Не нужно надгробия, не нужно шумихи

Алла Чурлина
Из года в год сеть, как, впрочем, и бумага не краснея множит перепечатки абсурда. Девочка я терпеливая, но всё имеет предел. Ну не верится мне, что такой уважаемый журнал, как «Вокруг света», может из-за отсутствия чего-либо толкового под рукой публиковать пустышки (хоть даже и своего постоянного автора). Ну подошёл календарь, ну дата смерти Моцарта, — а давайте всем напомним о существующих причинах и версиях его ухода, поразвлекаемся. И публикуют, да так усердно разжёвывая, чтобы последнему парнишке в баре мозги замутить.

Посему, простим автору публикации пиар-ход «от Майкла Джексона к ещё одному музыканту» (и впрямь, где сегодняшнее сознание России — Джексона знаем, а кто такой этот ваш …???). И ещё одну небрежность пропустим: то ли Баден-Баден, то ли Баден — одна хрень: у нас импортозамещение — на кой нам ваша немчурская география, у нас своих курортов навалом для наставления рогов супругам. Ну вот, что-то в этом роде и «прошлось» по судьбе композитора. Там слух подхвачен, тут дёрнули, припудрили и картинками разукрасили. А теперь о другом.

Этого прощать не будем:

1. (Хоронили Моцарта по третьему, низшему разряду (за 8 гульденов 56 крейцеров плюс 3 крейцера за перевозку), «так как ван Свитен, — по словам Ниссена, — заботился о максимальной экономии для семьи».)
2. (Странно, что богач ван Свитен не нашел средств, чтобы обеспечить почитаемому им композитору надгробие.)
3. (Значит ли это, что кто-то постарался сделать невозможной потенциальную эксгумацию?)
4. (...что в больнице в бреду Сальери якобы признал себя виновным в смерти Моцарта …, а также что он сознался в убийстве на исповеди некоему монаху.)

Хоронили В.А.Моцарта по третьему разряду из существующих на тот момент восьми. Это восьмой разряд был низшим для простолюдинов. Третий разряд стоил 400 гульденов (для сравнения — при дворе архиепископа Зальцбурга Моцарт в год зарабатывал 120 — максимум 150 гульденов). Этот разряд предполагал общую яму для 5 взрослых или 3 взрослых + 3 детских гробов. Обратите внимание: отдельный гроб для каждого тела. Но без указания имён и дат жизни, без надгробия. Через 12-15 лет можно было перезахоранивать, если родственниками не вносилась ежегодная плата. Сумму в 400 гульденов пополам внесли два муниципалитета — его родного города Зальцбурга и его эмигрантского пристанища в лице имперской столицы Вены.
Георг Николаус Ниссен появляется в Вене в доме-пансионе вдовы Моцарта — Констанцы фон Вебер — лишь в 1802-ом году, выйдя в отставку. Он получает допуск вдовы ко всему имеющемуся наследию Моцарта (личные вещи, одежда, парики, музыкальные инструменты, ноты, письма, записки и проч.). Он начинает составлять и писать первую биографию Вольфганга Моцарта, получая все необходимые коментарии СО СЛОВ Констанцы. По прошествии 12 и более лет. Работал он тщательно и долго. К финалу, когда им описывалась смерть и вызванный ею ритуал, Констанца впервые наведывается на кладбище Св. Марка. Впервые — через 17 лет, в 1808. Уже все воспоминания стёрты или упакованы в затверженные формулы: ну конечно «максимальная экономия для семьи». Чек на указанную сумму ван Свитен, как и подобает порядочному человеку, предъявил убитой горем женщине, он же позаботился о том, чтобы все поступления от друзей и почитателей таланта композитора пошли в дом, в руки Констанцы для выздоровления и воспитания мальчиков. Сыновьям было на момент смерти отца 7 лет старшему и 5 месяцев младшему.

А знала ли она о людях, позаботившихся о достойном дорогом захоронении? О гробе Моцарта, который был предупредительно на будущее помечен? О долге братства перед «богом музыки»? И да, и нет. Да, потому что представляла по рассказам и переписке мужа с людьми какого уровня знатности и обеспеченности он имеет дело. Нет, потому что болезнь её после недавних родов подкосила, а болезнь и смерть мужа на долгие недели уложили в беспамятстве. Она не была прямой участницей и свидетельницей всех событий, всё максимально сделали друзья и назначенные ложей опекуны.

Моцарт кандидатствует в ложе с 1781 года, а в 1785-ом он становится полноправным братом в звании «магистра». И вы думаете, что братство отнеслось к его гибели, — а это, несомненно, была гибель, спланированная и методично рассчитанная в достижении результата, — равнодушно или безответственно? Вы думаете, что после окончательного пресечения масонского свободомыслия, после закрытия двух оставшихся лож (а до этого их было восемь), после насильственного истребления обоих Великих магистров этих лож (одним из которых был светоч науки и культуры второй половины 18 века, подлинный автор и заказчик оперы «Волшебная флейта» и идейный вдохновитель Моцарта донести до престола в Праге новую модель мироустройства через сюжет «Милосердия Тита»), после 1,5 лет собирания вокруг себя единомышленников для отпора государственному диктату союза «трона и креста» через новую собственную ложу «Грот» (а как магистр Моцарт имел полное право открыть филиал или возглавить новое объединение) — вы простодушно перекладываете на благородные плечи этих людей равнодушие и злорадство сегодняшнего «безрыбья»?
 
Да ни ван Свитен, ни Констанца даже не сомневались в благородстве окружавших Моцарта несогласных с «лакированием и тотальным контролем» нового вольного объединения во главе с самим императором. Габсбурги всегда были членами лож. Но только один, загнанный революционными настроениями Европы, отважился на заказ серии убийств. И в эти жернова попал человек, как нам «удобно» думать, столь далёкий от политики. Ну да, крикнем «Держи вора!» и устраним со сцены и от умов современников лучших — музыкантов, певцов, актёров, режиссёров, писателей, критиков — кто там ещё остался из несогласных? Поэтому одному припишим вольное распоряжение провизорским шкафчиком отца, другой — козни в отмеску любовных похождений мужа. Мелко, пошловатенько.

Уберечь не смогли, но хотя бы дали страстям откатиться в другие русла. Не нужно надгробия, не нужно шумихи. Даже второму супругу — Ниссену — Констанца не призналась в «проплаченной» услуге рассказывать всем и каждому о полной утрате места захоронения. И место знали, и эксгумацию нелегальную в подходящий момент произвели, и ещё более достойное перезахоронение устроили. Но и сегодня есть серьёзный повод «водить за нос» интернетовскими дудочками любопытных. Уж очень много грязи вылезет на поверхность. Так много, что даже опера Сальери с пародией на Петра покажется невинной шуткой. Пусть россияне утешаются гением Пушкина и вовремя ловят себя за хвост зависти, осознанной со школьной скамьи; пусть остаётся оболганным ни в чём не повинный итальянец, который каялся в суете сует и винил себя за не протянутую вовремя руку помощи гению. Ведь гении — они же как дети: их нужно оберегать, а не под домашними арестами изолировать и выдавливать из страны в страну.

Эпоха была не в пример новому времени. Благородства в честных людях было больше, как и зло носило в себе больше ярости, чем сегодняшнее мелководье. Не будем эту эпоху и уж тем более таких людей выставлять в водевильных сюжетах.


(с) Алла Чурлина, 05.12.2017