Я курево люблю в оздоровление

Александр Андрейко Павлодар Рк
Рассказ

Курить я бросил когда мне было 5 лет
Сосед Шурка Бессоннов поругался с дедом и тот цигурку с самосадом нам "зажал"
Тут мы конечно изумлённо возмутились и принялсь искать альтернативу - конечно я тогда и слов таких не знал
Нам требовалось соблюдать свой ежедневный ритуал и действовали мы оперативно:
пока я стал соображать что друг мой сотворил за что его провинность нас лишила права чувствовать себя как казаки лихие взрослые, он сбегал в дом но тщетно - дед запрятал самосад.
Шурецкий попытался выхватить у деда самокрутку,но мал ростом и слаб, но смел,- потузив деда, прибежал ко мне - наш дом (верней землянка) был как раз напротив их двора
Мы собрали травку понимая что основа есть но зелёнка горела слабо и я про порох сказанул и Шурик выудил с кармана сыпанул щепотку...! Фейерверкнуло -ОГО ,- так зубы вышибет - мы решили убрать порох из рецепту...
Но тут громануло дедом :"Ишь пострелы !" Старый дед ругнул нас - самодельщиков и мы пулей с перепугу залетели за сарай в проход между плетнём и землянкой и тут сразу обнаружили необходимый компонент - солому , из которой состряпана крыша землянки посмотрели как горит и потушили что было доступно а что произошло на самом деле - во мне это провидение урока засело на всю жизньТем временем дед шуганул нас снова и мы закащлявшиеся в слезах с соплями от едкого дыма рванули из засады на свободу как сам Чапай на боевом коне !
Степь вольная была за огородом, - через овраг а хочешь - по дороге ...
Тропили по змеям и суслям из норок выливали и сдавали сусликов на пункт приёмный за шарики надувные и прочую мелочь привлекательную или в штандыра играли а то в круг вышибалу да лянгу били - заячья шкурка со свинцом посередине - кто больше пробьёт - тот победитель,- шикарнейшие детские забавы, развивающие меткость и смекалку !
Можно было с краюхой хлеба на ватагу собирать дикий лук и чеснок по весне наслаждаясь жаворонком в зените солнечного жара, таскать охапками тюльпаны из апреля, летом купаться в котлованах и на речке чистой родниковой ... Осенью дарами урожая насыщаться с огорода и бахчей, а зимой барахтаться в сугробах кувыркаться с крыш сарая словно куропатка и полозьями саночек скрипеть в мороз !

Помню смутно что пожар смотрели...
А потом наш крайчик весь лупили - так воспитывали нас всех дружно - крепко !
Тех, кто не был,- упреждая впрок, тех кто был - за участие , кто не виноват, но видел - что не упредил беду не уследил за малыми ..
Били словом и делом пока рука поднималась ...
Сгорела крыша землянки и сарая из которого коровы вынеся плетень вырвались на волю и спаслись на радость хозяев
Ущерб мог быть огромный - рядом строился дом дорогой из дерева не то что наш из самана

Когда смогли передвигаться мы с Шуриком пошли на круг с тяжёлыми сердцами из чувства вины что всем попало из-за нас понимая что справедливые попрёки мы заработали, но никто не укорил нас - глупых мальков

Этот урок я на всю жизнь усвоил=
Не будь причиною страдания других
Будь мудрым и предусмотрительным о безопасности во всех её понятиях
Будь чутким,внимательным и предупредительным реактивно мгновенно в любой самой неожиданной ситуации соблюдай спокойствие внешнее и решительно действуй на предотвращение глупости и травмы от беды беспечности !
На дорогах это неукоснительное правило заботы и взаимной ответственности в доброжелательности ко всем близким к твоему пространству деятельности по ходу движения и по ветру распространения твоих запахов )

В школе и армии не курил вел здоровый образ жизни и на работе был паном спортсменом по общественной линии, рыбачил, путешествовал, наслаждался запахом свежести трав степей и живицы тайги
Второй раз бросил куриь после 45 когда начал курить на спор в пору когда трудно было с сигаретами и многие выращивали и крутили самосад спецзакрутками
Мне нравились "Столичные" Алма-Ата -сорт типа "Ява" и когда пропали поступления перешёл на "Прима",- крепкие мужские сигареты и на рыбалке с мошкарой вроде бы даже проступала жажда накуриться и в карты пульку "Кинг" когда гоняли до утра я обкуривал своих партнёров а в маске сварщика карево предохраняло от угроз последствий сварочных и газорезательных работ
Бросил враз и не раз ) а потом просто решил что мне это не надо я люблю вкусно жить и чувствовать флёр запахов прекрасных и полезность смысла занятий

Теперь, когда у меня спрашивают сигаретку, я поясняю что "курю" железо в электродах...

Про экологию молчу - это государство должно решить как ему "бросить курить")((