Походное крещение. Гл 6 Подготовка к путешествию

Юрий Глухих
Еще в начале июня парашютистка Леля подарила клубу туристов списанный парашют, и я притащил его на склад. Оценив наощупь невесомый парашютный шёлк, сразу понял, какие невероятные возможности он в себе таит. В голове созрел потрясающий план, только реализацию его пришлось на время отложить.
После завершения сессии я назначил общее собрание группы, и когда все собрались, поделился своими соображениями:
– Хочу обсудить с вами очень важные вопросы. Это касается снаряжения, которое мы возьмём с собой в поход, и в первую очередь – палаток. Для туристов палатка – дом родной. И от того, какой это дом, зависит очень многое. Как вы уже знаете, на складе турклуба имеются только брезентовые палатки. Они ужасно тяжёлые, маломестные и в основном старые. А если учесть, что «единички» обеспечиваются снаряжением в последнюю очередь, то нам достанутся, как это ни прискорбно, самые древние палатки, которые мы замучаемся чинить.
– Какая несправедливость! – вспыхнула Надька, возмущённая до глубины души безрадостной перспективой. – Почему новичков так обижают?
– Посмотрим, как ты запоёшь через год, когда пойдёшь в «двойку», – сказал я с усмешкой.
– Юра, у тебя же ключи от склада… – начал Виталик заговорщицким тоном.
– Даже не думай! – резко пресёк я крамольные мысли. – Хочешь, чтобы у меня их отобрали?
– У колодца, да не напиться? – пожал плечами Василевский.
– Тебе дай волю – ты весь колодец осушишь! – Санечка прыснула от смеха.
– Оставь свои инсинуации! – скривился Виталик. – И не порочь моё честное имя!
– Моё честное имя… – передразнила его Тоня.
– Давайте без балагана! – жёстко прервал я никчёмную склоку в самом зародыше. – У меня есть план, как облегчить индивидуальную нагрузку, а заодно добавить комфорта в наш походный быт.
– Это уже интересно! – оживилась Женя.
Я улыбнулся ей в знак признательности и продолжил:
– Недавно парашютисты подарили нашему клубу списанный парашют. Для полётов он уже не годится, но вполне ещё может послужить туристам. Материал очень прочный и по сравнению с брезентом ничего не весит. По моим расчётам, его должно хватить на шестиместную палатку в форме полуцилиндра. Сборные стойки в форме дуг можно сделать из алюминиевых обручей, которые продаются в спортивных магазинах, а оттяжки – из парашютных строп. Такая палатка есть у Дениса Сафонова. Называется «Корова». Вы, наверняка, видели её на посвящении в туристы.
– Корова? – удивилась Юля. – Почему корова?
– Об этом история умалчивает. Какая тебе разница?
– Так, просто любопытно!
– А по мне, так хоть кобыла. Главное – она прекрасно зарекомендовала себя в «тройке» и «четвёрке», в которых я участвовал. Если мы сами изготовим палатку, то никто не посмеет на неё позариться. «Корова» намного легче наших брезентовых палаток, а по вместительности – гораздо больше. Представляете, какая будет экономия веса? Я уже подготовил чертежи. Остальное придётся сделать вам. Меня скоро на военные сборы заберут. На целый месяц!
– Я тоже уеду на сборы! – обрадовался Владик, будто всю свою сознательную жизнь только об этом и мечтал. – Девчонки, оставляем с вами Виталика. Можете эксплуатировать его и в хвост и в гриву!
– Ага! На него где сядешь, там и слезешь! – усмехнулась Надька.
– Я беру на себя стойки! Изготовлю в лучшем виде, – выпалил Василевский. – А девчонки пусть палатку шьют!
– Вот! Я же говорила! – хмыкнула Ладнева.
– А ты думаешь, стойки легко изготовить?! – взвился Виталик, оскорблённый в лучших чувствах, и начал перечислять необходимые технологические операции, загибая пальцы.
– Стоп! Не шумите! – я поднял руку. – Решено, Виталик делает стойки, девушки шьют палатку!
– Как скажешь, отец родной! – Василевский даже не думал скрывать радость, что удалось вывернуться из-под девчачьего «колпака».
– А где мы швейную машинку возьмём? – развела руками Классная.
– У меня дома есть. Только шить я не умею! – чистосердечно призналась Макаренко.
– Тогда приноси машинку к нам в общагу, мы сошьём, – предложила Крыжуха.
– Замётано! – улыбнулась Женя.
– Вот и прекрасно! – я потёр руки и окинул своих подопечных загадочным взором. – Осталось решить один весьма деликатный вопрос... Кто может достать медицинский спирт?
– Спирт? А зачем? – удивилась Архипова.
– Тонечка, ты у нас медик, а задаёшь такие странные вопросы. Исключительно для медицинских целей! А ты о чём подумала?
– А у меня в аптечке спирт не предусмотрен.
– Спирт – это неприкосновенный запас! И хранится он не в аптечке у медика, а у командира во фляжке. Понятно?
– Понятно… только я не знаю, где его можно раздобыть.
– В медицинском учреждении, где же ещё?
– У меня там никто из знакомых не работает.
– У меня, к сожалению, тоже, поэтому повторяю свой вопрос. Кто может достать медицинский спирт?
Все, как будто, воды в рот набрали. Девчонки стыдливо отводили взгляд. И я вынужден был подытожить:
– Хреново! Тогда придётся взять разбавленный спирт, то есть водку.
– А самогон не подойдёт? – встрепенулся Виталик.
– Какой самогон? – не врубился я сразу.
– Первачок! – чмокнул губами Василевский. – Градусов семьдесят будет.
– А ты знаешь, пожалуй, подойдёт. Сколько сможешь достать?
– Ну-у-у… литра хватит?
– Более чем… сделаем так. Я дам тебе армейскую фляжку, а к моему возвращению с военных сборов ты наполнишь её соответствующим содержимым. Идёт?
– Идёт!
– Значит, договорились. Вот и славно! Теперь последнее… – Я достал из кармана свёрнутый лист бумаги и развернул его. – Вот список личного снаряжения для горной «единички». Перепишите его! – передал исписанный листок Женечке.
– Женя, зачитай, пожалуйста, а мы запишем! – попросила Санечка.
– Точно! Давай, Женя, диктуй! – поддержал Владик.
– Тогда уж я зачитаю. Записывайте! – я забрал у Жени листок, подождал, когда все вооружатся ручками, и стал диктовать. – Рюкзак; вкладыш полиэтиленовый; ледоруб или альпеншток; накидка от дождя; обвязка с репшнуром 3 метра; рукавицы брезентовые; очки солнцезащитные; вибрамы; «фонарики»; кроссовки; штормовка или ветровка; лёгкая тёплая куртка или жилетка; спортивный костюм; свитер шерстяной; брюки ходовые из плотной ткани или бриджи с гетрами; рубашка фланелевая; футболка с коротким рукавом; смена белья; плавки или купальник; носки шерстяные – 2 пары; носки х/б – 4 пары; шапочка шерстяная; кепка солнцезащитная; КЛМН…
– ЁПРСТ! – передразнил меня Виталик. Девчонки захихикали.
– Сейчас будешь сам читать, умник! – недовольно бросил я Василевскому.
– Не… Больше не буду!
– Тогда объясни, что такое КЛМН!
– Ясень-пень! Кружка, ложка, миска, нож!
– Правильно… Продолжим! Предметы личной гигиены; документы и часы. Всё!
– Не понял! А спальные мешки? – изумился Владик. – Забыл что ли?
– Это общественное снаряжение!
– Почему?
– Потому что у нас будут две спарки и два «гробика», то есть шесть спальников вместо восьми. Усёк?
– А откуда у нас спарки?
– Одна – на складе припрятана, другая – моя собственная.
– Всё-таки припрятана! – съехидничал Виталик.
– Ну, ты и куркуль! – восхитился Владик.
Пропустив их реплики мимо ушей, я спросил:
– Ещё вопросы есть?
– А что, у нас и ледорубы будут? – проявила живой интерес Санечка.
– Будут, но только два. Ледорубы в страшном дефиците. На складе все наперечёт. Дядя согласился выделить нам один на группу. Ещё один – мой личный. Остальным придётся довольствоваться альпенштоками.
– Ну, с твоим ледорубом всё ясно! А второй как, по жребию разыграем? – оживилась Надя.
– Никакого жребия! Второй ледоруб достанется Владику. Если придётся рубить ступени, то от него будет больше пользы.
– Понятно, – Ладнева сразу скисла.
Я взглянул на часы и подвёл черту:
– Повестка исчерпана. Можно расходиться.

***

К началу июля основные организационные вопросы были решены. МКК утвердила маршрут и состав группы, выписала маршрутную книжку. Общественное снаряжение было подготовлено, за исключением палатки из парашютного шёлка, которую уже раскроили и начали шить. Девушки клятвенно обещали закончить работу в течение недели. Я пробежался по спортивным магазинам и купил алюминиевые гимнастические обручи. Виталик начал мастерить из них стойки для палатки. Божился, что закончит в тот же срок.
Раздав ценные указания участникам группы, я уехал на военные сборы. Владислав с однокурсниками ФАРЭО укатил в тот же день. Девчонки остались без руководящего ока. На их хрупкие плечи свалились нелёгкие заботы: закупка всех продуктов, сушка сухарей, покупка авиабилетов. Последняя процедура волновала меня больше всего. Продажа авиабилетов начиналась за пятнадцать дней до вылета, и в разгар летнего сезона отпусков они распродавались, как горячие пирожки – мгновенно. Чтобы купить билеты на группу, необходимо было собрать у всех участников паспорта, заранее занять очередь и дежурить у касс, чтобы не упустить момент. Повлиять на этот процесс, находясь вдали от города, я никак не мог. Мне оставалось только уповать на сознательность и расторопность девчонок и молиться, чтобы у них всё получилось. Свои паспорта мы с Владиком оставили Жене Макаренко, которая осталась за старшую.

***

Я вернулся с военных сборов в начале августа, ровно через месяц после отъезда, а Владик Святкин приехал в Ригу днём ранее. Незамедлительно собрали группу. В назначенный час явились все, кроме Санечки Классной.
– А где Саша? – спросил я взволнованно: потеря завхоза перед самым походом грозила путешествию катастрофой.
– Она уехала к родственникам на Украину. Сегодня позвонила мне, сказала, что прилетит завтра вечером в Минеральные Воды. Там и встретимся, – доложила Женя.
– Понятно… – произнёс я, скрывая эмоции, а про себя подумал: «Вот так сюрприз! Интересно, что ещё мне приготовили». Переварив малоприятное известие, задал главный вопрос, – а билеты купили?
– Купили! – радостно выпалила Надя.
– Три дня дежурили у агентства «Аэрофлота», отмечались в списках, толкались в очереди у касс и купили! – пояснила Юля, напрашиваясь на похвалу.
– Слава богу! – выдохнул я с облегчением. – Билеты на завтрашний рейс, как договаривались?
– Да! – ответили девчонки хором.
– Умницы! – я перевёл дыхание. – Значит, у нас в запасе только сутки. Совсем немного. Давайте проверим, всё ли у нас готово к походу. Палатку сшили?
– Не только сшили, но и покрасили в яркий зелёненький цвет! – Надя приосанилась от распирающей гордости. – Правда, получилось не совсем ровно, но нам понравилось!
– Юра, мои родители сказали, что после первого же дождя мы выйдем из палатки зелёные, как кузнечики, – поделилась Женя своими опасениями.
– Не переживай! У нас на этот случай полиэтиленовый тент имеется.
– А снизу палатка не отсыреет? Парашютный шёлк моментально впитывает влагу, – выразила сомнение Тоня.
– Под дно мы постелем толстый полиэтилен.
– Тогда другое дело! – повеселела Архипова.
– Так, с палаткой всё ясно. А стойки готовы? – я посмотрел на Виталика.
– Давным-давно! – небрежно бросил Василевский.
– Похвально, похвально… А устанавливать палатку не пробовали?
– Обижаешь, командир! Конечно, пробовали. И не раз. Стоит, как вкопанная! – самодовольно улыбнулся Виталик.
– Ну-ну... Посмотрим… Вот, завхоза нет. Не знаю, с кого и спрашивать?
– А мы вместе с Сашей раскладку делали. Я в курсе, –Женечка встала грудью на защиту подружки.
– Тогда отвечай! Продукты все закупили?
– О-о-о! Это была целая эпопея! Большие гонки по магазинам! – Макаренко выкатила глаза и пустилась в пространные жалобы, – как назло, когда тебе что-нибудь надо, то этого нигде нет, хотя раньше встречала буквально на каждом шагу. Никогда не думала, что супы в пакетиках придётся так долго искать по всей Риге…
– Так всё купили или нет?! – я вынужден был прервать Женину тираду.
– Всё!
– Вот и славно! А сухари насушили?
– Между прочим, сухари сушить не так–то просто! Я целую буханку спалила, пока научилась… – начала изливать мне душу Макаренко. Но я не вытерпел её многословия и резко оборвал:
– Да или нет?
– Да!
– Вот так и надо отвечать. Коротко и по существу. У нас очень мало времени. Тоня, аптечка готова?
– Готова.
– Всё по списку?
– Да.
– Замечательно! Владик, что с ремнабором?
– Всё в ажуре!
– Понятно… Виталик, ты самогон принёс?
– А я уж думал, ты забыл про стратегический продукт, – осклабился Василевский.
– Принёс или нет? Мне не до шуток!
– Да принёс, принёс, – Виталик извлёк из своей сумки зелёную армейскую фляжку в брезентовом чехле и передал её мне.
Я потряс заметно потяжелевшую флягу в руке. Она совсем не издавала булькающих звуков, значит, была наполнена до краёв.
– Молодец! – похвалил я парня. – А примуса проверял?
– Работают, как швейцарские часы!
– Ой ли?
– Слово джентльмена! – Виталик церемонно приложил руку к сердцу. – У меня вопрос, шеф. Можно?
– Валяй!
– Где топливо брать будем? В самолёт с бензином не пустят!
– В самолёте не провезёшь, это верно. А в автобусе никто проверять не будет, поэтому возьмём в Минеральных Водах.
– Понял!
– Вот и прекрасно! Юля, ты свою «Смену» не забудешь?
– Нет, конечно!
– Это радует.
– Я тоже возьму фотоаппарат, – сказал Владислав.
– Да ради бога! Только в общественное снаряжение его записывать не будем. Кстати, Надя, ты записала, у кого какое общественное снаряжение?
– Разумеется!
– Держи руку на пульсе: ещё не раз всё перетасуем. Так, что ещё осталось? Личное снаряжение берём по моему списку. Лишнее постарайтесь не брать. Помните! При распределении нагрузки личное имущество не учитывается. Каждый тащит свои вещи сам! У кого какие вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!
Повисла непривычная тишина. Я всматривался в задумчивые лица участников. Каждый размышлял о чём-то своём.
– Завтра встречаемся в аэропорту? – спросила Тоня.
– Да. И прошу всех: без опозданий! Если вопросов больше нет, то разбегаемся!

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ: http://www.proza.ru/2017/12/07/467