2. 12. Музей Домик Чехова

Юрий Чемша
     Посетили музей «Домик Чехова в Ялте»
     Рядом с домиком выстроено здание администрации музея, в четыре раза большее, чем собственно домик писателя. Видимо, как всё у нас сейчас, а на Украине в особенности, дело памяти Чехова подгребается чиновниками под себя.
     Что-то в этом есть от недостойной мести человеку, всю жизнь посмеивающемуся в сторону чиновничьего племени. Эх, жаль, нельзя воскресить Антона Павловича, хотя бы дней на пять.
     В саду заканчивались какие-то восстановительные работы. По дорожкам семенили люди с турецкими лицами, перегруженные пачками плитки для дорожек. При встрече с таким нагруженным человеком ощущаешь лёгкий укол совести вынужденного бездельника. Я бы даже спустил такому турку оклик «Па-аберегись!». Но, чувствуется, призрак Антона Павловича действует и на них. Один встреченный мною турок с кипой плитки в руках, натужно пыхтя, даже первым уступил мне дорогу. Впрочем, в глазах его было такое «поберегись», что я мысленно посетовал на свою нерасторопность.
     Мы немного посидели на зелёной деревянной скамейке, явно старинной, из тех лет. Потом мы узнали, что скамейка действительно из того времени. На ней сидели Куприн, Горький, ну и сам Чехов, конечно. Я не знаю, прилично ли впитывать дух времени той частью тела, что непосредственно прикасается к лавочке, когда на ней сидишь, но, честное слово, каким-то чудом дух впитывался.
     Экскурсовод – женщина – была настолько благородна, мила и элегантна, что мы все любовались ею и без труда вписывали в ту эпоху, о которой слушали. Я не сомневаюсь, она действительно была оттуда.
     Правда, и мне удалось внести некоторую лепту в дело местного чеховедения. После проникновенной экскурсии у нас с экскурсоводом завязался разговор, и оказалось, она не знала, почему в последнюю, уже скорбную минуту Чехову велели подать шампанское. Она думала - чтобы облегчить страдания. Пришлось мне рассказать, что немецкие медики лечили Антона Павловича как своего собрата. Они очень уважали его прежде всего как медика, а уж затем как писателя. А среди врачей было так принято: когда умирает собрат и у него, как и у обыкновенного человека, во взгляде немой вопрос: «есть ли у меня ещё какой-нибудь шанс?», так чтобы не отвечать на этот вопрос прямо, ибо часто нет человеческих сил и у лечащего врача сказать правду, было принято заказать собрату шампанского. И таким образом умирающий получал ответ на свой вопрос.
     Экскурсовод была мне так благодарна! Теперь введёт это в свой текст. Так что я тоже прикоснулся.  Горжусь, что и не только своими частями тела.

http://www.proza.ru/2017/12/06/2253