Колымские дороги

Владимир Кириленко2
По прилету в а/порт Магадан, нас долго не выпускали из самолета, пока пограничники не проверили у прилетевших пассажиров соответствующие документы. Без пропуска или приглашения на Колыму, в закрытую приграничную зону никого не допускали.
Таков был закон, и с этим, всем приходилось считаться? У меня был «вызов» на этот счёт, из автобазы в поселок Ягодное с приглашением на работу. Поэтому я, беспрепятственно вышел из салона самолета - Ил-18 на улицу, - глотнув, холодного колымского воздуха полную грудь и, неторопливо спустился по трапу на землю, одержимый новыми впечатлениями к легендарной колымской земле, вообразив себе, что здесь мне надо начинать осваивать новый мир, на краю этой неприветливой земли,
откуда, постоянно восходит солнце с новым российским утром?

Сам, я был знаком в ту пору с северными землями, когда три года, я уже отработал в Якутии, - где такой же, суровый был климат, который и заставил меня сделать решительный шаг, чтобы покинуть этот голодный якутский край и, уехать на богатые колымские просторы? Здесь, люди не знали нужды в пропитании, наверное потому, что снабжение продуктовое было - московское? Прилавки магазинов были щедро забиты разной рыбой, мясом и колбасами, о чем не скажешь, про наш якутский голодный край, где мне пришлось много лет отработать.
Ради этого, я и отчаялся на решительный шаг, чтобы узнать все о Севере, так как был еще очень молод и потому, не боялся тогда уехать осваивать чужие земли - ради лучшей жизни? Всюду требовались молодые и закаленные морозами шофера, которые знали - почем фунт лиха!
 В данный момент, мне по прилету, предстояло самому добираться на перекладных машинах до своей автобазы. Пришлось, вынужденно глотать пыль от машин по дороге, чтобы терпеливо стоять на обочине и "ловить" проходящие мимо: - Мазы, Зилы и Камазы, которые ехали в сторону поселка Ягодное, куда мне и  предстояло добираться любым попутным транспортом.
От а/порта, до моей незнакомой пока еще автобазы, было примерно - 500 км? Поэтому, надо было ехать по любому на попутках, потому что наш автобус, давно уже ушел по своему расписанию? А следующий, был поздно.
На такси, у меня сразу отпало желание ехать, - было слишком расточительно? Могут, запросто "ободрать", как белку в незнакомой местности? Поэтому, такой вариант мне никак не подходил. И я, решительно закинув за плечо тяжелую сумку с поклажей, пошел на оживленную трассу ловить проходящие из Магадана машины, которые проезжали вдали от порта, по добротной бетонированной дороге.
Сам аэропорт, находился вдалеке от города Магадан, примерно за 80 км? Так что, увидеть его, мне так и не удалось даже издалека краем глаза? Обидно было конечно, что так получалось у меня с этим прилетом на золотую Колыму?
Одни сопки вокруг, с редкими перелесками, на которых рос густой стланик. 

Больше, не на что было смотреть, чтобы вот так запросто, взять и расколоть - в пух и прах свою сокровенную мечту? Конечно, не по своей причине, я не увидел столицу этого легендарного края? Тем более - настоящего моря, на котором, мне никогда не приходилось быть?
Наверное этому, всему была воля божья? Поэтому мне, пришлось смириться с такими безрадостными обстоятельствами, потому что, надо было добираться до конечного пункта своего назначения - любым доступным способом?
К моему удивлению, нас таких "наемников", оказалось много - которые ехали в эту же, автобазу работать? По ходу, мне пришлось не много узнать о их намерениях у всех прилетевших, скопившихся на краю этой пыльной обочины?
Затем, мне здорово повезло!
Я, сел на попутку и, уехал на Камазе, который помчал меня по пустынным диким крутым сопкам, с густым стлаником, растущим в этой неприветливой на первый взгляд холмистой местности? Конечно, я с интересом разглядывал из уютной кабины, весь этот незнакомый ландшафт Колымы. Машина, казалось мне, могла без особых перегрузок, подыматься по головокружительным перевалам, навстречу горным серпантинам. Вдоль которых, много было памятников, уставленные когда-то, сердобольными товарищами, на долгую память - разбившихся шоферов! Наконец,"бетонка"закончилась, затем предстояло ехать по гравийной дороге, которая находилась в идеальном состоянии! Такое ухоженное покрытие было по всему маршруту, - объяснил мне водитель: начало которой было - от самого Магадана до границы Якутии. По всей дороге, находились дорожные бригады с техникой, которые следили за состоянием этого своеобразного дорожного полотна, связывающее огромные просторы Колымы. От различных крупных золотодобывающих поселков до отдельных далеких артелей, находящихся в горных местностях этого края.
Круглый год, такие дорожные подразделения, подравнивали разбившиеся отрезки дороги грейдерами, - пуская вперед поливочную машину, которая поливала водой мелкую щебенку, чтобы пыль не поднималась от колес проходящих машин.

Я хорошо знал, что не было таких ухоженных дорог в Якутии, за которыми, так тщательно следили бы люди, как здесь? На любом участке, серьезно можно было, надеяться на реальную помощь, чтобы у сломавшейся машины, можно было - починить, любую неисправность? И такой обязательной аккуратности, придавали такой дороге особое значение, где всегда можно - переночевать уставшим шоферам в придорожных пунктах отдыха. На первый взгляд, мне было не привычно видеть и воспринимать своей необъезженной психикой, что все это - было бережно создано только для человека!
Особенно, на отдельных участках узких дорог, когда машинам, часто приходилось встречаться на приличной скорости, чтобы далее умело - они могли разъезжаться, не касаясь бортами? При этом, таща за собой километровый шлейф серой пыли. Шофера, при такой езде, заранее закрывали ветровые стекла кабин - завидев встречную, чтобы не задохнуться от нее?
Конечно, это было не на всех участках. Поэтому, я с вдохновением наблюдал, за спецификой такой необычной работы со стороны, которую мне суждено будет скоро, заново познавать?
Через некоторое время, мы приезжие, на месте, получив койки в комнатах общежития, - для полной уверенности с механиком, получили своих шоферов - наставников, которые будут учить нас, новым навыкам вождения и изучать все маршруты?  После чего, все приезжие успешно были приняты на работу в эту автобазу.
Наши наставники - знавшие себе цену и, между собой, посмеивались над разношерстным приезжим народом? Который еще не нюхал всею специфику будущей работы?
Посадили меня, на полуприцеп – тягач, Зил – 130. Поэтому, моя дальнейшая водительская доля, зависела от моего профессионализма и езды по этой необычной колымской трассе!
Первым делом, я приобрел себе шофера – наставника, о котором ничего толком не знал, кроме имени? Лишь позже, от своих товарищей я узнал его настоящую фамилию? А, после стажировки, было очень неудобно и стыдно смотреть ему в глаза за свой не очень сдержанный язык?
Опростоволосился я перед ним основательно, за свои несуразные высказывания - тогда, при стажировке?
Будучи на маршруте за рулем, я ехал по равнине на вершине перевала на его машине, - недоумевая, что на высоте, машина почему то, не хотела ехать по ровной дороге?
Поэтому, я раз за разом, торопливо переключал рычаг скоростей, чтобы можно было разогнать ее по ровной дороге и ехать в накат? Но, машина уперто, не хотела слушаться меня? А, мой наставник терпеливо молчал и ухмылялся в свои усы. Вроде спуск был и водица - веселым ручейком журчит вниз, а машина не идет? Что за чертовщина?
Тогда я, очень нервничал и начинал ругаться своей привычной фразой,- "Еб*ный* Потап, и матерился как сапожник в его адрес? Вдобавок, вспоминал и Козла - отпущения, - поливая и его крепким матом.
Он, подозрительно ухмыляясь, глядел на меня и сдержано говорил мне, сквозь свои усы: - Что ты дергаешься? Такими же матюгами, крыл он и меня, которыми я ругал, своего наставника - а его фамилия была - Потапов?
Но, про это я узнал позже! А тогда, я сидел как последний идиот и молча улавливал все его наставления - стараясь прислушиваться к ним, но уже с пристойным и покорным уважением к этому человеку, который по-своему, хотел обучить меня всему, что умел он. Медленно шли дни моей учебы. Я старательно изучал маршруты колымской трассы на которой, предстояло мне работать долго. А пока, я сидел рядом и слушал его напутствия, в качестве пассажира - изучая перевалы, перенимая опыт скоростного спуска груженой машины.
Как нужно будет вписываться в повороты на узких участках, и четко выходить из них, не допуская сильный нагрев тормозов? Конечно, не мог я быстро привыкнуть к скоростному спуску, поэтому адреналин быстро подскакивал на деревянных мостах между сопок, когда навстречу тебе летит такой же тягач, со скоростью - в 100 км, чтобы выскочить на подъем, как можно выше - тем самым, сэкономить больше горючего! Тут надо было, просто привыкнуть к таким опасным разъездам, и без страха, смело пускать машину вниз в "лоб" встречной, чтобы быстро приучить свою психику, и не паниковать - встречая машины на бешеной скорости, которые успешно разъезжались - борт в борт на узких мостиках?

Я естественно, с уважением смотрел на своего, еще молодого водителя - седина которого, красиво серебрили виски парня? Поэтому, стоило познать и понять, что рядом был человек - видавший не один раз экстремальные ситуации на этих тяжелых дорогах, из которых только такие люди как он, могли благополучно выходить каждый раз?  Конечно, приехали мы все с одной целью, чтобы заработать и прижиться в этом суровом краю? Но, посмотрев на убийственные дороги, усеянные многочисленными памятниками с красными звездами вдоль дорог, - трагичными местами разбившихся шоферов.
- Не для того, прилетели сюда мы, чтобы заработать на свои похороны? Поэтому, глядя на весь этот необычный вид дороги - разбиваться насмерть, никому не хотелось! Разумеется, всем хватало времени задумываться еще при стажировке, - делая про себя вывод с печальными мыслями: - "А, не дурак ли, я"? - приехал за длинным рублем, который может запросто укоротить твою жизнь?
Поэтому, многие ребята, после стажировки, - по одному тихо рассчитывались и, уезжали к себе восвояси на бедную родину живыми и здоровыми!
Зато, не в цинковом гробу? Конечно, много разбивалось на машинах ребят. Особенно, в осенне - весенний период, когда на крутых подъемах, заставал кого-то снегопад, когда машины, сделав вынужденную пробуксовку - более не слушаясь тормозам, с неотвратимым "юзом" колес - сползали в пропасть по скользкой дороге.

Тут спасать, надо было самих себя, а не машины, которые и давили своими колесами шоферов пытавшихся подкинуть под них, тормозные стояночные упоры?
Много лежало разбитых машин в глубоких ущельях, как невостребованный металлолом?
Но, доставали, после таких аварий из глубоких расщелин, только трупы шоферов. Альпинисты, хорошо знали многие такие кладбища машин и шоферов.
Конечно, страшные там дороги!
Надо еще думать, что их когда-то, строили зэки, которые мостили их - возможно и своими безымянными костями через всю золотую Колыму? Проезжая ночной порой по таким убийственным местам, каждый мог воочию, или с перепугу, на "серпантине", увидеть их расплывшиеся белые привидения?
Так мы узнавали по рассказами своих наставников, эти безымянные могилы по всей дороге. Конечно, мы старались, более не нагонять на себя страх, и быстро проскакивали эти мрачные кладбищенские места и, мы поневоле от страху, верили таким правдоподобным небылицам!

Однажды как-то по осени, произошел с одним кавказцем - джигитом, интересный и поучительный случай, про который, он рассказывал нам тогда в курилке с явным акцентом: - Видел я и, по-круче дороги на своем Кавказе! Поэтому, для него Колыма, была просто - дом родной! Отстажировавшись, как все на машине по своим маршрутам, -  изучив за рулём их основательно, а по-непредвиденным обстоятельствам, он почему то, не успел проехать еще один сложный маршрут, проходящий через высокий и опасный перевал под, названием - "Жаркий"!
Перед сдачей стажировочного, листа уговорил своего водителя – наставника, подписать ему лист - о том, что он изучил все маршруты!  Который, давал ему право на самостоятельную работу без «нянек», чтобы начинать зарабатывать себе приличные деньги? Ему конечно, водитель подписал все документы, и наш джигит, на следующий день, тут же получает машину и уезжает в самостоятельную первую рабочую поездку.
Как раз по маршруту, через этот перевал, на котором он не был?
В тот день, диспетчер отправляет его машину сначала в Магадан на ТЭЦ, груженую в Сусумана углем. А, на обратный путь, он должен был грузиться промывочными установками и оборудованием под золото, которые он повезет на прииск по головокружительным серпантинам, вглубь Колымы от основной трассы.

По незнакомой дороге - не соображая, до каких пор, он будет подниматься на этот опаснейший перевал, где цеплялись облака за макушку сопки? А его машина до сих пор, уже второй час поднимается, а подъем все не кончается? - удивлением рассказывал он, нам в курилке виновато оглядываясь по сторонам, боясь начальства,  потому, что оставил свою машину на том перевале?
- Совсем стемнело, - говорит. На небе, почему-то сильно ярко замерцали звезды, но приглядевшись внимательнее, я понял что это машины вниз спускаются?Вот тогда-то, мне стало очень грустно и одиноко! - рассказывал он нам, виновато посмеиваясь.
С горем-пополам, поднялся на перевал я, и решил бросить там свою машину, подставив под колеса тормозные чурбаки и на попутке, пришлось уехать на автобазу. Откуда, я мог знать, что надо спуститься с перевала за полчаса на сумасшедшей скорости - экономя воздух для тормозов и преодолеть - 33 крутых серпантина на каждом, из которых были кладбищенские памятники с крестами?
Мне, когда водитель рассказал, с которым я приехал обратно, что я бы, все - равно разбился на одном из них - не имея опыта скоростного спуска на таких сумасшедших виражах! Поэтому, до сих пор, не могу представить себе, как можно пускать груженую машину на скорости - 80 км, с крутизны до следующего поворота, перед которым, нужно единственный раз притормозить, чтобы вписаться в поворот?
- Я так бы, все-равно не смог? – признался он нам и предположил вслух.
- Так что, поеду я домой ребята, на свой Кавказ! - не хочу памятником здесь оставаться? Лучше я, спокойно на ишаке своем прокачусь, - закончил он свой печальный рассказ. 

Плохо, когда тормоза не срабатывают в нужную минуту на вираже - когда ты, с вытаращенными глазами летишь стремительно под откос - обнимая радиатором тайгу с толстыми стволами деревьев? Стремглав летишь, и про себя молишься, чтобы не сгореть в машине заживо или убиться сразу и ничего не помнить!?