Интервью с Надин Ривз, редактором интернет-журнала

Альбина Сберегаева
Надин Ривз:  Моя тема – судьбы и жизни людей, их характеры, тараканы в голове. Мне интересно исследовать человека, почему он поступает так, а не иначе, что им движет.

Старший редактор  интернет-журнала "PS"  рассказывает в интервью  для Хранителей Вологды, как можно  реализоваться в Вологде , чему учат в ЛИТО Щекиной, что такое Анклав пера,  как печататься бесплатно и  в чем уникальность Вологды.
……………………………………………….

-  Принято считать, что если живёшь далеко от Москвы, да ещё в провинции, то судьба определена территорией: « днём работа, вечером – диван и телевизор». Вы вышли за границы и имеете свой интернет - журнал. Так реализовали мечту детства быть главным редактором?

Надин Ривз: - Я считаю, что выйти за границы или сидеть на диване  - это осознанный выбор человека. Развиваться, общаться и реализовывать себя можно в любом городе. Благо сейчас есть Интернет. И к тому же в Вологде очень сильно развито литературное движение. На мой взгляд,  здесь трудно остаться в стороне от литературы, так или иначе ты к ней прикоснешься.
Мечты стать главным редактором у меня никогда не было, и я им не стала. В литературном интернет -журнале "PS" я старший редактор и один из основателей журнала.

В  литературу я шагнула с театральной сцены. Пять лет была актрисой Театра молодого актера  и при этом писала стихи. Начинала писать прозу, в какой-то момент писатель во мне поборол актрису,  и я занялась литературой всерьез. Прошла курс "молодого бойца"  в  ЛИТО у Галины Александровны Щекиной. У нас было сильное ЛИТО, разные тексты  по уровню и по содержанию, у нас были идеи и слова, нам нужно было сказать все и сразу, поэтому мы писали много стихов, прозы, заявляли и бунтовали в своих текстах. Это было потрясающе.
На  ЛИТО, куда я пришла со стихами, мне посоветовали писать прозу. И я начала с прозаических миниатюр и эссе. Все это вышло в книгу "Лови момент", созданную с помощью Галины Щекиной. Своего рода дипломная работа.

Сейчас я пишу прозу, стихи давно не писала, и думаю, что они у меня ушли в прошлое. В 2016 году в издательстве "Ридеро" я издала повесть "Ханна Хенсен" и мистический роман "Кровные узы".

-  Какие отношения были с литературой в школе?

Надин Ривз: - Литература в школе была у меня одним из любимых предметов, два других - история и английский. Мне нравилось писать сочинения, и читать я тоже любила. Как правило, мне нравилось читать больше то, что я сама выбирала, а не то, что задавали. Из школьной программы мне понравились "Война и мир", кому как, а я с удовольствием читала, "Мастер и Маргарита", "Герой нашего времени", и стихи Лермонтова любила, одно время они мне были очень близки. Из зарубежной литературы по школьной программе не прошло даром знакомство с Джеком Лондоном, до сих пор его читаю и перечитываю. Порой нам всем необходима простая и суровая проза Джека Лондона.

- Как приняли решение о создании литературного интернет-издания ?

Надин Ривз: -  Меня позвали в этот проект. Это было пять лет назад. Я познакомилась в Интернете с одним автором - Яной Януровой,  мы с ней стали хорошо общаться и даже решили писать вместе в соавторстве книгу.   Она познакомила меня с Александром Маяковым, с которым они решили создать литературный интернет-журнал. Главный редактор журнала Александр Маяков, это его идея, мы с Яной всего лишь соавторы и помощники. Так сказать,  я нашла единомышленников, или они меня нашли. А сама суть идеи журнала в том, чтобы помочь авторам с публикациями. Одно время я искала издания,  в которых можно опубликовать свои рассказы или стихи, но журналы за публикации просили деньги ( вы нам заплатите - мы вас опубликуем ) , или же я не подходила по формату. И, как оказалось, такие проблемы с платными публикациями и форматом не только у меня, а у многих авторов, особенно начинающих.  Мы решили создать журнал,  в котором будут публиковаться любые авторы абсолютно бесплатно,  и определенной жанровой направленности у нас тоже не будет. Название журнал получил "Анклав пера", позже был переименован в "PS", более понятное и емкое название. Для первых номеров мы сами искали авторов, писали им на прозе.ру, рассказывали о журнале. Многие нас игнорировали, относились к нашей идее с журналом скептически и с недоверием. Дело шло медленно, но верно. Вскоре у нас появились постоянные авторы,  приходили и приходят новые. Правда, Яна разочаровалась в журнале и ушла из нашей команды. Из основателей журнала остались Александр и я. Позже у нас появился свой сайт, страница вконтакте и страница на прозе.ру. Авторы теперь сами присылают нас свои произведения на публикации через специальную форму на сайте журнала.

Появились и редакторы, которые разбирают поступающий материал, читают и, если нужно, редактируют. Я лично веду пару проектов из рубрики "Литературный сериал" и редактирую фанфик.

Наш журнал уникален тем, что его основатели из разных стран: Александр из Украины, я из России, редакторы и авторы у нас тоже все из разных городов и стран. Думаю, что у нас есть все основания считать себя международным литературным интернет - журналом.

- Можно создавать и вести интернет- издание одному человеку или нужны единомышленники? Кто вам помогал и кто сейчас рядом с вами?

Надин Ривз: -  У нас команда. Одному это не по силам, так как работы много. Основную  и самую сложную работу  делает главный редактор, он организует работу журнала, верстает номера, занимается всеми обновлениями информации в группах и на сайтах, делает свидетельства о публикации и занимается всеми вопросами, связанными с печатными номерами. В том году мы все- таки сделали это - выпустили печатный номер. Печатный номер издается на Украине,  печатается по заказу автора или читателя, номер и пересылку оплачивает автор. С печатных номеров редакция дохода не имеет, стоимость номера -  это его реальная стоимость из типографии и пересылка почтой. Многие авторы хотели видеть печатный номер, и мы его для них сделали. На обложках номеров,  как  печатных, так и электронных,   наши авторы и читатели.
Мы с остальными редакторами работаем  с текстами. В  мои обязанности входит написание вступительного слова в номер и публикация свидетельств на сайте журнала.

-  Когда создавали литературное интернет-издание, то думали о том, кто вас будет читать? Какую видели аудиторию?

Надин Ривз: -  Мы создавали журнал для читающих людей, для тех, кому интересна литература. Это наша целевая аудитория. Делить читателей по возрастным группам попросту невозможно. Есть рассказы, стихи, статьи, которые могут понравиться абсолютно разному кругу читателей, как молодежи, так и людям старшего возраста. Так что мы видели читателей так же,  как и наших авторов.   Это разные люди, со своими взглядами и предпочтениями. Я думаю, что в нашем журнале каждый найдет произведение себе по душе.

- Как вы думаете, интернет- издания будущего -  это коммерческое мероприятие или особая миссия для выявления талантливых людей и удовлетворения читательского спроса?

Надин Ривз: -  Можно  выявлять таланты и вести коммерческую деятельность.   Многие  издания так и работают как в Интернете, так и  за его пределами. Одно не противоречит другому. На данном этапе наш журнал продает печатные номера, предоставляет иные услуги, чтобы покрыть расходы журнала, например,  печать в типографии или оплату сайта журнала. При хорошей бизнес -модели  можно поставить на поток и получать прибыль. Только у нас этого не было изначально. Мы создавались не с целью получить прибыль, но монетизировать литературное интернет-издание можно. И уже появляются такие журналы, которые направлены не только на получение прибыли от литературы. Что ждет в будущем,  пока сказать сложно. Сейчас интернет - пространство - это свободное место для продвижения творчества. Интернет- издания уже не пустое место. Они имеют свою значимость, а миссию каждый выбирает себе сам. Кто-то ценит искусство, кто-то будет делать деньги на этом. Мы не ставим цели заработать на наших авторах.
Наш журнал -  это, в первую очередь, площадка для начинающих писателей и поэтов. То есть тех, кого еще никто не читал, не видел, не знает. Да, у нас публикуются и авторы со своей аудиторией, но основное направление - начинающие авторы. К сожалению, у этого есть и обратная сторона. Нередко нас упрекают в отсутствии "фильтра графомании". Многие путают неопытность автора  с графоманством.  Но это не так. Неопытный автор развивается, совершенствуется, а графоман топчется на месте. У нас есть авторы, которые развиваются вместе с журналом, это можно проследить по публикациям. К примеру, украинский писатель Морган Роттен, автор двух романов "История одного андрогина" и "Там, где вечный холод". Или же автор фанфиков по сериалу "Сверхъестественное" Мария Гамиева. Эти имена никому не известны, но авторы развиваются, совершенствуются во многом благодаря сотрудничеству с нашим изданием. Мы им помогаем, редакторы вычитывают тексты перед публикацией, дают советы по развитию. Это звучит эгоистично и самоуверенно, мол, мы делаем авторов, но нет, мы им лишь помогаем. Принимать наши советы или игнорировать - решает автор. Автор должен понять одну истину: главный его критик -  он сам. Пока он сам не осознает свои ошибки, ему никто ничем не поможет. Когда автор сам поймет, как ему идти вперед, как ему развиваться, когда он взглянет на свой текст и осознает, что может написать лучше, тогда он будет отличным автором.

-  Когда соревнуются спортсмены, то понятно, первый прибежал, значит, лучший. Сейчас очень модными стали соревнования у поэтов. Огромное количество призёров года, страны, города, имени Великого и местного . Ваше к этому отношение.

Надин Ривз:  -  Когда это только - только зарождалось, было интересно за всем этим наблюдать,  вызывало   восторг и "вау ".   Со временем  восторг прошел, ибо призеров стало очень много. Призы и номинации были на каждом шагу, что  стало вызывать к ним подозрение и недоверие.

На мой взгляд,  большинство этих званий и призов субъективны.   Победа  не показатель таланта автора и признания публики. С одной стороны,  это возможность автора показать себя, найти читателя, но с другой,  организация конкурсов, соревнований, своего рода ярмарка тщеславия.
Например, в журнале "PS" есть номинация "Лучшее произведение номера" (ЛПН). Саму номинацию формируют читатели. Автор не может номинировать сам себя. Это главное условие, иначе наплыв произведений был бы огромный. Читатели знакомятся с выдвинутыми  на ЛПН произведениями,  голосуют за то, которое больше понравилось.
В другом номере будут другие авторы и тексты.
Это выбор непосредственно читателей. Званий никто не получает.

- У вас есть опыт работы с читательской аудиторией. Можете поделиться секретом, чем сейчас интересуется современный читатель.

Надин Ривз:  -  Современный читатель - личность  разносторонняя.  Что  он предпочтет,  угадать трудно. Мир стремительно развивается,  люди каждый день открывают для себя  новое и интересное. Мне кажется,  что фантастика и фэнтези постепенно уходят из читательских умов. На смену им хочется чего-то реального, но вместе с тем вкусного, интересного. Есть те, кому нравятся хэппи-энды, немного идеализированные, чтобы лучше, чем могло бы быть в жизни. В почете истории,  совмещающие в себе любовь (но не слащавую), драму, психологизм, немного детектива и триллера.  Некоторые читатели предпочитают  суровую прозу "без рюшечек", такой максимальный реализм, приправленный цинизмом. Цинизм еще в тренде.

-  Сейчас всё платно. Понятно, ведь интернет- сайт нужно тоже содержать. Сколько нужно заплатить, чтобы попасть в качестве автора в ваше издание?

Надин Ривз:  -   Публикации у нас бесплатные. Автор, чтобы попасть к нам,  должен прислать только текст. Напомню,  цель журнала -  дать возможность авторам, а особенно начинающим, показать свои произведения, найти читателя. Я сама сталкивалась много раз с тем, что мне предлагали опубликоваться, а потом говорили  о стоимости . Суммы назывались не маленькие, зачастую не было таких денег на продвижение творчества. Поэтому  наш журнал не берет платы с авторов за публикации.

Сайт содержать нужно, это верно. Поначалу наш главный редактор содержал сайт на свои деньги, сейчас расходы покрываем  коммерческой рекламой  в группе журнала. В стоимость печатных изданий входит стоимость производства и пересылка автору.

-  Вы сами хорошо пишете. Расскажите о самых любимых своих работах. Какие темы интересуют в творчестве.

Надин Ривз:  -    Спасибо.
Самые любимые -  это повесть "Ханна Хенсен" и "Убить Ангела".
«Ханна Хенсен» - повесть, написанная в 2014 году и изданная с помощью издательства «Ридеро». Она о девушке из Стокгольма, которая не слабо так запуталась в своих чувствах, да и ко всему прочему осталась одна наедине с вихрем чувств и эмоций. Ханна любит рок-музыку, особенно «Нирвану», ее мама врач,  она часто уезжает в командировки в страны четвертого мира, пытаясь сделать мир чуточку лучше, помогая людям, и в такие моменты у героини особенно напряженные отношения со всем миром. История о любви, дружбе и хрупком равновесии в каждом из нас. Как сказала одна из читательниц, повесть , как кофе по-венски, горечь под шапкой из сладкой пены.
И «Убить ангела» - повесть, которая немного не дотянула до романа. Она состоит из глав – миниатюр, но все они связаны героями и событиями. Герои идут против системы, у некоторых это получается, у некоторых нет, кто-то ломает шаблоны и трафаретное мышление, кто-то ломается об него. Каждый человек ведет внутри себя войну, делает выбор каждый день, и от этого зависит его судьба и судьба его близких.  И тем не менее, несмотря на все трудности, всегда есть место приятным мелочам, друзьям и удовольствию. Главная героиня - гедонист, она наслаждается жизнью вопреки всему,  что бы ей не выпало, она со всем справится, потому что позволяет себе маленькие безумства. Повесть вышла в 2015 году в издательстве "Альтаспера" в Канаде.

Я люблю писать о творческих людях, мои герои зачастую художники, актеры, музыканты и писатели. Мне нравятся семейные тайны, люди, которых жизнь побила, немного странные, не от мира сего. Моя тема – судьбы и жизни людей, их характеры, тараканы в голове. Мне интересно исследовать человека, почему он поступает так, а не иначе, что им движет.

-  Над чем работаете и где вас можно прочитать.

Надин Ривз:  -     Сейчас я работаю над романом «Мечты в формалине». Роман родился по совету А.П. Чехова : «Не можешь писать, так напиши об этом». Наступил момент творческого кризиса и затишья, идеи закончились, я не могла писать, слова не шли, предложения не складывались. Решила бросить писать. Не получилось, какие-никакие мысли мелькали и просились наружу, но ничего конкретного не было, полный бардак в мыслях, записях на листочках и в ноутбуке. И вот из такой растерянности и бардака родились «Мечты в формалине» и их героиня Саманта Лейк, писатель-неудачник, работающая в книжном магазине  и безумно любящая книги, заброшенные дороги и дома. В один вечер все меняется, прошлое и будущее сплетаются в одну нить и готовят для Саманты перемены и потрясения. Одна встреча ведет к другой, одна тайна ведет  к следующей. Закрыть двери и сделать вид, что ничего не произошло, не для нее.  И уютно-статичная жизнь девушки приходит в движение.
Написанные главы «Мечты в формалине» выложены на сайте Wattpad, автор Надин Ривз.

- Что вы думаете по поводу массового поджога исторических памятников Вологды ?  Есть ли у нашего города архитектурное лицо?

Это беспредел и уверенность в безнаказанности  у  тех, кто это делает. Вологда - город с богатой историей, у вологжан даже есть своя легенда , главные герои которой царь Иван Грозный и кирпич.  Уничтожение исторических памятников города уничтожает и сам город, его самобытность, красоту,  стирает его историю. Я считаю, что исторические памятники, здания нужно охранять, реставрировать, а не уничтожать ради забавы или цели отгрохать на их месте безликий бездушный элитный дом. Я очень люблю старые дома, в них есть что-то особенное, притягательное. Может,  я идеалистка.

Знаю, что можно многое сказать о том, что сохранять старую архитектуру города сложно, дорого и так далее. Активисты, которые пытаются что-то сделать здесь,  бессильны, городу нужна поддержка людей, которые могут сделать что-то более весомое для сохранения архитектурного лица Вологды. Сейчас оно еще есть, но разрушается. Во многом архитектура оценивается из сохранившихся исторических зданий, уникальность города также состоит из них. Вологда без резного палисада будет уже не Вологда.

04.12.2017 Вологда

Интервью провела Альбина Сберегаева для сообщества "Хранители Вологды"