7. Первые сомнения в политике

Альберт Иванович Храптович
         (Предыдущее см.  http://www.proza.ru/2017/12/06/541).

                Время шло своим чередом. Мне исполнилось 42 года, уже поседел, не заметил даже когда. Взрослеют дети, Алексей заканчивает 10-й класс, Марина пятый. К сожалению, ушли из жизни родители Веры. Обоим было всего лишь за 60, очевидно, сказались и война, и трудные послевоенные годы с четырьмя детьми. Похоронили их в Мелитополе. Вера летала на похороны, я был в это время в море. В остальном - служба, работа, дом. Обычные житейские  дела, заботы.

                А вот о чем, кроме того, в последнее время я стал задумываться, так это о том, что было далеко за пределами круга интересов подводника. Почему начались волнения в Польше?  Там ведь почти всенародное восстание против коммунистов, против правительства!  А в Венгрии, Чехословакии? Не может ведь быть так, чтобы там восстала кучка отщепенцев и одурачила почти весь народ, как нам говорят. Нет, здесь что-то не то. Но тогда что?  Почему они против социализма и советской власти, чего они хотят? Ну не назад же, к капитализму?
               Увы, за «железным занавесом», тем более нам, подводникам, узнать что-то помимо того, что преподносила нам официальная пресса, радио, телевидение было трудно. «Самиздат» к нам не доходил, времени слушать радиоголоса из-за рубежа, практически, не было. Да если и было, их болтовня не очень интересовала.  А сомнения накапливались…

               В конце уходящего 1981 года прочитал у А. Толстого в его книге «Князь Серебряный»:   « …Он гордился тем, что всегда шел прямо, своим путем, никогда по своей воле не сворачивал, не уходил в сторону. И это чувство было так глубоко и сильно, что ни с чем не могло сравниться».
               Мне кажется, и я не вилял, старался делать своё дело честно. И не помалкивал перед начальством там, где требовалось постоять за дело.

               Об этом чуть подробнее. У меня накопилось уже много материалов по тем самым проблемам отбора, комплектования и обучения подводников, отвлечения их на хозяйственные работы вместо боевой подготовки, по качеству оружия и техники, по базовому обеспечению подводных лодок, о которых я уже упоминал раньше.  Уже знал по собственному опыту, что просто обращениями по команде к своему начальству ничего не добиться. И решил подготовить специальный "Доклад" с обобщением опыта всех наших подводников и своего собственного, с тем, чтобы представить его на рассмотрение вышестоящему руководству на этот раз в письменном виде. Не получится – так хоть уйду с флота с чистой совестью. Единственное, что было пока неясно– кому и как именно я должен буду свой "Доклад" представить, если мои непосредственные и более высокие начальники, как обычно, его просто проигнорируют?

              1982-й год начался для нас с того, что мой экипаж был отправлен в Учебный центр в Палдиски на межпоходовую подготовку. Я уже говорил, что все мы очень ценили такую возможность повысить свои знания и навыки. Тем более, что УЦ в Палдиски был хорошо укомплектован преподавательским составом и учебные кабинеты с тренажерами там были хорошие. Да и передышка от нагрузки в выполнении задач Боевого патрулирования была не лишней.  Так что, все были рады такому случаю. Беда была в том, что попасть в УЦ нам выпадало редко и ненадолго.

              Многие офицеры, мичманы взяли туда своих жен, а некоторые даже детей. Поехала туда и моя Вера Александровна. Мы с ней встретились в Палдиски со старыми друзьями, в том числе с семьей Студенецких. Часто выезжали в Таллин, (тогда он был еще с одной буквой «н» на конце названия), в театр. Бывали даже в варьете, что по тем временам для нас было в диковинку, а у эстонцев обычным явлением. Ездили на природу, бывали у нас и сауны, и вечеринки.  Так что и отдохнули и повеселились как следует.

              Но была и серьезная учеба и служба.  Подготовку закончили с  неплохими показателями. По её итогам у нас с начальником УЦ состоялся  разговор, в котором он предложил мне должность его заместителя по учебной и научной работе.  Должность довольно высокая, престижная и для меня весьма интересная. Я не возражал, но предупредил, что может ничего не выйдет, меня могут не отпустить. И еще раз услышал уже знакомое:
- Да вы только дайте согласие, остальное не ваша забота.
Согласие дал, но попросил начальника УЦ никому о нашем разговоре не говорить, пока мы не улетим на Камчатку. Не хотел сглазить, да и чтобы наши моряки раньше времени не подумали, что я от них ухожу. Скорее всего, такое продвижение по службе просто не получится, так что лишние разговоры ни к чему.

                Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/06/636