Лермонтов в музыке

Людмила Дементьева
Продолжая разговор о Лермонтове, хочется  сказать добрые слова о Благородном пансионе, где много внимания уделялось эстетическому воспитанию. Музыка, литература, живопись. Поражает многообразие интересов  Лермонтова. Он  увлекался музыкой, философией,  участвовал в  рукописных журналах »Арион», «Пчёлка», «Маяк».  С  детства   мальчик учился играть  на  фортепиано, скрипке, флейте, очень любил петь, сочинял музыку.  В 5лет(!)  Миша слушал оперу «Князь – Невидимка», когда подрос, стал участвовать в домашних спектаклях. В 14 лет юноша слушал оперу Верстовского «Пан Твардовский».  Высоко ценил он манеру игры актёра Мочалова, видел  в нём «искру божию».

В 1828г. начинается его поэтическая деятельность. Он пишет стихи «Осень», поэму «Кавказский пленник». Главное он видит в передаче  психологического переживания.  Дали плоды старания преподавателей Благородного пансиона в привитии  воспитанникам навыков самостоятельного творчества: шкаф Лермонтова был забит книгами, на столе всегда стоял глобус. Особое место занимало творчество Пушкина. 

Лермонтов гениально выступает в поэзии, прозе, драматургии. Стихи его очень музыкальны. При всём многообразии интересов поэта главной его страстью была музыка. Интересна история создания стихотворения «Нищий». Летом 1830г. Лермонтов с бабушкой, Сушковой и Верещагиной  побывал в  Троице – Сергиевой лавре.К ним подошёл нищий старик, которого они щедро наградили. Видя их доброту, старик пожаловался на «шалунов – молодых господ»,  обидевших его и насыпавших ему камешков. Потрясённый  юноша,  вернувшись домой, написал:

У врат обители святой   
Стоял просящий подаянье   
Бедняк иссохший, чуть живой 
От глада, жажды и страданья.

Кусок лишь хлеба он просил,   
И взор являл живую муку,   
И кто – то камень положил   
В его протянутую руку….

Стихотворение  «Нищий»  стало романсом.  Музыку к нему написали  Г.И.Кузьминский  (1856г.), Э.Ф.Направник (1879г.)Ц.А.Кюи(1884),Н.К Метнер и другие. Вы заметили, дорогой читатель, что музыка написана не при жизни Лермонтова. Композиторы – современники писали музыку на  его произведения, но уже после 1841г. Семь баллад поэта стали романсами, но при жизни его только пять. В наше время пишут о 2,5 тысячах вокальных произведений на стихи Лермонтова. Свыше тысячи композиторов  создавали их. На его «Молитвы» писали и при жизни его и позже: в 1844г. А.С.Даргомыжский, в 1855 –Глинка,  в 1856 – Пётр Булахов. После Жуковского  Лермонтов считается одним из самых романсных поэтов. Первым вокальным произведением на стихи поэта были любимые «Горные вершины». Написал их «дедушка  русского романса» Николай Титов. При жизни поэта была написана и «Еврейская мелодия».

Жизнь лермонтовской поэзии в музыке продолжается. Романсы на стихи «Парус» (Белеет парус одинокий) написали А.Е.Варламов (1848г.),А.Г.Рубинштейн, вокальный квартет (1849г.) и др.В январе 1840г. Лермонтов пишет грустные стихи «И скучно и грустно». Они стали романсами Н.И.Макарова в 1844г., А.С.Даргомыжского в 1845г, А.Л.Гурилёва -  в 1852г.

А как прекрасен романс  А.С.Даргомыжского "Отчего"! Как легко он поётся у замечательного композитора – вокалиста! Помнится,  нам легко было его исполнять и слушать музыку в родном педучилище.  Стихи вдохновили и  М.А.Балакирева (1857), Н.А.Римского – Корсакова (1897) и других композиторов.

Мне грустно,потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.

Кто не испытывал восторга, слушая  дуэт «Горные вершины» А.Е.Варламова(1840)! Вдохновили лермонтовские строки и М.М.Ипполитова – Иванова (1896, есть дуэт
у С.И.Танеева (1902). Мне посчастливилось прикоснуться к поэзии М.Ю.Лермонтова исполнением романса – объяснения через другую на музыку замечательного  вокалиста  Петра П.Булахова, написанного им в 1869г."Нет,не тебя так пылко я люблю".Доставим себе наслаждение чтением стихов Лермонтова!

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Более 80 композиторов создали свои мелодии на это прекрасное объяснение:
в 1848г -А.Ф.Львов, в 1850 - А.Л.Гурилёв, в 1869 - Пётр П. Булахов, 1871 - Елизавета Шашина и другие.
 
Многие композиторы написали музыку к стихам Лермонтова «На севере диком стоит одиноко».Среди них А.С.Даргомыжский(1850) Н.А.Римский-Корсаков(1876),С.В.Рахманинов (1895)…  Более десятка композиторов!.. И благодарная память вновь высветила: родное Педагогическое училище. В аудиторию входит Иван Михайлович Морозов со скрипкой, и мы поём:

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой она...

В 1841г. Лермонтов написал «Выхожу один я на дорогу». Грустные, полные раздумья стихи о красоте земли  и с вопросом:
 
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
 
И грустный ответ:

«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!.."

В 1845г. Александр Даргомыжский пишет романс "И скучно и грустно". И здесь стихи Лермонтова пронзительно- грустные:

И скучно и грустно, и некому руку
                подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!..что пользы напрасно и               
                вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие
                годы!

И в 1854г. Пётр  П.Булахов создаёт свой знаменитый романс "Выхожу один я на дорогу", о котором в Пензенской обл. будут говорить, что это написал сам Лермонтов и пел его  перед дуэлью. Вдохновили стихи К.П.Вильбоа (1857), Елизавету Шашину(1861) и других. Жизнь поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова в музыке не менее прекрасна, как и его стихи, такие музыкальные!

Ред. 21.11.2018.   13:18.

Продолжение: Лермонтов, Последние месяцы жизни. http://proza.ru/2019/10/28/582