Оптина пустынь

Александр Харченко 2
«Есть места, которые сами по себе не ознаменованы ни особенною
красотою природы, ни воспоминаниями историческими или другим
чем-либо, могущим поразить воображение с первого взгляда,
но которые оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что
 оно проникает постепенно и уже больше не может изгладиться.
Такова Оптина Пустынь».
Н.В.Гоголь


  Праздники идут всегда вообщем - то однообразно. Но на это раз мы с женой решили немного изменить свой праздничный уклад жизни и отправились в паломническую четырехдневную поездку в Оптину пустынь.  Вот и повод появился, все же Казанская есть Казанская – один из глубокопочитаемых праздников на Руси.  Потянуло что – то за шиворот в те места.
 
 Сразу оговорюсь, что не ждите от меня откровений души и каких –то заумных рекомендаций. Это нужно побывать самому в тех местах, увидеть, прикоснуться к святыням, постоять среди звона колоколов и понять, чего же хочет ваша бренная душа, среди этой обители, сбросить груз мирских забот. И, возможно, промелькнет в вашей душе искорка, которую вы всю жизнь искали и которую ни в одном супермаркете не купишь.  А вот то, что на чисто обывательском уровне я в тех местах увидел, постараюсь не торопясь рассказать.

Дорога была немного утомительна, но, по сравнению с трудностями, которые испытывают настоящие паломники – просто рай. Таких истинно верующих легко отличить в многолюдной праздной толпе – с простыми рюкзачками, в которых находится все их скромное богатство, путешествующих по церквям всей России. Да  еще сияющие лица, смиренные – светящиеся добротой и лаской ко всему окружающему, с тихим ненавязчивым голосом.

 Первая остановка была в Спаса Нерукотворного пустыне – мужском монастыре у села Лыкова, на территории которого мы уютно переночевали. На второй день после службы  провели экскурсией по монастырю с богатой историей. Когда было гонение на церковь и с храмов срывали колокола, то очень много людей, препятствовавших этому кощунству, было сброшено вместе с колоколами, и многие  из них погибли на земле, не желая уходить от падающих колоколов.

 Увы,  такая печальная история тянется из прошлого за этим монастырем, и никто не знает сколько  погибших  покоятся в братской могиле здесь при монастыре, но много, очень много отдавших жизнь за свою христианскую веру.

Следующим пунктом остановки стал женский монастырь в Шамардино. Народу – масса со всей России, автобус на остановке негде поставить. Служба, экскурсии – все идет своим чередом. Территория огромная, целый городок и еще много чего достраивается. Рядом с многовековым красным Храмом – твердыни Вселенной, кипит современная жизнь по благоустройству прилегающих территорий. Будем надеяться, что это надолго, теперь уже навсегда. Если не устоят наши монастыри – развалится Россия.

 Под стометровой горой находятся два разных святых источника, один из которых оборудован купелью. Вода в нем всегда с температурой семь градусов, летом, конечно, в ней купаться  приятней чем  зимой. Но не беда, что избушка не отапливается, вода - то ведь святая.

 А вот вытираться после купели даже в Крещенские морозы, говорят, не рекомендуется, не за этим в воду лез. Зачем же святую воду с себя вытирать? С бутылочкой драгоценной святой водой по длиннющей лестнице поднимемся наверх. Еще раз зайдем в Храм, прикоснемся к его намоленным иконам и дальше в путь.


Вот и Оптина пустынь, самое известное место православной России! Здесь нам предстоит пробыть два дня, и не просто быть, а находиться на святой земле, построенной на века нашими предками. Здесь жили и молились за Святую Русь 14 Оптинских старцев, Здесь находится храм и восемь церквей. Первое, что поражает – это величие и простота здешних мест. Неважно путник, кто ты, что собой представляешь, для его обитателей ты просто брат или сестра, и отношение к тебе как к близкому родному человеку, а в наше непонятное время - это не такая уже мелочь.

 Во время праздничного торжественного богослужения такая аура царит вокруг. Какой чудесный многоголосый  колокольный перезвон слышится по всей округе. А когда бьет над твоей головой громким боем главный колокол, то он  бьет не по ушам. А живет внутри тебя, заставляя вибрировать все твое бренное тело от пяток до макушки.И только соборные посеребренные кресты в небе привычно отмежевались от всего земного. Снизу они выглядели совсем невесомо, они действительно парили в предвечерней синеве, как птицы. На куполе отображалось небо. И какими бы пессимистичными  крепкими взглядами ты не обладал в неверии всего этого, но под задушевные тихие церковные песнопения невольно наворачиваются на глаза слезы. Хочется сесть на ступеньки и уйти в себя. Слезы раскаяния, и плачь душа! Очищайся от всего бренного наносного.

 И ты начинаешь понимать, что все-таки не так ты свою жизнь прожил, что – то очень важное в своей жизни пропустил.Во время вечерней службы, когда в темноте храма при тысяче зажженых многочисленных свечей, молится в голос на одном дыхании один батюшка, и паломники полушепотом со слезами на глазах за ним. Потом откуда - то раздаются небесные ангельские голоса, в них звучит столько Веры, Надежды, Любви, столько боли, сострадания, сопереживания вместе с тобой и именно только за тебя перед Всевышним. То невольно начинает бить озноб от нереальности происходящего. И уходишь из храма обновленным  с твердой верой  изменить свой образ жизни.  И дай вам Бог испытать вам то, что я испытал в этом храме.

Мои слова к вам поживших, но так до конца не понявших свое предназначенье в этой жизни; уставших от бесконечной гонки за благополучием, разуверившихся во всем. У вас еще не все потеряно, вы можете наверстать потраченное впустую время, вы можете вернуть всю энергию и силы, веру, которую дарит Храм и не обязательно в Оптиной пустыни.

 
 Подарила мне судьба встретить и схимника-монаха Илию на своем пути. В Храме к нему не пробиться, столько желающих к нему в очередь встают. А здесь вот, вышел подышать свежим воздухом, и на боковой безлюдной дорожке мы и повстречались. Я  ни о чем его не просил, просто остановился в замешательстве, как должен конкретно поступить перед святым отцом. Он сам остановился и начал говорить.

- Крест Христов обрел, радуйся. Чесо же смущаешься, чадо?

 - Да батюшка... мысли во мне... как быть, не знаю.

 Старец сказал - "ласково - вразумительно будто хотел утешить".

 - Не смущайся чадо, и не скорби. Милость дает Господь. Светлое Благовестие. Крест Господень - знамение Спасения.

 От этих священных слов стало в груди просторно - "всякую тягость сняло."

 Мы все в жизни стараемся поступать и говорить правильные вещи, а вот душой это прочувствовать дано не каждому. Простые проникновенные слова полились из уст схимника – монаха. И оказалось, что именно эти слова нужны были мне в этот момент на этих святых местах. Они  проникали во все потаенные уголки моей души.

 И хотелось слушать его и слушать бесконечно, не задавая вопросов. Да он и не нуждался в них, он знал, он точно знал, что меня тревожит, что меня привело в Оптину пустынь.

- Как хорошо - то батюшка... Господь дал!..

 Не хотелось со старцем расставаться, еще поговорить хотелось. Черные думы у меня были, а теперь веселей домой поеду. А он на прощанье лишь сказал:

- Благословен Господь наш, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


 Очень поразила монастырская пища – простая, приготовленная без излишеств, но в то же время очень вкусная. То ли повара высокого класса готовят, то ли с душой для людей готовят, продуктами из своего обширного хозяйства. Платить за обед не нужно, а вот сколько пожертвовать на Храм – это как душа твоя тебе велит. Если нет денег, что ж – Бог простит.

 
Почему-то бросилась в глаза такая мелочь. Всюду по территории бродит много кошек, все ухожены, некоторые с ошейниками, подходят, не боясь к ногам и трутся о них. Стоит только сесть на лавку, как они мигом оказываются на коленях и, мурлыча, пытаются лизнуть тебя по щекам. Не ты их греешь, а они пытаются отдать тебе свое тепло. Смотрят тебе в глаза с укоризной. Что же ты так долго к нам добирался? Мы тебя уже все заждались, неразумный.

 Кормить их бесполезно, они ничего не хотят есть. Выросшие во внимании и ласке, они и людям хотят отдать свое тепло. Вообще кругом идеальная чистота и порядок, за этим следят много трудников, немногие из них впоследствии станут послушниками, многих привела сюда не случайность в трудный минуту а Бог в самый тяжелый час их жизни, не дав опуститься до самого низа социальной лестницы, превратясь в бомжей или алкоголиков да наркоманов.

 Здесь они нашли понимание, кров, пищу. Никто силой их здесь не держит, наоборот, многие идут и идут просясь, убегая разочарованно от мирской жизни. Много, очень много среди них молодых парней и девушек. Также сто пятьдесят монахов несут службу в стенах Оптиной пустини.

 Многих паломников способны принять три корпуса гостиниц в обычные дни на территории монастыря. В эти же праздничные не то что комнаты – все корпуса с коридорами заняты двух ярусными кроватями, отовсюду (в тесноте да не в обиде) собрался народ.

 
Монастырь, берущий свое начало от XV века, отмечает праздник иконы Казанской Божьей Матери. Мы часто думаем, что все чудеса и знамения были когда-то в прошлом. Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна была на грани катастрофы. В те дни трудно было верить в Победу, люди не знали, что делать, видели только погибель, повсюду были паника, страх и уныние.

 Митрополит Аптиохийского патриархата Илия стал горячо молиться за спасение России от погибели. После трех дней ему явилась сама Богородица и объявила, что должны быть по всей стране открыты храмы, монастыри. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем и начать службы в церквях.

 Ленинград ни в коем случае сдавать нельзя, а надо пройти Крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. В Москве перед иконой был совершен молебен, и икона на самолете совершила облет вокруг города. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград.

 Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов в реку, потому что там была Казанская икона Божьей матери. Знаменитое окружение Паулюса начиналось с молебна перед иконой, и только после этого дан был сигнал к наступлению.

 В 1943 году Митрополит Алексий и три священослужителя были награждены медалями за оборону Ленинграда. Это был первый случай в истории Советской России, когда представители духовенства получили государственные награды.

 
Киев – мать городов русских – был освобожден 4 ноября и это было весьма знаменательное значение для народа России. Отсюда началась Русь наша, здесь произошло крещение нашего народа, который избрал Христианство навсегда. Православную веру!

Никогда враг внешний не мог победить нас. Наша страна всегда падала и разрушалась изнутри. Вот поэтому и навязывает нам Запад свою демократию, стараясь увести нас от православия, понимая, что без него нас легче будет уничтожить.

Три богатыря славянских стоят – Россия, Украина, Белоруссия, не справиться со всеми тремя сразу. Вот и налетели шакалы на Украину, стараюсь перегрызть нас поодиночке.
 
Время и праздник подходит к концу, а хотелось бы еще многое увидеть и побывать в других местах, но купание в Пафнутьевском святом источнике пропустить никак нельзя. Кристально чистый источник с холодной водой. Теперь еще по трем святым источникам вперед. Кто из них святой воды не попил – тот вкуса здешних вод не поймет. Первый рядом в двух шагах, а  вот второй через три километра в удивительно красивом высоком лесу. Остается третий, но до него нужно было отмерить еще пять километров по лесной тропинке через дождь и снег.

 Выбежал утречком, пропустив службу. Тропинка одна единственная к источнику не потеряюсь. Вдруг в темноте на меня на огромной скорости чудище какое - то начало приближаться. Расстояние стремительно сокращалось, и времени на раздумья не было. С испугу закричал не своим голосом. Мимо меня в черной рясе на велосипеде промчался батюшка с молитвой за меня, наверное, на службу спешил. Ну святой отец напугал как! Вот сильный ливень начался, переходящий в мокрый снег.
 
    
Я все-таки добрался до родника один по мосточкам и перелескам (судя по следам на снегу) на мне не было ни одной сухой нитки, так и искупался в одежде. Для возвращения надо было преодолеть еще 8 километров, но я знал, что не возьмет меня никакая простуда. Столько выпил да искупался в этот день в святой воде, что на год вперед хватит.

Вот и возвращается наш паломнический автобус домой. Я не знаю, что со мной произошло. Но из этой поездки я вынес что – то такое, новое для себя. Нужно разбираться, и похоже не один день. Каждый, кто побывал на святой земле обязательно меняется в лучшую сторону. Вот и все, поездка прошла, а праздник остался. Слава Богу за все!