцать. Я перешел в шестой класс и хочу быть артистом-баянистом.
- Так сразу артистом-баянистом? - вмешался Иван Иванович.
- Да. Я уже умею на балалайке и гармошке играть.
- Очень хорошо. Дайте ему балалайку, и гармонь принесите.
- Что играть-то?
- А что умеешь?
- Барыню, - и Шурка заиграл. Запела в его руках балалайка, что ноги сами в пляс запросились.
- Молодец. Теперь, что ты умеешь на гармошке.
- Песню или плясовую? – спросил Шура.
- Без разницы.
         Он заиграл частушки.
- Молодец, - снова сказал Иван Иванович, - Хорошо, мы тебя берем. Придешь первого сентября, составим расписание, когда узнаешь в какую смену будешь учиться.
- Как в какую смену?
- А ты в какой школе учишься?
- В своей деревенской.
- Мы хотели с директором поговорить насчет работы для меня. Я бы уборщицей могла поработать. – вмешалась Катерина.
- Приходите в понедельник, он обязательно будет, а вы молодой человек зачислены. Будете у меня учиться. Рад был с вами познакомиться, только вот вы нам не представились.
- Как представиться?
- Назовите вашу фамилию, имя и отчество.
- Пищулин Александр Кузьмич.
- Хорошо, Александр Кузьмич, до встречи первого сентября.
       
         Они вернулись домой очень счастливые, особенно Шура. Он теперь ученик музыкальной школы.
         Утром Катерина пришла в правление.
- Зачем тебе уезжать? – спросил Кузьма Иванович.
- Мал он еще один-то жить. Если у меня будет паспорт я тоже смогу жить и работать в городе.
- Где вы там жить будете?
- У меня есть корова, две свиньи, овцы. Продам дом. Может там сможем что-нибудь купить.
- Ой Катерина, Катерина, смелая ты женщина.
- А что я тут буду делать одна?
- Но ведь не будешь же ты за ним всю жизнь гонятся?
- Не буду. Но пока он еще мал, а учиться ему надо.
- Хорошо.

       Справку Катерине дали. В понедельник они с Александром снова поехали в город. Катерина сдала документы на получение паспорта и пошли в музыкальную школу.
       Они встретились с директором. Катя рассказала ему все, спросила нет ли у них для нее работы.
- А в колхозе кем вы работали?
- В начале заведующей фермы, а потом в детском саду.
- Вы найдете себе работу лучше, чем уборщица и оклад повыше. Вы ведь одна сына воспитываете?
- Да.
- Вот получите паспорт, купите дом, а там и работу найдете.


                На новое место.

         Прошла неделя. Катерина готовилась к переезду в город. Страшно и незнакомо было ей все. Она всю жизнь прожила в этой деревне, здесь родилась, росла, вышла замуж, родила сынов, растила их. И теперь куда-то едет. Что найдет, что потеряет? Но надо, надо ехать. Счастье ее сына зависит от нее. Так думала Катерина: «Мне будет еще страшнее, если он там будет один».

       Закололи свиней, в субботу поехала на рынок. Никогда ничего не продавала она. С ней поехала Клавдия: «Давай помогу», - предложила она. Мясо продали быстро и денег получили порядочно. «Корову придется на мясокомбинат. Жалко. Хорошая она у меня и молока дает по ведру. Всегда своя сметана и масло было. Как я без нее жить буду». – переживала Катя. Овец у нее Фроловна взяла: «Лето продержу, зимой у вас хоть немножко мяса будет».
         После смерти Ивана Никитича, она сильно сдала. Дома конечно управлялась потихоньку. Узнав о переезде Катерины с Шуркой очень расстроилась, но все равно была рада за внука.
- В гости будешь летом ко мне приезжать. Правда?
- Буду, - заверил Шурка.

       Переживала Катерина, что с домом делать. Тут ее спас Кузьма Иванович.
- Катерина, зайди в правление.
- Что случилось?- спросила она.
- Зайди. Поговорить надо насчет твоего дома.
- Есть какое-то предложение?
- Да.
      Она зашла к нему в кабинет. Там сидела молодая женщина.
- Катерина Ивановна, это наш новый агроном, и еще учитель ботаники и биологии.
- Очень хорошо.
- Конечно, хорошо. Я был в управлении сельского хозяйства. Нам разрешили для нее купить твой дом.
- Господи, не ужели это правда?
- Истинная. Деньги тебе переведут на счет в сберкассу. Там их и получишь.
       К середине августа у Катерины все было готово к переезду.

        Дом нашли, пусть и не в центре города, зато хороший, с баней, конюшней. Была и овощная яма. «Можно козу купить, ей сена немного надо. Овощей в огороде много выросло. Еще и зерно получу». – решила Катерина.

        Провожали их с Шуркой чуть ли не всей деревней. Дали машину. Погрузили скромные их пожитки. И на прощанье попросили Александра поиграть. На кануне были проводы. Собралось много народа. Кто что притащил. Во дворе столы накрыли и гуляли чуть ли до утра.
         Новая агроном тихонько шепнула Катерине:
- Пусть и меня полюбят в твоем доме, как тебя любили. Вам же, счастья на новом месте.
- Спасибо. Твои бы слова Богу в уши. Все бы хорошо стало.
         Устроилась Катерина. Успокоилась. И вспомнила, что за всеми хлопотами забыла Никите сообщить о своем переезде.