Фасолина

Виктор Минченко
      Проснувшись, Витя погрузился в воспоминания о вчерашней рыбалке.
    - Пора вставать и напомнить бабушке про уху. А то мы точно не успеем приготовить её к приходу дедушки Никифора. Он может разобидеться и больше не возьмёт меня на рыбалку,- пришла мальчишке, вместе с прохладой утра, свежая мысль.
      Соскочив с постели, Витя быстро засеменил в другую комнату. Он слышал уже стук бабушкиных печных инструментов. Она, как и каждый день по утрам, хлопотала у печи.
    - Никак проснулся уже, внучек? Что–то тебе не спится? Ведь рано же ещё!- проговорила бабушка, не переставая орудовать у печи разными рогачами.
    - Я проснулся рано, чтобы ты не забыла сварить уху. Дедушка Никифор же обещал прийти на обед!
    - Ты, внучек, думаешь, что бабушка совсем уж постарела. Помню я, помню! И про вчерашнюю рыбалку помню, да и про Никифора помню. Я даже рыбу уже всю почистила. Не переживай, уха к обеду будет свежее. Как говорится, с пылу–с жару.
      А ты, раз уж проснулся, поможешь мне с нашим хозяйством. Пойди во двор, выпусти курочек и своего друга Петюню. Покорми их зерном, я приготовила баночку. Она стоит на столе. Я не могу оторваться от печи, а ты у нас уже настоящий помощник.
      Витя, взяв баночку с зерном, вышел во двор. Деловито оглядевшись по сторонам, увидел, что куриная посудина для питья пуста. Придётся наполнять.
      Оставив зерно на пороге, Витя наполнил миску водой и пошёл открывать курятник. Открыв дверь, увидел ещё дремлющих на насесте кур. Друг Петюня, первым раскрыв свои огромные крылья, слетел с жёрдочки. За ним последовали и остальные обитатели курятника.
      Самые шустрые из них, узрев на пороге баночку с зерном, поспешили к ней. Вите пришлось предотвратить попытку грабежа, успев взять банку в руки. Надо же было ещё разок подлизаться к Петюне!
      Набрав горсть зерна, он протянул ладонь в сторону степенно подошедшего Петюни. Петух на удивление не стал особо важничать, склевав всё до зёрнышка с ладони. Это, наверное, произошло ещё и потому, что мальчишка забыл прихватить с собой в сенцах прутик, и Петюне не из-за чего было сердиться. Куры загалдев, стали требовать своё, и Витя рассыпал возле порога всю баночку зерна.
      Войдя в комнату, внук доложил бабушке и про наполненную водой миску, и про спокойное поведение Петюни.
    - Вот и хорошо, внучек! Главное, чтобы вы с Петюней ладили. А теперь умывайся и садись за стол. У меня есть для тебя ещё одно ответственное задание.
    Через секунды Витя уже спрашивал из–за стола:
    - Бабушка, ну давай уже своё ответственное задание. А то скоро придёт дедушка Никифор, и мы ничего не успеем.
    - У меня их даже два. Во-первых, для силушки, ты сейчас выпьешь чашку молочка с пирожком. Силы тебе всегда пригодятся. Ты же растёшь? А растущему организму силушка ещё как нужна! А потом уж будет тебе и второе задание.
      Прошло совсем немного времени, послышался громкий возглас внука:
    - Бабушка, с первым заданием я уже справился! Говори, какое следующее?
    - Внучек, ну ты и торопыга! Я за тобой никак не успеваю. Ты хоть распробовал пирожок? Он ведь с новой начинкой! Они ещё тёпленькие, только из печи. Таких вкусных пирожков я тебе ещё не пекла.
    - Да, мне понравился! Потом я ещё распробую! Давай уже следующее задание!
    - Следующее задание совсем простое, проще пареной репы. Возле тебя в мисочке высыпаны два стакана пшена. Надо из него выбрать чёрненькие зёрнышки и маленькие камешки, об которые можно и зубы повредить, если они попадутся на зуб. Рыба к обеду уж больно хороша, такой же хорошей должна быть и каша. Вкусная и чистая.
    - Это я буду как Золушка в сказке?
      Вопрос внука на время повис в воздухе. Дальше комнату заполнил заливистый смех бабушки Маринки. Пришлось ей оставить в покое печь и рогачи, и, взъерошив рукой волосёнки внука, пояснить:
    - Раз уж мы пригласили на обед дедушку Никифора, то всё должно быть честь по чести. Для этого и надо потрудиться, пусть даже и как Золушка из сказки. Как говорится, без труда и не вынешь рыбку из пруда.
    - Я и про репку тоже знаю из сказки. А что такое пареная?
    - Это репа, приготовленная в русской печи. Такой, как наша. На пару, в накрытом чугунке с малой водой. Она готовится просто, потому и существует присказка:- проще пареной репы.
    - Это задание лёгкое, я его быстро выполню,- уверенно произнёс Витя.
    - Я тоже в этом уверена,- добавила бабушка Маринка и вернулась к печным хлопотам.
      Внук, с надеждой не опоздать с приготовлением обеда до прихода дедушки Никифора, взялся за дело. Всё было просто, выбирай себе тёмные зёрнышки и мелкие камешки, и определяй их отдельно на блюдце, которое приготовила бабушка Маринка. Но это оказалось не таким уж быстрым, как казалось внуку. Он явно заскучал.
      Подперев рукой щеку, даже запамятовав о приходе к обеду дедушки Никифора, Витя видел, что чёрные пятнышки зёрен не так уж быстро убывают. Вдохновение и азарт  испарялись. Внук уже даже не задавал вопросов бабушке, которая всё это время не отходила от печи.
      Оторвавшись от дел на секундочку, бабушка Маринка спросила у внука:
    - Внучек, а что это у тебя блестит под носом? Ты что, простыл вчера на рыбалке? Быстренько вытри платочком! Он у тебя в кармашке.
      Оторваться от печных дел бабушке Маринке нельзя было никак. Солома в печи прогорает довольно быстро и требует от хозяйки сноровки. Вите уже совсем надоело перебирать крупу по зёрнышку и надежды на бабушкину помощь таяли. А тут ещё и слякоть под носом.
      Шмыгнув носом и вытерев нос платочком, Витя подумал:
    - Так я никогда не успею перебрать зёрнышки, даже к приходу дедушки Никифора, и каши вкусной на столе не будет.
      А нос стал давать уже более серьёзную течь. Вытирать нос приходилось чаще. Витя обратил внимание на стоящую на столе холщовую сумочку с фасолью. Возникла забавная мысль:
    - А что если я заткну фасолиной нос. Тогда я точно успею выбрать плохие зёрнышки.
      Взяв крупную фасолину, Витя затолкал её в ноздрю. Дышать стало труднее. Внук заёрзал на скамейке, и бабушка Маринка сразу обратила внимание на его беспокойство. Определив, что происходит, бабушка не на шутку заволновалась и запричитала:
    - Та що ж цэ робыться! Ой лышенько! Та як жэ я цю фасолыну дистану?
      Торопясь при попытке освободить нос внука от фасолины, бабушка затолкала её ещё глубже. Физиономия внука стала искривляться, как перед рёвом, так как и он испугался.
      Бабушка принялась извлекать все посудины из печи. Прикрыв печь заслонкой, и схватив внука за руку, она потащила его на улицу. Внук не поспевал за бабушкой, а она всё приговаривала:
    - Скорише, онучек! Скорише!
      Видя, что у внука стали заплетаться ноги, бабушка подхватила его подмышку и бегом заспешила по улице к сельской больнице.
      Соседка, выглянув через калитку, поинтересовалась:
    - Маринка, что произошло и куда это ты так несёшься? На что та, не замедляя бега, только махнула рукой.
      Пробежав до средины улицы, бабушка Маринка остановилась перевести дух и пропустить грузовик, мчащийся навстречу. Грузовик обдал обоих густым облаком пыли. Бабушка при этом так и держала внука навесу, подмышкой. Она вытирала уголком косынки пот со лба, а внук, вдохнув изрядную дозу пыли, громко чихнул.
      Снова ринувшись вперёд, бабушка Маринка услышала возглас внука:
    - Бабушка, бабушка! Стой же! Опусти меня! Я чихнул, и она уже выскочила!
      Остановившись, бабушка стала осматривать и ощупывать внука. Действительно фасолины в ноздре уже не было. Вернувшись назад на пару шагов, бабушка увидела валявшуюся на дороге злосчастную фасолину. Подняв её с дороги, бабушка направилась в тенёчек к лавочке, стоящей на улице возле дома.
      Присев на скамейку, прикрыв глаза, бабушка никак не могла отдышаться. Внук обнял её и спрятал лицо в её одежде. Он жалел её и чувствовал себя виноватым.
      Передохнув, обнявшись с  внуком, бабушка проговорила:
    - Теперь уж, внучек, мы дойдём-таки к доктору. Пусть он всё же тебя посмотрит, а заодно и даст таблеточку от простуды.
      Выйдя из больницы, бабушка Маринка перекрестилась, что-то тихонько шепча про себя. С облегчением вздохнув, она произнесла:
    - Внучек, теперь мы поторопимся домой. И печь уже по мне соскучилась, да и обещанная вам с Никифором уха – тоже. Её же ещё приготовить надо!
      По пути домой, бабушка Маринка несколько раз обещала приветствующим односельчанам всё рассказать о происшедшем попозже. Все они волновались, наблюдая из окон её спринтерский забег и понимая, что произошло что-то неприятное…
               
                Донецк, ноябрь 2017г

.