Священномученик Николай Добронравов

Вячеслав Иванович Марченко
Священномученик Николай (Добронравов), архиепископ Владимирский и Суздальский.

Дни памяти:
Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских
В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых
4-я субботу по Пасхе - Собор новомучеников в Бутово пострадавших
27.11/10.12 – день мученической кончины (1937 г.)

Священномученик архиепископ Николай (Добронравов Николай Павлович) родился 21 ноября 1861 года в селе Игнатовка Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника.

В 1881 году окончил Московскую Духовную семинарию.
В том же 1881 году поступил в Московскую Духовную академию
В 1885 году окончил ее со степенью кандидата Богословия.

С 1885 года иерей Николай – преподаватель Вифанской Духовной семинарии в городе Сергиев Посад Московской губернии.
В 1886 году удостоен степени магистра Богословия за диссертацию на тему "Книга пророка Иоиля".

В 1889-90 годах – иерей Пермского кафедрального собора.
В 1890-91 годах – законоучитель в Московском Александровском военном училище.
В 1892 году – законоучитель в 7-й Московской мужской гимназии.
До 1917 года – протоиерей церкви мученика Никиты на Кузнецкой улице в Москве.
Автор многих трудов и статей по Богословским и церковным вопросам.

С 15 августа 1917 года по 1918 год – член Собора Российской Православной Церкви 1917-18 годов как член Предсоборного Совета.
Выступал против восстановления патриаршества. Однако по избрании и настоловании Святейшего Патриарха Тихона стал искренним его сторонником, сугубо возлюбил Святейшего и был чрезвычайно предан ему.

В 1918 году овдовел.
С 1918-го по 1921 год – настоятель Всехсвятской церкви на Варварской площади (на Кулишках) в Москве.

19 августа 1918 года был приведен комиссаром Реденсом в ВЧК для получения вместе с ним справки о распоряжении произвести обыск в церкви и там арестован и обыскан.
Во время обыска чекисты обнаружили дневники священника с краткими заметками о восстании большевиков 3–5 июля 1917 года в Петрограде. Под датой 2 (15) ноября 1917 года в дневнике отец Николай записал: «Страшный день сдачи большевикам».
По окончании следствия Реденс написал свое заключение: «Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни... хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции "тип", который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь».
3 декабря 1918 года президиум коллегии отдела ЧК принял решение о заключении отца Николая в концлагерь. Однако руководители ЧК отправили дело на доследование и, в конце концов, 16 апреля 1919 года было принято решение, что, поскольку явных улик против священника нет, его следует освободить.
До 16 апреля 1919 года он содержался в московской Бутырской тюрьме, в мужском одиночном корпусе, в камере 78.
Все время нахождения отца Николая в заключении Комиссия Священного Собора ходатайствовала о его освобождении.

В начале 1921 года протоиерей Николай был назначен настоятелем Крутицкого Успенского собора.
В 1921 году пострижен в монашество.

13 августа 1921 года хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии.

В 1922 году арестован и осужден в связи с несогласием признать обновленцев.
Приговор: 1 год высылки.
Пребывал в Вологодской губернии, в городе Усть-Сысольск (Сыктывкар), Коми АССР.

В 1923 году возведен в сан архиепископа. Архиепископ Владимирский и Суздальский.
Владыка стал одним из ближайших сподвижников патриарха Тихона, оказывая ему помощь в защите Церкви от натиска обновленцев.
Вел строго аскетический образ жизни, молился целыми ночами. В отношении с людьми был необычайно прост, внимателен и любвеобилен. Твердо и непоколебимо стоял у кормила Церкви, борясь с живоцерковниками и проводя важные церковные реформы. По его настоянию был отменен принятый было Церковью новый стиль. Он провел проект реорганизации прихода, в котором указывал на необходимость введения на приходе благотворительности, даровых исполнений за счет всего прихода необходимых треб.

16 апреля 1924 года арестован и при аресте обвинен в "избиении члена рабоче-крестьянской инспекции".
Был заключен в Бутырскую тюрьму, но 14 июня освобожден за недоказанностью преступления.

После смерти святого патриарха Тихона стал ближайшим сподвижником митрополита Петра (Полянского). Впоследствии, когда под давлением ОГПУ возник григорианский раскол и архиепископ Григорий (Яцковский) добивался того, чтобы Местоблюститель передал церковное управление церковной коллегии, Местоблюститель первым в списке архиереев, которым он выражал абсолютное доверие, поставил имя архиепископа Николая, зная его как исповедника, человека твердых убеждений и опытного труженика на ниве церковной.

30 ноября 1925 года владыка Николай был арестован в группе проживавших в Москве иерархов одновременно с митрополитом Петром.
21 мая 1926 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР обвинен по статье 62, 68 УК РСФСР по групповому "делу митрополита Петра (Полянского) и др., Москва, 1926 год" в "активном участии в монархической организации церковников и мирян "Даниловский синод" в Москве, ставившей своей целью сплочение вокруг церкви верующей массы, выступая непосредственно под видом вероучения".
Приговор: 3 года ссылки через ПП ОГПУ в Сибирь.
Во время следствия с 30 ноября 1925-го до июня 1926 года содержался в Бутырской тюрьме.
В тюрьме над престарелым епископом издевались: сажали в мокрые подвалы тюрьмы, постоянно допрашивали ночью. Благодаря стойкости духа Владыки ему удалось спасти многих и многие тайны церковной жизни. В московской тюрьме особенно ярко выявился его строгий и правдивый лик, смелый лик человека, забывающего о себе и готового к смерти за веру.
Священник Сергей Сидоров, арестованный по этому же делу, вспоминал впоследствии: «На первом моем допросе в ноябре 1925 года Тучков потребовал очной ставки моей с архиепископом Николаем. Помню серую мглу сумерек... хриплый крик Тучкова и нечленораздельный возглас... следователя, который все время целился поверх моей головы в окно маленьким браунингом. Архиепископ Николай вошел, взглянул на меня и остановил внимательный взгляд свой на следователе. На Владыке была сероватая ряса и зимняя скуфья. Утомленные глаза были холодно-строги. Встав со стула, следователь разразился такими воплями, что звякнули стекла дверей и окон. Высокопреосвященный Николай властно прервал его: "Выпейте валерьянки и успокойтесь. Я не понимаю звериного рычания и буду отвечать вам тогда, когда вы будете говорить по-человечески. И спрячьте вашу игрушку". Чудо совершилось. Следователь спрятал револьвер и вежливо стал спрашивать Владыку.
И вот еще из воспоминаний отца Сергия: «Много благодарен я ему лично за свою судьбу. К 8 января 1926 года у меня было двадцать три допроса, всю ночь под 9 января я был почти под непрерывным допросом. Утомленный и нравственно, и физически, я готов был сдаться на требование следователей, готов был наклеветать на себя и друзей. Пробило четыре часа утра, когда меня вызвали к следователю. Привели архиепископа Николая. "Я требую, – сказал Владыка, – чтобы вы оставили в покое Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а Вам, – обратился он ко мне, – я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа". Меня увели в коридор, я слышал неистовую ругань следователя. Вряд ли эти мои строки будут прочтены многими, но если... близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья – от выдачи друзей врагам веры и Церкви».

С июня 1926 года по март 1929 года владыка Николай – в ссылке в Туруханском крае.
В апреле 1929 года выслан на поселение в бывшую Вологодскую губернию.
После окончания ссылки ему было разрешено проживание везде, кроме шести крупных городов страны.

10 ноября 1937 года сотрудники НКВД допросили одного из московских священников, который показал, что знал архиепископа Николая с 1924 года, служа с ним в разных храмах Москвы. Архиепископ Николай – один из самых авторитетнейших архиереев Русской Православной Церкви. Будучи долгое время священником Александровского военного училища, он имел большое влияние на юнкеров и до сего времени тесно связан с бывшими военными кругами. Что касается антисоветской деятельности Архиепископа, то он неоднократно заявлял, что «Русская Православная Церковь и весь русский народ переживают тяжелое положение исключительно по своей простоте и недальновидности, доверились различным проходимцам, и вот результат: у власти стоит "апокалиптический зверь", который расправляется с русским народом и духовенством».
27 ноября 1937 года владыка Николай был арестован в Москве и при аресте обвинен в "контрреволюционной агитации, участии в нелегальной контрреволюционной церковно-монархической организации ИПЦ".
На допросе следователь спросил Архиепископа: «Когда и где вы встречали Сахарова, Стадницкого и Дамаскина?» – «Епископ Афанасий (Сахаров) являлся моим помощником по управлению Владимирской епархией, судился по обвинению в контрреволюционной деятельности. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня и получить от меня указания на свою дальнейшую пастырскую деятельность. С епископом Дамаскиным (Цедриком) я познакомился в ссылке. После его возвращения из ссылки он заезжал ко мне в Москву навестить меня. Митрополит Арсений (Стадницкий) – мой единомышленник, он посещал меня в Москве, где мы с ним обсуждали создавшееся тяжелое положение по управлению Православной Церковью.
7 декабря 1937 года Владыка был осужден тройкой при УНКВД СССР по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР.
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.
10 декабря 1937 года архиепископ Николай (Добронравов) был расстрелян в поселке Бутово Московской области на "Бутовском полигоне".
Там же и захоронен в безвестной общей могиле.

Священномученик архиепископ Николай (Добронравов) канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000 года.

Литература:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 875.
2. Сидоров Сергий, свящ. Русская Православная Церковь: 20-е годы ХХ века. Москва, 1931. Машинопись. Архив ПСТБИ. С. 41-44.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 5. С. 130.
4. Списки студентов, окончивших полный курс Императорской Московской Духовной Академии за первое столетие ее существования (1814-1914 гг.). Сергиев Посад, 1914. С. 78, 166.
5. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918 г. Т. 1. С. 69.
6. Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России/ Составитель И.И.Осипова// Церковно-исторический вестник. 1999. № 2-3. С. 41-42, 160.
7. Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000 г.
8. Синодик пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутово. М.: ПСТБИ, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, Община Храма свв. новомучеников и исповедников российских в Бутово, 1995. 19 с.
9. Просим освободить из тюремного заключения (письма в защиту репрессированных). М.: Современный писатель, 1998. 208 с., илл. С. 170-171.
10. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2000. Кн. 5. С. 427-435.
11. http://pstbi.ru
12. http://fond.centro.ru

Документы:
1. Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
2. ЦА ФСБ РФ. Д.Н-3677. Том_Лист Т.2. Л.159-159об.
3. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.19597.
4. Список расстрелянных в 1937-38гг. священнослужителей и мирян (выписки из дел).
5. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.84.