Аномальные явления

Евгений Костюра
      С аномальными явлениями мне довелось столкнуться дважды, и оба раза в Онежском озере, на «Волго-Доне-5098», где я исполнял тогда сначала  обязанности рулевого, затем обязанности третьего штурмана. Если в море третий штурман несет самостоятельную вахту, то на внутренних водных путях третий штурман несет вахту с капитаном и если при этом отсутствует рулевой, то точно так же стоит ходовую вахту и на руле. К тому времени на судно вернулся постоянный капитан, Реука Николай Алексеевич, бывший до этого в отпуске. С приходом капитана Реуки,  вместе с подменным капитаном судно пришлось покинуть и старпому. Вдаваться в подробности, я не буду, но  для безопасности плавания  это пошло только на пользу. Только каким-то чудом, нам удавалось до этого избегать каких-либо аварий, как-то посадка на мель, или столкновение с другим судном.
   Капитан Реука был человеком плотного телосложения, по характеру спокойным хоть и строгим, естественно хорошим судоводителем и хорошим кроме того собеседником, и вахты у нас когда позволяла обстановка проходили помимо всего и за разговорами. Единственное неудобство в несении совместной вахты для меня заключалось в том, что  капитан  был заядлым курильщиком, а я являлся человеком не курящим.
   Разговоры наши  помимо профессиональных  и других тем были,  естественно и  о местах которые нам приходилось проходить.
   Район плавания был для меня абсолютно новым, до этого две навигации я отработал в Сибири,на Оби и на Лене, штурманская практика у меня проходила на Балтике.
  Теперь же сразу после окончания училища пришлось работать в Онежском озере, Волго-Балтийском и Московском каналах,и на Волге. Район плавания был  интересным как в плане судовождения, это многочисленные шлюзы и водохранилища, так и во многих других отношениях.  Взять хотя бы Волго-Балтийский канал. Идя по реке Шексне, проходишь, селение Горицы, в котором расположен монастырь действующий и поныне. С мостика судна открывается на него очень красивый вид, и река в этом месте очень живописна, с островами, имеющими не менее живописные названия, Гора Никитская и Гора Городецкая. Там же в Шексне у берега остался стоять проржавевший, обгоревший корпус Волго-Балта « Профессор Керичев».
     22 июля 1972 года  из-за потери управления «Профессор Керичев» столкнулся с танкером Волго-Нефть. Танкер получил пробоину, разлившаяся нефть загорелась. Экипаж танкера сумел эвакуироваться, экипаж «Керичева»  эвакуироваться не смог из-за горевшей вокруг него нефти и в результате вся команда,16 человек, сгорела вместе с судном. Белое озеро, Московский канал, не говоря уже, о городах, в которые пришлось заходить.
    Однажды разговор у нас зашел об аномальных явлениях, которыми  жителей Карелии  не особенно и  удивишь, висевший в небе и погрузившийся затем в Онежское озеро НЛО пришлось как-то видеть всем жителям Петрозаводска. Как оказалось, капитан и сам наблюдал однажды светящийся шар в непосредственной от себя близости. В разговоре мы сошлись на том, что Онежское озеро чем-то притягивает неопознанные объекты.
   Объекты объектами, а с аномальной зоной Онежского озера я столкнулся очень скоро и для меня неожиданно.
   Случилось это  на траверзе островов Хед и Мег. Мы шли Онежским озером в непосредственной  близости от этих островов. Было дневное время суток, ясная, солнечная погода, отличная видимость.
    Я стоял на руле, Николай Алексеевич сидел в кресле, настраивая радиоприемник, и по своему обыкновению курил. Управление судном я осуществлял по магнитному компасу. Дело в том, что суда типа «Волго-Дон» гирокомпасами не оснащались, так как в море тогда не выходили, и по этому на судне устанавливался только один главный магнитный компас.
   Магнитный компас был установлен на рубке, на верхнем мостике. Стоящий на руле следит за показаниями компаса через систему зеркал в телескопически выдвигающейся трубе, типа перископа,  которая идет от компаса в рубку, устанавливая зеркальный экран на уровне глаз так, как ему будет удобней следить за шкалой компаса и удерживать судно на заданном курсе. В судовом магнитном компасе роль магнитной стрелки играет круглый диск с нанесенной на него шкалой градусов и румбов и ориентированной на север посредством магнитов, называемый картушкой компаса. Картушка располагается в герметичном котелке компаса и свободно плавает в компасной жидкости. При повороте судна картушка остается неподвижной, но кажется , что именно картушка начинает вращаться а не судно меняет свое положение относительно магнитного меридиана. Удерживается судно на заданном курсе ориентированием и удержанием шкалы картушки на носовую курсовую черту на стенке котелка компаса, согласно сделанной на карте прокладке и введенных поправок. В принципе управлять судном по компасу не сложно, нужно просто иметь навык.
   В данном случае я управлял судном по магнитному компасу, удерживая его на заданном курсе изредка делая небольшие перекладки руля, если судно уклонялось от курса. Посматривал на шкалу картушки, прямо по курсу и на острова, отлично видимые. Неожиданно шкала картушки понеслась перед глазами с  бешеной скоростью, судно само стало резко менять курс, в сторону островов. Автоматически, я резко переложил руль в противоположную сторону, успев бросить взгляд вперед, и тут же отвел руль в диаметральную плоскость судна. Пароход шел заданным курсом, никакого самостоятельного изменения курса судном не было, а картушка компаса продолжала крутиться, показывая, что мы уже повернули на 180 градусов. Все происходило так быстро, что я ничего  не понял. Прийти в себя я еще не успел, как  шкала градусов снова понеслась перед глазами, теперь уже в другую сторону. Компас начал показывать, что мы снова резко меняем курс, теперь уже в сторону берега. Происходило невероятное, компас показывал, что наше судно длинной  138 метров, имея на борту почти 5000 тонн груза, вертится во все стороны, изменяя свой курс самостоятельно, куда ему хочется. Теперь  я никаких действий не предпринимал, держа руль прямо, не ориентируясь больше на показания компаса, сразу же доложил капитану, что с компасом происходит, что- то непонятное. Все происходило за считанные секунды ни испугаться, ни растеряться я не успел. Все мои действия были автоматическими.  Капитан, же отнесся к этому на удивление спокойно и просто пояснил, что в этом районе существует магнитная аномалия, и такое здесь бывает и об этом он меня забыл предупредить. Но я, то этого не знал, и знать не мог, а такое могло произойти и в отсутствие на мостике капитана, в тумане или в ночное время, когда сориентироваться визуально, было бы невозможно. Случай этот меня тогда очень взбудоражил и до сих пор остался у меня в памяти. Фактически с нами произошло то же самое, что случается  в Бермудском треугольнике. С таким явлением я больше не сталкивался, и считаю, что мне тогда повезло наблюдать его и не только наблюдать.
    Второй раз я наблюдал необычное явление примерно через месяц, но уже в небе. Было это ночью в Волго-Балтийском канале в районе Вытегры между первым и вторым шлюзом. Пройдя первый шлюз, мы решили встать на якорь с тем, что бы дождаться утра и проходить канал уже днем. Был конец нашей вахты. Капитан встал на руль, а я пошел на бак отдать якорь. Отдав якорь  и идя по палубе в надстройку, я еще посмотрел на небо. Конец августа, ясная прохладная погода и небо все усыпано звездами. Кроме звезд на черном небе буквально ничего. Когда вахтенный механик, заглянув в салон, где мы пили чай, сказал, что над нами НЛО, то я не поверил. Прошло максимум 15 минут, с момента как я зашел в надстройку. Тем не менее, выйдя на палубу, мы увидели в небе чуть в стороне от нас нечто необычное. Светящееся серебристое облако в виде петли в черном звездном небе на относительно небольшой высоте. Впечатление было такое, как будто оно было из сжиженного газа, примерно такой плотности, и висело неподвижно. Старший механик успел сбегать за фотоаппаратом и несколько раз сфотографировать это облако. Видели мы его,
 наверное, минут десять, не больше. Потом облако моментально рассеялось и исчезло, как будто ничего и не было. А вот момент его появления его на небе никто не заметил. Объяснить это явление мы не могли. Фотографии этого облака сделать не удалось, когда старший механик проявил пленку, то пленка оказалась засвечена.
  Вот  с такими аномальными явлениями мне пришлось  столкнуться.  В последствии,никаких аномальных явлений мне наблюдать не приходилось, хотя  необычные случаи и в море и на берегу случались, а тогда я столкнулся с этими интересными явлениями впервые, которые в природе вовсе не являются редкостью.