Современный взгляд на Группы и портреты Д. Стахеев

Татьяна Ролич
Современный взгляд на очерк « ГРУППЫ И ПОРТРЕТЫ»
ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА СТАХЕЕВА.

Аннотация.
Данная статья посвящена очерку «Группы и портреты», где высказывается
мнение Д.И.Стахеева о ситуации в литературной сфере по вопросу
отношения писателей к православию
The summary.

Given article is devoted to a sketch « Groups and portraits » where D.I.Staheeva's
opinion on a situation in literary sphere on a question of the attitude of writers to
orthodoxy expresses

Ролич Татьяна Викторовна
Санкт- Петербург

Человек есть сложное запутанное существо.
Моё «Я» переживает себя как пересечение двух
миров. При этом «сей мир» переживает
как не подлинный и первичный и окончательный.
( Н.Бердяев «Самопознание
М.: Книга.1991.с.34)





Очерк «Группы и портреты» (Листочки воспоминаний) одно из
последних произведений Дмитрия Ивановича Стахеева, был напечатан в
журнале «Исторический вестник» за 1907 год. Это было время, когда идеи
и поиска исконного православия получили широкое распространение в
обществе и захватили знакомых Д.И. Стахееву писателей. В очерке делается
попытка понять причины этого явления. Анализируется общение писателей
с оптинскими старцами, и делаются выводы об этом интересном явлении,
которое возникло на рубеже XIX и начала XX в.

Зарисовка « Группы и портреты» необычна по своей правдивости, с
какой Н.Д.Стахеев описывает интерес к монастырям, Старчеству,
иночеству. Считалось, что монастыри сохраняют истинную православную
веру, влияние которой в обществе постепенно ослабевает, в связи с
проникновением рационалистических идей во все сферы жизни, особенно в
литературную.

Поиск истинной веры получает широкое распространение. Посещение
монастырей, общение со старцами стало популярным. Именно в Оптиной
Пустыни, в беседах со старцами известные писатели, философы,
публицисты старались найти ответы на религиозно-философские вопросы.
«Группы и портреты» были написаны Д.И. Стахеевым в 1890г, когда
эти вопросы получили широкое распространение. По смыслу они
способствовали разрушению основ православия, влияние которого на
жизнь Российского общества было важным. Многие исследователи
обращались к этой теме, пытаясь найти ответы на эти вопросы. Специалисты
изучают эту тему, значительность которой на рубеже веков в Русском
православии была заметна.

« Оптина пустынь… стала центром русской монашеской духовности
XIX века. В Оптину совершали паломничества, переписывались со
старцами Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой,
К.Н. Леонтьев и В.С. Соловьев. Интерес к Старчеству со стороны
литераторов и религиозных философов создал существенные предпосылки
для усвоения принципов этого иноческого делания философской мыслью
того времени» [3.стр.18]

В этой связи появление «Групп и портретов» закономерно.
В.Котельников так оценивает обстановку того времени «Среди мирских
интересов литературы всё настойчивей проступал интерес к монастырю, к
иночеству, к аскетическому строению человека.»[2. На пороге кельи.]

Н. Бердяев в книге «Самопознание» пишет «Интеллигенты,
возвращающиеся к православию, почитали старчество и искали духовного
руководства старцев. В те годы обращённость к старцам была более
характерна для интеллигенции, которая хотела стать по - настоящему
православной, чем для традиционно бытовых православных, которые
никогда от церковного православия не отходили. Старцев почитали не
только новые православные, но также далёкие от церкви теософы и
антропософы. Предполагали, что кроме известных старцев, живших в
определённых монастырях и пустынях, есть ещё скрывающиеся старцы,
место пребывания которых неизвестно или известно немногим»[1.стр.435.]

«Старчество в России начало практиковаться в 1800 годах в
Белобережской пустыни под Брянском и получило дальнейшее широкое
развитие во многих обителях, особенно во Введенской Оптиной пустыни
(Калужской губернии).[6]

Интерес специалистов к этому явлению понятен. Идёт постоянная
дискуссия по этому вопросу. Православие интересует всех, и изменения,
происходящие в этой сфере, находят своё отражение, подчас совершенно в
неожиданных аспектах. Интересна и такая оценка этого явления.
«… Русское старчество с самого начала вступило на новый путь развития,
отличный от древневосточного, и в результате возник новый тип старчества.
Старчество - институт общения с миром, с социумом, в котором оно играет
некоторую социально культурную роль. Суть этой роли в том, что старец
становится духовным наставником и советником людей, живущих в
миру».[3.аннотация]

Общество того времени именно в Старчестве искало опору. Не одни
литераторы искали новые пути. Это движение носило массовый характер.
Высокопоставленные особы и обычные люди общались со старцами, и в
беседах с ними старались найти духовную опору.
В « Группах и портретах Д.И.Стахеев изобразил не только известных ему писателей. Вот, что он пишет:

«Главным образом, так сказать, гвоздём в этих моих кратких
воспоминаниях будут не те писатели, о которых я выше упомянул, а ветхий
старец, монах – схимник, живший в Оптиной пустыни в великом уединении,
чуждом мира и всего «я же в мире». [5.стр.84]

В очерке « Группы и портреты» Д.И. Стахеев ставит вопрос о
правомерности и обоснованности интереса к Старчеству. Он описывает
посещение Оптиной пустыни со слов свидетелей, при этом передаёт
рассказы непосредственных участников бесед со старцами, что представляет
исключительный интерес. Имена Достоевский, Толстой, Леонтьев,
Соловьёв, Страхов вызывали почитание и уважение в обществе.

К примеру, Н.Бердяев высказывает мнение: «Они видели в старцах
«посвященных». О старчестве создавался настоящий миф»[1.стр.435] .
Д.И.Стахеев пытался понять суть Старчества. С одной стороны
старцы это посвященные, с другой им присуще всё человеческое, чему они
противопоставляли свой образ жизни в Пустыни. В этом было главное
противоречие Старчества, которое с одной стороны держалось на
естественных человеческих качествах, а с другой опиралось на истинные
основы православия, которые в Старчестве были основополагающими.

В рассказе про старца-схимника Д,И.Стахеев пишет:
«Имею я дерзновение рассказать о том, как этот старец-схимник,
победивший, по-видимому, все человеческие страсти, вдруг, во время
душеспасительной беседы с одним из посетителей его кельи, обнаружил в себе
присутствие некоего беса, именно одного из тех, «коих род ничем же
изымается, токмо молитвою и постом» [5.стр.84]

Д.И. Стахеев сомневается в святости старца, которого откровенно
обличает в несвободе от Бесов. В другом отрывке Н.Стахеев высказывается
о посетителях: «Оптина пустынь… была когда-то облюбована некоторыми
нашими крупными писателями, ездившими туда… не знаю, впрочем, с какою
целью, может быть, и с религиозною, а может быть, и просто так, для
развлечения и отдыха после утомительных литературных трудов…» [5.стр.
82]
Эти строки показывают непростое отношение Д.И.Стахеева к поездкам
литераторов к Старцам. Провинция, представлявшая интерес для разных слоёв
общества, притягивала к себе особенно маститых писателей, которые считали,
что именно там сохранился истинный дух православия. Д.И.Стахеев не
отрицает религиозной направленности таких поездок, однако упоминание о
«развлечении» сразу придаёт этим путешествиям в Оптину пустынь к Старцам
несерьезный характер.

Стахеев разочарован в Старчестве. Поиск истины у Старцев
представлялся ему какой-то игрой, заполнением свободного времени, своего
рода развлечением. Это мнение, так прямо высказанное Стахеевым, настроило
писателей против него. Он заявляет о несерьёзности своего отношения к
посещению литераторов Оптиной пустыни, и поискам истин у старцев.

В гости к Н. Страхову, который проживал в одной квартире со
Д.Стахеевым приходили многие известные писатели. Среди них был Лев
Толстой. Вот что мы читаем в « Очерках и портретах» о посещении Л.Толстого.
«…с Толстым никогда разговоров не вёл и, каюсь, избегал встречи с ним, так
как многое в нём самом и в его писаниях, после « Войны и мира» и « Анны
Карениной», было мне не по душе. И когда, случалось, он посещал нашу
общую со Страховым квартиру, я, намеренно уходил из дому по чёрному
входу, чтобы избежать встречи с ним…». [5.стр.92] Поучительный тон Л.
Толстого был невыносим для независимого Д.И.Стахеева.

Оптина пустынь находилась недалеко от тех мест, где проживал
Л.Н.Толстой. Он же и «заманил туда» (в1877г), пишет Н.Д.Стахеев, Н.Страхова,
который у него (Л. Толстого) часто гостил. Н.Страхов ничего не сообщил
Д.Стахееву о предполагаемой поездке в Оптину пустынь, зная, что Стахеев её
не одобрит, будучи глубоко религиозным. Уже потом Н. Страхов охотно
делился с Дмитрием Ивановичем своими впечатлениями.

Сам Стахеев не был в Оптиной Пустыни. В «Группах и Портретах»
Д.И.Стахеев подробно передал рассказы известных участников бесед со
Старцами. В своих наблюдениях Стахеев предельно точен, ссылаясь, всякий
раз, на конкретного автора слов. Все рассказы, записанные Стахеевым со слов
Николая Страхова, Владимира Соловьёва о посетителях Оптиной пустыни
достоверны.

Интересно мнение Владимира Соловьёва, которое пересказывает
Д.Стахеев в «Группах и портретах»: «Каждый из писателей, разумеется, по
своему относился к старцу, слушал и понимал его поучительные речи, по -
своему обсуждал их не только по уходе его из кельи, оставаясь наедине с самим
собой, но даже в присутствии самого старца, возражая на его речи и оспаривая
их, развивая и поясняя. Федор Михайлович, например, вместо того, чтобы
послушно и с должным смирением внимать поучительным речам старца-
схимника, сам говорил больше, чем он, волновался, горячо возражал ему,
развивал и разъяснял значение произносимых им слов и, незаметно для себя из
человека, желающего внимать поучительным речам, обращался в
учителя»[5.стр.84]

В творчестве Д.И. Стахеева в повести «Пустынножитель» многие
процессы, которые тогда происходили в обществе Д.И.Стахеев предвидел. И
они нашли своё отражение в повести.
Прообразом главного героя повести был Н.Страхов. Д.И.Стахеев знал
подробно о поездке Н. Страхова в Оптину Пустынь. Название повести
подсказал Д.И.Стахееву, возможно, образ православного монаха Никандра
Пустынножителя/1507-1581/ который оставался пустынником до конца жизни,
основав Никандрову Свято-Благовещенскую пустынь. Знал Стахеев и об
истории К.Н.Леонтьева, который «…поселился в Оптиной пустыни и через 4
года, приняв тайное пострижение с именем Климента, переехал в Сергиев
посад, где и умер 12 ноября в 1891году»[4.стр. 414] Это тоже могло повлиять на
Стахеева при написании повести.

По складу характера герой повести « Пустынножитель»
Николай Александрович Климентов не был создан для обычной жизни. Ему
всё время что-то мешало, чтобы быть как все. Его место было вдали от людей,
в Пустыни. Николай Климентов постоянно ощущал «пустоту» вокруг себя.
Пустынь могла стать убежищем для него. Его мятущаяся, не находившая
успокоения душа, смогла бы полноценно существовать только в Пустыни.
Такие мысли приходят, когда узнаёшь подробности биографии Н.Страхова, его
поиски и сомнения.

Пустынножитель Николай Климентов существует «нигде», житель
пустынного места - Пустыни. Николай Климентов / Страхов / мог бы стать
достойным старцем. Возможно, именно в этом и была тайна жизни
Н.Страхова, которую разгадал Д.Стахеев, хорошо его понимая. Отсюда и
название «Пустынножитель».

Внутренне очерк «Группы и портреты» связан с повестью
«Пустынножитель», хотя эти два произведения написаны в разное время с
перерывом в 17 лет. Несоответствие образа жизни главного героя его
внутреннему предназначению находится в прямой зависимости от тех идей,
которые мы находим в « Группах и портретах». Жизнь старцев, является
примером другой жизни, когда всё подчиняется исконному православию.

В конце очерка Д.И.Стахеев подробно передает рассказ Н.Страхова о
посещении старца графом Львом Толстым. Когда старец узнаёт, что беседует с
графом Толстым, это вызывает у него неожиданную реакцию: «Потом
помолчав некоторое время, начал было опять перебирать тощими пальцами
косточки чёток, но вдруг как-то странно и совершенно неожиданно оживился и
проговорил:
-А у меня брат был генерал. Родной мой брат был генерал..»[5.стр. 94.]
Н.Страхов так продолжил свой рассказ «свёртывая папиросу, уныло при этом
покачивал головой.
-Да, да,- сказал он в заключение своего рассказа,- тщеславие живуче. К чему
бы, кажется, ему - старцу схимнику, удалившемуся от мира и всех дел его,
генеральство брата, а вот поди же ты – хвалится им. Да, тщеславие преследует
человека иногда с таким упорством, что не оставляет его даже и в последние
минуты жизни.»[5. стр.94.]

Н. Страхов разочарован в старце, а Д.И. Стахеев не верит в необходимость
общения со старцами. Эта мысль просматривается в содержании очерка
«Группы и портреты»

Уже в подзаголовке (Листочки воспоминаний) подчёркивается желание
отобразить то, что Д.И.Стахееву было рассказано посетителями Оптиной
пустыни. Рассказы превратились в воспоминанья, ставшие уникальным в
своём роде литературным произведением.

Д.И. Стахеев в очерке «Группы и портреты» показал противоречивость
человеческой природы: литераторы, старающиеся приблизится к старцам,
старцы, неожиданно проявляющие не лучшие человеческие качества, живущие
вдали от мирских забот и одновременно близкие к самой обычной жизни.

«Группы и портреты» - это общество, находящееся в постоянном поиске
истины, в стремлении к совершенствованию. При невозможности найти
духовную гармонию остаётся только мечта о приобщения к высшим,
духовным сферам. Это правдиво отражено Д.Стахеевым в очерке «Группы и
портреты»

Неоценимый вклад внесли «Группы и Портреты» Дмитрия Ивановича
Стахеева в литературу, рассказав о посещении знаменитыми писателями
Оптиной Пустыни. Без этих свидетельств мы не узнали бы многих интересных
фактов, которые Дмитрий Иванович изложил правдиво и талантливо в
«Группах и портретах» (Листочках воспоминаний).
Список литературы.

1. Бердяев Н.А.Самопознание. М.: ЗАО изд-во ЭКСМО-пресс.1999
2.Котельников В. «Православные подвижники и русская литература.
На пути к Оптиной пустыни». Изд-во Прогресс-плеяда, 2002.
3. Руденская Т.В.Вестник ОГУ №1 (120) январь,2011. стр18.
4.Соловьёв В.С. Сочинения в 2т. 2-е изд.Т.2 –М.:Мысль,1990
5. Стахеев Д.И. «Группы и портреты» (Листочки воспоминаний) Исторический
вестник.1907, т.107,январь, с.81- 94
6.Старчество.

Сборник 8 Стахеевских чтений На 204 стр доклад Татьяны Ролич.

https://kpfu.ru/portal/docs/F1813640654/EIKFU_ST_sb_ISBN_3.pdf