бабушка

Нина Шарыгина
Вспомнила рассказ бабушки: пришла как-то к нам, а мамы дома не было. Бабуля ростиком небольшая, полненькая, в широкой юбке цветной, кофта такая, с баской, обязательно в переднике с карманом. Такая чистенькая, опрятная (стипненькая – как она говорила) обязательно в платочке, завязанном под подбородком. Брови чёрные кустистые, как у мужика. А вообще - наша бабуля самая красивая.
Решила нас накормить. Хватилась, а дома ничего такого нет, из чего бы что-то приготовить.
Вот, нашла картошку, мелкую – мелкую, и сидит чистит её, и неспешно, между делом,  рассказывает о своей семье и детях.
Мама моя, старшая из общих с дедом детей. Я уже писала где-то, что бабушка пошла на семерых дедовых детей со своими двумя… Дядя Вася за мамой, на два года моложе.
Учился в другой деревне, за 15 км от дома. И вот, уходя в школу на неделю, брал с собой продукты. Книжки, питание – всё на себе. А пацан же! 9 -10 лет. А там ещё жил на квартире, у хозяйки свой сын. Тот хитрый. У дядьки продукты потаскает, а д.Вася голодный.
Пришёл как-то домой, а дома мама была. Ну, сестра. Она наскоро сварила супчик, из чего было, и он с таким аппетитом наелся!
Прошло много лет. И д. Вася приехал как-то к бабушке. Видно с дороги, кушать захотел и просит бабушку:
мама, свари суп, какой Лиза варила.
А баба: а, Боже мой, так я ж не знаю, какой она варила.
Дядя Вася говорит – я тебе скажу какой. Ну и перечисляет: лук надо обжарить, картошечку туда и немного, совсем немного, манки.
Бабушка сделала, как он просил. Он покушал и говорит – вкусно. А у Лизы вкуснее было.
Вот и здесь бабушка нам такой супчик сварила. Пока рассказывала, всё и сделала.
А нам-то как вкусно было… Дети же. А больше того её говорок любили слушать. Все её были и небыли, и приговорки. И всё это между делом, легко, непринуждённо. Хоть козу доила, или стирала, варила обед… и всё наговаривала тихо, ласково.
Я наверно уже где-то упоминала, что с ней ходила в церковь. Рано рано, только развиднеется, а мы уже идём. Это мне лет пять – шесть было. А ходили от станции Енисей и в город до улицы Сурикова. И всё пешком. Автобусы ещё не ходили. А мы потихоньку, идём, говорим. Бабуля со всеми встречными здоровается, ещё и с поклоном.
Я как-то спросила: баба, а ты всех их знаешь, с кем здороваешься?
Она говорит: нет. Я их совсем не знаю.
А зачем тогда здороваешься?
Я людям здоровья желаю. И им это приятно. А раз им хорошо, то они будут делать добрые дела.
Какое было время!
Здоровья желаю!
Это ж надо. Сейчас и подумать-то об этом мысли не возникает. А бабушки наши знали. И верили. Так хочется всё это вернуть. И веру эту светлую, детскую.