Пикник на обочине - рецензия

Сергей Климкович
Есть у братьев Стругацких замечательная такая повесть "Пикник на обочине". Вещь, без сомнения, талантливая и увлекательная. Написана частично от первого лица - глазами "сталкера" (это люди, которые ходят за разными чудесными и опасными вещами в зону, предположительно оставшуюся после посещения некоторых районов Земли инопланетными существами).

Многоуровневый текст с оригинальным взглядом на умозрительную ситуацию "а что если "посещение пришельцев" Земли - всего лишь этакий "пикник на обочине космической дороги". Точно выверенное сочетание детектива и фантастики. Сюжет непростой, но вызывающий не иссякающее любопытство - а что дальше? что там ещё может быть в таинственной Зоне? Какие-такие инопланетные штучки-дрючки?

Есть ещё фильм Тарковского "Сталкер". Снят по мотивам повести Стругацких. С Тарковским всё сложнее.

Конечно, я, увлечённый фантастикой, знаю про этот фильм с детства. Унылая невнятная тягомотина - решил я, посмотрев его впервые в юном возрасте. Ну как посмотрел? Прошёлся. Смотреть его внимательно в нетерпеливом юношеском возрасте невозможно.

Пересмотрел недавно. И специально перечитал повесть.

Впечатление о фильме "великого" Тарковского осталось прежним - унылая тягомотина, в которой редкими искрами осталось что-то от Стругацких, и широкой тягомотной рекой - своеобразное режиссёрское самовыражение.

У Стругацких сталкер - совестливый, немного нервный, простоватый и грубоватый, но решительный, совершенно волевой парень.

Сталкер в исполнении Кайдановского в фильме - воплощение трусливой и вечно мятущейся русской интеллигенции. Это болезненно рефлексирующий, бесконечно трагедийный персонаж, поступки которого невнятны, не имеют определённой цели. В книге сталкер идёт на своё последнее задание для того, чтобы помочь дочери-мутанту. В фильме он лишь проводник двух "туристов" в Зону. Дрожит, валяется в грязи, нагнетает страху, причины которого в фильме нет. Ну заброшенные пространства. Ну ржавая техника. Ну и что? Где ловушки? Где смертельные препятствия, которые держат в таком напряжении в книжном сюжете? Где муки совести у главного героя? Где эта жажда вырваться из убийственного притяжения Зоны?

Распад, гниль, грязь, какое-то скотство жизни. Тарковский, на мой взгляд, не мог избавиться от желания кольнуть, "обличить" советскую действительность. Он прагматично и специально окрасил Город людей в поносно-серые тона. Там везде скользкая грязь, сырость, неуют, индустриальная мерзость, а безлюдная Зона у него полна красок, она полноцветна.

Это всё, что я увидел у Тарковского. От Стругацких остался только намёк. Тарковский только поэксплуатировал придуманный ими фантастический мир, привнеся в него своё декадентство, свою упадочность. Он исковеркал мир "Пикника", довёл его до окончательного абсурда. И в конечном итоге вместо яростного протеста, выказываемого сталкером Зоне и миру, Тарковский показал немощь, слабость, угасание, распад личности.

И даже монологи гениальных актёров в фильме - вторичны, ни к чему не привязаны, ни на что не влияют...

Унылая невнятная тягомотина.