Глава XII. 1. Возвращение на Тихоокеанский флот

Альберт Иванович Храптович
           (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2015/11/09/1488)      

         В самолете у меня было достаточно времени, чтобы подумать, еще раз осмыслить всё, что произошло в последнее время. Служить на Северном флоте я давно хотел. Мне повезло туда попасть, да еще на одну из лучших подводных лодок, в отличную дивизию. И в настоящих делах поучаствовал и поработал в полную силу. Кое-чего достиг, стал командиром. Да, отношения с комдивом не сложились. Но Чернов, хоть и со сложным характером человек, но всё-таки весьма опытный подводник, умел ценить людей за дела. Может, и ко мне со временем бы присмотрелся. Где-то в глубине души оставалось сожаление о том, что оставил там, на Севере.  Но, как говорится, история не знает сослагательного наклонения. И я постепенно переключился на мысли о будущем.

         Предстояло принять корабль, познакомиться с экипажем, с командованием 45 дивизии. Настроение постепенно поправлялось, и 6 ноября 1974 года в штаб Второй флотилии подводных лодок я прибыл полностью в порядке и готовым к работе. Не знал и не мог себе представить, какой «сюрприз» меня там ожидает.

         Дежурный по штабу направил меня почему-то не к Командующему флотилией или начальнику штаба для представления, а в Отдел кадров. Чуть удивился, но пошел. Начальником отдела кадров оказался капитан 2 ранга А.Кужим, с которым мы были хорошо знакомы по Обнинску. По стечению обстоятельств у него в кабинете оказался кадровик из штаба ТОФ.  Встретились с Кужимом, как старые добрые друзья. После общих фраз, как дела, как долетел и т.п. я поинтересовался у него, где сейчас находится «К-454», где мне её предстоит принимать, на месте ли сам Барановский.  И вот тут произошла некоторая заминка, повисла тишина.
-  В чём дело?   -  спрашиваю.
-  Да понимаешь, ты только не волнуйся. Пока ты добирался сюда, здесь произошли кое-какие изменения…
-  Не понял.
-  Сейчас всё поймешь. Дело в том, что штаб ТОФ изменил своё решение по поводу командира «К-454». Рассудили так: лодка перешла на другой флот, в другую дивизию, на новый театр боевых действий. Так или иначе, ей всё равно предстоит пройти сначала весь Курс задач. Ну и дали добро на назначение командиром Николая Кольцова, старпома.
-  И что дальше?
-  А дальше то, что приказ ГК ВМФ о назначении Кольцова уже подписан. Барановский сдал ему  дела и вылетел на СФ.
 
         Какое-то время я соображал, что к чему. Постепенно дошло. Кто-то с чьей-то подачи сверху надавил на командование ТОФ, те спустили распоряжение ниже и дело с назначением Барановского и вместо него Кольцова решилось. Я даже обрадовался. Может оно и к лучшему. Вернусь назад, на Север, в свой экипаж. Попутешествовал, ничего страшного. Дошло, почему меня направили сначала к кадровику, видимо, нет смысла представляться командованию флотилии. Говорю:
-  Ну и хорошо. Вернусь к себе на СФ, надеюсь, там вместо меня еще никого не назначили.  Поднялся, хотел попрощаться, но не тут-то было.
-  Подожди, Альберт Иванович, это еще не всё.
-  А что еще?
-  Дело в том, что по ходатайству Командующего 2-й флотилии и ТОФ, тем же приказом Главкома ты назначен командиром «К-201».

          Вот тут-то я действительно сел. Без меня меня женили!  Да ладно бы назначили на другую такую же лодку, как моя, а то «К-201»!  Совсем другой проект. Лодка с крылатыми ракетами, с одним реактором, она, как я считал, и в подметки нашей не годилась. И если бы мне лично предложили ею командовать, исходя из каких-то реальных соображений, я, может, и не отказался бы. А тут заочно!
-  Ну вот что, -говорю,- согласия на это назначение я не давал, принимать «К-201» не буду. Буду настаивать на возвращении на СФ.

           Понимал, конечно, всю абсурдность ситуации и своего поведения. Приказ есть приказ, его надо выполнять. Но удар был настолько сильным и, главное, неожиданным, что я, как боксер в нокауте,  какое-то время просто не соображал, что говорю. Мои горькие размышления прервал Кужим:

-  Я не сомневался, что ты скажешь именно так. Я-то тебя знаю, и заранее предупредил Командующего флотилией. Он приказал нам вместе, после беседы со мной, прибыть к нему.
        Позвонил в кабинет командующему. Тот сказал, что ждет. И мы немедленно пошли к нему  на второй этаж.
 
        Навстречу мне поднялся невысокий, но крепкий, коренастый контр-адмирал. С легкой усмешкой подошел ко мне поздоровался за руку, внимательно посмотрел в глаза:
     -  Ну что – не согласен?
     -  Не согласен, товарищ адмирал. Разрешите убыть назад, на Север,
     Я решил, раз уж сказал своё слово, назад хода нет.  Хотя прекрасно понимал, что у Командующего флотилией нет права отменять или изменять приказ Главкома. Адмирал, видно, понял, что я в состоянии грогги, придираться к словам не стал. Спросил:
     -  Но ты же вещи свои сюда отправил?
     -  Так точно. Но это не проблема, отправлю назад.
     -  Да, ты прав, это не проблема. Проблема в другом – передокладывать Главкому. Менять свои решения он не любит. Но что делать, надо попробовать. У тебя есть здесь друзья?
     - Думаю, найду, я ведь здесь служил.
     - Ну вот и хорошо. Тогда так. На  ПКЗ-2 тебе выделят каюту, я распоряжусь. Пока устраивайся там, отдохни, сходи к друзьям. Завтра ведь праздник 7 ноября, ты не забыл? А после праздника попытаемся что-нибудь сделать.
 
        Это был Борис Иванович Громов. Моряк, подводник до мозга костей, грубоват, мог за провинность так отчехвостить, что небо с овчинку казалось. Но в то же время большой души человек. Не могу себе представить никого, кто стал бы со мной, никому неизвестным  капитаном 2 ранга, так говорить, вникать в мои чувства, идти ради меня наперекор самому Главкому!
       Не знаю, с его ведома или нет, но была попытка командира 10-й дивизии контр-адмирала Луцкого уговорить меня принять «К-201» и вступить в командование. Он даже сказал, что через год-два я буду у него замкомдивом. Но как я мог отказаться от своих слов и убеждений?

       После праздника Громов каким-то непостижимым образом, добился того, что Главком подписал приказ, которым поменял нас с Кольцовым местами. Интересно, что Николай не возражал, даже был доволен. Оказалось, что в прошлом он на такой лодке служил. В дальнейшем мы стали друзьями, общались семьями.

             Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/12/05/414